Часть дипломной работы на тему Эмоциональные и деловые взаимоотношения в группах с разным уровнем сплоченности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Эмоциональные и деловые взаимоотношения в группах с разным уровнем сплоченности
Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Достаточно большой интерес представляет собой эмоциональный компонент и деловые взаимоотношения групп с разной степенью сплоченности.
С вопросом и уровнем групповой сплоченности непосредственным образом соотносится вопрос функционирования социальных эмоций. В качестве одного из параметров групповой сплоченности рассматривается высокая степень организации внутригруппового взаимодействия. В таком взаимодействии формируются специфические эмоции, которые сопровождают процесс удовлетворения общественной потребности индивида в идентичности с определенной группой. Такие эмоции обычно классифицируют, как особый тип эмоций – социальные эмоции, направленные на интегративное поведение [3].
Социальные эмоции могут обладать различной модальностью: позитивной — оптимизм, интерес к другому и его благополучию, доверительное отношение к критическим суждениям, и также негативной. В большинстве случаев положительный социальные эмоции развиваются при идентичных целях субъектов межличностного взаимодействия.
В условиях же конфликтов в рабочей группе и искаженных представлениях о разворачивающихся событиях можно говорить о том, что это эффект от отрицательной направленности социальных эмоций.
Специфической характеристикой социальных эмоций является то, что они направлены на сопровождение взаимодействия субъекта с другими людьми. С данной точки зрения можно сформулировать предположение о том, в какой степени у конкретного индивида сформирована способность к эмпатии и на этой основе способность к конструированию собственной поведенческой стратегии в отношениях с окружающими в значительной степени оказывает влияние на эмоциональное состояние группы, а соответственно и на уровень групповой сплоченности.
Любой субъект, встраиваясь в структуру группы, оказывает воздействие на линию группового взаимодействия – упрощая либо усложняя его. В научных источниках указывается на организующее значение эмоций. В ситуации когда субъект демонстрирует положительный эмоциональный настрой по отношению к рабочей группе, то данный фактор становится фактором, увеличивающим возможности в значимой для индