Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Эмоциональные расстройства в структуре аддиктивного поведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

    1. Введение 5
      Глава 1. Теоретические аспекты формирования эмоциональных расстройства в структуре аддиктивного поведения 10
      1.1. Понятие аддиктивного поведения и его характеристика 10
      1.2. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения 16
      1.3. Психологические особенности аддиктов и эмоциональные расстройства при аддиктивном поведении 27
      Выводы по главе 1 39
      Глава 2 Эмпирическое исследование эмоциональных расстройств в структуре аддиктивного поведения больных, страдающих алкогольной зависимостью 41
      2.1. Организация и методы исследования 41
      2.2. Этапы эмпирического исследования 45
      2.3. Основные результаты и выводы эмпирического исследования эмоциональных расстройств в структуре аддиктивного поведения 46
      Выводы по главе 2 75
      Заключение 78
      Список литературы 83
      Приложения 88

       

  

Введение:

 

    1. Актуальность темы. Проблема аддиктивного поведения и психологической зависимости является не новой для современной психологии. Зависимое поведение становится социально опасной тенденцией развития современного Российского общества. В нашей стране остается высоким уровень безработицы, растет инфляция, увеличивается уровень преступности, а сами преступления становятся более жестокими. Подобная дестабилизация непосредственно способствует потере чувства безопасности у значительной части население. Вместе с тем по разным социологическим, криминологическим и медицинским исследованием наблюдается неуклонное возрастание количества лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и имеющими алкогольную зависимость.
      Существующие условия жизни большинства граждан России, резкая смена привычных устоев, крушение идеалов, безработица, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, многочисленные разочарования приводят к трудностям при адаптации к проблемным жизненным ситуациям, увеличивается число дисфункциональных семей, в которых растут невротизированные, больные дети. Значительное количество людей имеет травмирующий опыт разнообразной зависимости, начиная от сладостей и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической.
      Не всегда возможно реализовать желание человека в психологическом и физическом комфорте. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для психического здоровья эмоциональные состояния: тревога, раздражительность, агрессивность, депрессия, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, и др. При этом, возможность для населения легкого и немедленного получения удовольствия или удовлетворения потребности в снятии стресса, избавлении от тревожных состояний при повышении уровня психоэмоционального напряжения, способствует развитию зависимого поведения, становится стилем жизни, широко рекламируются и не требует высокоинтеллектуальных нагрузок.
      Состояние научной разработанности проблемы.
      Исследователи разных областей знания в медицине, наркологии, психиатрии и психологии считают, что аддиктивное поведение возникает как результат сложного взаимодействия наследственных, биохимических, социальных и индивидуально-психологических факторов. Среди них можно выделить внешние условия социальной и физической среды и внутренние наследственно-биологические, психофизиологические и индивидуально-типологические предпосылки, личностные причины и механизмы зависимого поведения.
      Вклад в изучение аддиктивного поведения и психологические проблемы аддикций внесли как российские ученые: И.П. Анохина, Д.А. Автономов, В. Г. Белов, А.О. Бухановский, А.О. Кутявин, Ю.А. Литвак, Н.Н. Мехтиханова, В.Д. Москаленко, И.Н. Пятницкая, Г.В. Старшенбаум, так и зарубежные ученые: З. Фрейд,Э. Зиммель, Эрик Берн, Дж. Боулби, Л. М. Додс, Э. Леон Вёрмсер, Генри Кристал, Э. Ханзян, Арчи Бродски, Ненси Мак Вильямс, Э.Себшин. Практически во всех психологических теориях, классических и новых, получивших развитие в последнее время, производятся попытки объяснить причины, связанные с формированием тех или иных видов зависимого поведения.
      Научные поиски и психологическая характеристика лиц с адиктивным поведением прослеживаются в трудах А.И. Егорова, Ц.П. Короленко, Н.А. Максимова, В.Д. Менделевича, Н.П. Фетискина.
      В современной мировой психологии существует целый ряд теорий, раскрывающих причины, которые приводят к эмоциональным расстройствам. Проблемой исследования особенностей эмоциональности личности, а именно эмоциональным расстройствам занимались Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Л. М. Аболин, П. Фресс, А. Басс, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, В.М. Русалов, Я. Стреляу, Ф. Крюгер, Ф. Зимбардо и др.
      Стремительный рост количества людей, имеющих аддиктивное поведение и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе, делают исследования феномена аддиктивного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
      Цель исследования: исследовать проблему эмоциональных расстройств личности в структуре аддиктивного поведения и выявить взаимосвязь формирования эмоциональных расстройств и аддиктивного поведения.
      Объект исследования: аддиктивное поведение — алкогольная зависимость.
      Предмет исследования: эмоциональные расстройства в структуре аддиктивного поведения.
      Гипотеза исследования: Эмоциональные расстройства индивидов страдающих алкогольной зависимостью имеют прямую взаимосвязь с аддиктивным поведением.
      Задачи исследования:
      В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
      — охарактеризовать понятие аддиктивного поведения и определить факторы, способствующие его развитию;
      — изучить специфику эмоциональных расстройств личности при аддиктивном поведении.
      — раскрыть психологические особенности и эмоциональные нарушения аддиктов;
      — провести эмпирическое исследование эмоциональных расстройств в структуре аддиктивного поведения.
      Теоретико-методологической основой исследования является система научных принципов на базе которых строилось исследование, а именно: законы научного познания, диалектический метод и принцип научного творчества, взаимозависимость и целостность явлений объективной действительности, системности, объективности изучения предметов и явлений, всесторонности изучения анализов взглядов ученых на проблему исследования.
      Подходы к изучению эмоциональных расстройств как состояний личности аддикта (З. Фрейд, Э. Зиммель, Э. Берн, Дж. Боулби, М.Е. Бурно, Л. М. Додс, Э. Леон Вёрмсер, Генри Кристал, Э. Ханзян, Пил Стентон, Арчи Бродски, Ненси Мак Вильямс, Э. Себшин и др.); теоретические подходы к понятию защитных механизмов аддиктов (З. Фрейд, А. Фрейд Р. Лазарус, Н. Мак-Вильямс, Никольская, М.В. Лысогорская, О.Г. Макаров, С.Л. Соловьева, К. Хорни и др.), исследования роли эмоциональных расстройств в структуре аддиктивного поведения человека (И.П. Анохина, Д.А. Автономов, В. Г. Белов, Э. Зиммель, Э. Себшин, В.Д. Москаленко, Ц.П. Короленко, Фенько А., Левин М.И. К. Штайнер. Ф. Перлз и др.).
      Методы и методики исследования:
      Для изучения эмоциональных расстройств в структуре аддиктивного поведения были использованы теоретические и эмпирические методы научного исследования:
      1.Методы сбора теоретической информации: обзорно-аналитический (метод изучения и анализа литературы).
      2. Организационные методы, а именно: сравнительный метод, состоящий в сравнении группы испытуемых.
      3. Эмпирические методы: эксперимент и психологическая диагностика.
      В качестве методов получения эмпирических данных были выбраны стандартизированные методики:
      — методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index — LSI). Опросник Келлермана- Плутчика-Конте;
      — методика диагностики уровня показателей и форм агрессии. Опросник А. Басса и А. Дарки,
      — методика СМОЛ «Опросник Мини-мульт, сокращенный вариант MMPI.
      3. Методы обработки данных: методы количественного и качественного анализа: математические методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ и др.). Статистические расчеты выполнены с использованием компьютерной программы для психологов — SPSS-20.
      4. В качестве интерпретационных методов был выбран структурный метод.
      Эмпирическая база исследования:
      Исследование проводилось на базе ГУЗ Вологодского Наркологического Диспансера (стационар). В исследовании приняли участие 20 субъектов, имеющих диагностированную алкогольную зависимость и 20 субъектов контрольной группы (без диагностированной алкогольной зависимости).
      Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

    1. Основой для написания дипломной работы «Эмоциональные расстройства в структуре аддиктивного поведения» послужила гипотеза о взаимосвязи и схожести эмоциональных расстройств аддиктивной личности, не зависимо от типа аддикции.
      В ходе проведения работы было выявлено, что аддиктивное поведение представляет собой одну из форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством использования объекта аддикции.
      Большинство авторов сходится во мнении, что триггером приобщения к различным видам аддикции служат как внутренние причины (биологические, психопатологические, возрастные), так и внешние (макро — и микросоциальных факторы), психические травмы и патологии развития ребенка, эмоциональные расстройства, часто сопровождаемые алекситимией.
      Для аддикта характерны негативные эмоции и чувства, при которых для переживания психологических повреждений выбираются определенные формы защиты: отрицание, минимизация, идеализация и обесценивание, регрессия, всемогущественный контроль, рационализация, примитивные проекции, диссоциации.
      Склонность к аддиктивному поведению у алкозависимых испытуемых проявляется в формировании личностных новообразований, детерминирующих готовность к употреблению акогольных веществ. Ведущими чертами личности алкозависимых являются: неотзывчивость, незрелость, требовательность, эгоцентричность, импульсивность, ребячество, беззаботность, нетерпеливость, эмоциональная неустойчивость, ощущение вины, развитие депрессии. Таким образом, алкозависимые лица имеют расстройство личностных черт, являются эмоционально неустойчивыми личностями, со свойственными им реакциями: тревоги, депрессивной реакцией.
      В результате эмпирического исследования эмоциональных расстройств в структуре аддиктивного поведения лиц, страдающих алкоголизмом было выявлено, что в формировании аддиктивного поведения личности алкозависимых основную роль играет их девиантная социализация, приводящая к интериоризации аддиктивных паттернов. Следует предположить, что повышенная враждебность алкозависимых играет роль своеобразного психологического маркера их индивидуальной уязвимости к стрессогенным ситуациям, что приводит к трудностям компенсации и адаптации к социальным условиям. В процессе формирования показателя враждебности существенную роль играют такие характеристики, как: цинизм, недоверие, подозрительность, негативизм.
      В результате проведенных расчетов нами были выявлены статистически значимые различия при уровне значимости 0,05 по факторам: физическая агрессия, раздражительность, обида, вербальная агрессия, чувство вины, а также по интегральным показателям агрессивности и враждебности.
      Проведенный анализ различий в проявлении агрессии показал, что алкозависимые лица, чаще чем респонденты не имеющие зависимости склонны проявлять физическую агрессию (U=93,5; p<0,004), то есть используют физическую силу против другого лица, они более раздражительны (U=86,0; p<0,002). Было установлено, что лица, имеющие алкогольную зависимость, проявляют значительно более высокую степень вербальной агрессии (U=88,5; p<0,002) и чувства вины (U=110,5; p<0,014), чем респонденты, не имеющие вредных привычек. То есть, алкогависимые лица, чаще склонны выражать свои негативные чувства как через агрессивные формы поведения.
      Статистика критерия Манна-Уитни об общему баллу индекса враждебности составляет (U=110,5; p<0,014) свидетельствует о том, что представители подгруппы лиц страдающих алкоголизмом имеют более высокие показатели значений по субшкалам: обида и подозрительность, чем лица не страдающие зависимостями. Формирование различий по фактору «индекс агрессивности» свидетельствует о том, что общий уровень агрессивности у алкозависимых значимо выше, чем у лиц, не имеющих зависимости (U=69,0; p<0,001). Это находит свое отображение в показателях физической агрессии, раздражении и вербальной агрессии.
      Таким образом, было выявлено, что регулярный прием алкоголя ведет к развитию нарушений регуляции эмоциональной сферы и вызывает эмоциональную возбудимость и ригидность. У больных алкоголистом наблюдается развитие эмоциональной нестабильности (самопроизвольная смена эмоций, беспричинные перепады настроения и др.).
      Был проведен анализ выражения восьми механизмов психологической защиты. Выявлено, что реактивные образования в группе алкозависимых имеют значимо более выраженный характер (5,65±2,25), контрольная группа (3,45±1,93). Реактивные образования в структуре личности меняют поступки и чувства человека на полностью противоположные, маскирует части личности. Лица, страдающие алкоголизмом и демонстрирующие аддиктивное поведение, вначале создают иллюзию решения проблем, спасения от стрессовых ситуаций путем своеобразного бегства, избегания переживания. В качестве особенности аддикции лежит большое искушение желания идти по пути наименьшего сопротивления. Выбирая стратегию защиты «рационализации» алкозависимые лица пытаются создать логические объяснения своему аддиктивному поведению, вызванному алкогольной зависимостью, которую они не могут признать из-за угрозы потери самоуважения. Аддикты обманывают сами себя. При этом, основной целью этого обмана является прерывание контакта со своими чувствами, осознанием того, что происходит, со своими настоящими нуждами.
      Для подтверждения выдвинутой в начале исследования гипотезы о существующих различиях в формировании механизмов защиты личности у испытуемых, имеющих алкогольную зависимость и представителями контрольной группы (людей без зависимости) нами было проведено исследование статистически значимых различий. Данный анализ был выполнен с помощью критерия Манна-Уитни для независимых выборок. Статистика Манна-Уитни свидетельствует о достоверных различиях в формировании механизмов защиты личности между подгруппами испытуемых по факторам: реактивные образования, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение. Склонность к аддиктивному поведению у алкозависимых испытуемых проявляется в формировании личностных новообразований, детерминирующих готовность к употреблению акогольных веществ, а систематическое злоупотребление спиртными напитками всегда приводит к возникновению неврологических и психических изменений.
      Таким образом, гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что эмоциональные расстройства индивидов имеют прямую взаимосвязь с аддиктивным поведением, нашла свое подтверждение.
      Полученные в результате исследования данные могут найти применение при выборе психотерапевтических методов в работе с зависимыми, использоваться при составлении коррекционных программ направленных на регуляцию эмоциональных расстройств при аддиктивном поведении. Могут применятся в качестве теоретического материала для проведения ознакомительных лекций по профилактике аддиктивного поведения.

  

 

Фрагмент текста работы:

 

    1. Глава 1. Теоретические аспекты формирования эмоциональных расстройства в структуре аддиктивного поведения
      1.1. Понятие аддиктивного поведения и его характеристика

      Термин аддикция происходит от английского слова — addiction – склонность, привычка, зависимость.
      Понятие «аддиктивное поведение» было предложено американским исследователем В.Миллером в 1984 году и использовалось для обозначения поведения, характеризующего злоупотребление наркотических веществ. В последствии содержание данного термина было расширено и перенесено в психотическую практику для обозначения ситуаций нарушения поведения личности, возникающих в процессе злоупотребления различными веществами, меняющих психическое состояние человека.
      В. П. Зинченко определяет аддиктивное поведение как «…особый тип форм деструктивного поведения, что выражается в стремлении отхода от реальности через смену своего психического состояния [3, с. 22].
      В употребление термин «аддикция» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для обозначения «…потребности в регулярном употреблении химического вещества, вызывающего состояние периодического или хронического отравления организма, синтаксис совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера» [30, с.8].
      В 1964 г. комитет экспертов ВОЗ, объединив термины аддикция и привыкание, заменил их понятием зависимость от препарата. Это понятие включает в себя состояние физической или психической, зависимости от вещества, возникающее у человека после продолжительного или периодического употребления этого вещества [8].
      Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, МКБ-10 [20] определяет синдром зависимости, как комплекс физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление психоактивного вещества или класса психоактивных веществ начинает занимать более важное место в системе ценностей человека, тем самым происходит вытеснение, подмена других форм поведения, которые ранее были более важными для него.
      При характеристике аддиктивного поведения как одной из форм девиантного поведения Н.П. Фетискин объясняет, что «…стремление человека к злоупотреблению чем-то или кем-то связано со стремлением саморегуляции и адаптации к проблемным ситуациям» [12, c. 14].
      Большинством авторов аддиктивное поведение определяется как саморазрушающий феномен психики, непосредственным образом связанный с нарушениями в эмоционально-волевой регуляции личности. Отмечается, что начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне и имеет несколько этапов.
      В трудах В.Д. Менделевича аддиктивное поведение также рассматривается как «… один из типов девиантного поведения связанного с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» [10, с. 75].
      Ц.П. Короленко определяет аддиктивное поведение, как «…одну из форм деструктивного поведения, выражающуюся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [16, 8].
      Леон Вёрмсер [9] метафорически сравнивает аддиктивное поведение с добровольным рабством, называя его «…зависимостью от некоей власти или непреодолимой вынуждающей силы, которая воспринимается и переживается человеком, как «идущая извне», требуя от аддикта тотального повиновения, подчинения».
      Синдром зависимости может относиться к определенному психотропному веществу (например, табак, алкоголь или диазепам), к классу веществ (например, препараты опиоида), или к более широкому диапазону различных психотропных веществ. Указанный синдром проявляется в виде соматических, поведенческих и когнитивных феноменов, развивающихся при неоднократном использования вещества, которые включают сильное желание принять ПАВ, отсутствие самоконтроля, употребление несмотря на пагубные последствия, приоритет употребления объекта аддикции перед другими действиями и обязательствами, повышенную толерантность к эффекту вещества [20, с.56].
      Несмотря на то, что понятие аддикции первоначально применялось для обозначения только наркомании и алкоголизма, на сегодняшний день круг моделей поведения, обозначаемых как зависимое, значительно расширился за счет поведенческих (нехимических) зависимостей, например, сексуальной аддикции, трудоголизма, ониомании и т.п. Существует набор симптомов, общих для всех видов зависимостей, будь то химическая аддикция или аддикция поведения [8, с.124]:
      — постоянные, систематически возникающие в течение дня мысли об этом виде деятельности.
      — значительная взаимосвязь с неспособностью получать удовольствие от других сторон жизни.
      — неспособность контролировать, останавливать или прекращать конкретное поведение, даже осознавая его разрушительность.
      — беспокойство и раздражительность при попытках со стороны пресечь это поведение.
      — чувство тревоги и волнения при прекращении этого поведения на время.
      — использование зависимости с целью избежать ответственности.
      — ложь и преувеличения при рассказе о проявлениях этого поведения, уменьшение значимости проблемы для себя и для других.
      — поведение характеризуется высокой степенью риска и угрожает физическому и психическому здоровью.
      — интенсивные перепады настроения, связанные с данной деятельностью в диапазоне от эйфории до стыда, вины и депрессии.
      Многообразие объектов зависимости порождает проблему классификации видов аддиктивного поведения и поиск общих и специфических признаков видов аддикций, делая основные акценты на схожести психологических характеристик аддиктивного поведения. Рассмотрим классификацию аддикций [30, с.75], разделив их на химические и нехимические (поведенческие) зависимости. К химическим аддикциям относят зависимость от ПАВ (психоактивных веществ):
      — аддикции к депрессантам: алкоголь, седативные, снотворные, и противотревожные средства;
      — аддикции к стимуляторам: кокаин, амфетамины, кофеин, никотин;
      — аддикции к галлюциногенам и ингалянтам: каннабиоиды, мескалин, ЛСД, псилоцибин, эрготамин, астматол, димедрол, летучие растворители;
      — к нехимическим — поведенческим аддикциям относят различные формы импульсивного и компульсивного поведения [30, с.10].
      Стимулирующие аддикции: переедание, компульсивное накопительство, клептомания, гемблинг, ониомания, пиромания, перемежающееся эксплозивное расстройство, эротомания;
      Подавляющие аддикции: голодание, аддикция упражнений, ургентная аддикция, имитируемое расстройство, созависимость;
      Виртуальные аддикции: компьютерные игры, мифомания, телевизионная и интернет – зависимость, идейный авантюризм, болтологизм, работоголизм, нигилизм, религиозный фанатизм и сектантство.
      Аддикты для защиты своей эмоциональной интимности используют подавление потребностей, уход от реальности и стимуляцию инстинктов. Химические аддикции удовлетворяют потребность аддикта в таком способе защиты посредством депрессантов, галлюциногенов и стимуляторов. При нехимических (поведенческих) аддикциях, аналогом депрессантов может выступать голодание, работоголизм, компульсивная аутоагрессия; заменой галлюциногенов служат телемания, гемблинг, интернет-зависимость; стимуляторами являются коммуникативные аддикции, сексомания, переедание [30, с.28].
      В рамках системы отношений аддикта и общества, зависимости разделяются на:
      — системные, то есть охватывающие все отношения личности с окружением (наркомания, алкоголизм, никотинизм);
      — элементарные, ограничивающиеся узким кругом действий и поведенческих актов, например: спортивная аддикция, трудоголизм.
      Считается, что в рамках системных зависимостей происходит изменение ценностных ориентаций личности, некоторая «деформация личности», тогда как при элементарных подобного не происходит [18, с.51].
      По уровню осознания аддикции разделяются на две группы [25, с.103]:
      — Осознаваемые: предпосылкой осознания зависимости является невозможность ее удовлетворения, далее – порицание со стороны окружающих, и наконец, сильный вред здоровью, работе, благополучию в семье.
      — неосознаваемые: психологическая зависимость (увлечение оздоровительными системами, трудоголизм, любовная зависимость) которая носит неосознанный характер, может существовать на всех этапах развития зависимости. В этом случае человек себя вполне комфортно чувствует, не имеет препятствий для реализации своей привязанности.
      МКБ-10 [20] выделяет следующие признаки синдрома зависимости:
      1. Сильное желание или чувство непреодолимой тяги к приему психоактивного вещества.
      2. Трудности в контролировании поведения, связанного с приемом психоактивного вещества: его начало, окончание или уровни потребления.
      3. Физиологическое абстинентное состояние.
      4. Признаки толерантности, проявляющиеся в необходимости повышения доз психоактивного вещества для достижения эффектов, первоначально достигаемых при употреблении меньших доз.
      5. Прогрессирующее пренебрежение альтернативными удовольствиями или интересами из-за употребления психоактивного вещества, увеличение времени, необходимого для приобретения или приема вещества и для восстановления от его эффектов.
      6. Продолжающееся употребление психоактивного вещества вопреки явным признакам очевидных вредных последствий.
      Необходимо подчеркнуть, что в процессе диагностики зависимости необходимо учитывать присутствие хотя бы трех признаков из выше приведенного списка симптомов. При этом один из них должен быть продолжительностью не менее одного месяца. Повторение симптомов происходит постоянно и в течении продолжительного периода.
      В исследованиях И.Н. Пятницкой выделяются три синдрома, входящие в большой наркоманический синдром, наличие которого отличает наркозависимого от здорового человека и применяются для диагностики аддикции:
      1. Синдром измененной реактивности – утрата защитных токсических реакций, нарастание толерантности, появление измененных форм потребления и опьянения;
      2. Синдром психической зависимости – обсессивное (навязчивое) влечение к опьянению, способность к психическому комфорту в состоянии интоксикации;
      3. Синдром физической зависимости – компульсивное (насильственное) влечение к опьянению, маскирующее психическое влечение; способность к физическому комфорту в опьянении с формированием психических и физических расстройств при прекращении действия ПАВ и восстановлением физического комфорта при интоксикации
      Для диагностики поведенческих (нехимических) зависимостей И. Марксом были предложены следующие критерии [15]:
      1. Побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности.
      2. Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена.
      3. Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение.
      4. Повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели (симптомы абстиненции).
      5. Внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции.
      6. Последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (дисфория, тоска).
      7. Гедонистичекий оттенок на ранних стадиях аддикции.
      Резюме: Аддиктивное поведение охватывает различные типы зависимостей: сюда входят алкоголизм и наркотическая зависимость, гемблинг и сексуальная зависимость и т.д. Сам по себе выбор объекта зависимости не столь важен для универсального процесса становления зависимости. Все, что люди используют для уменьшения страдания и сознательности, может стать объектом аддиктивного злоупотребления. Такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и компульсивность поведения, приводящие к психологической и физиологической зависимости являются схожими как для химических, так и для поведенческих аддикций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы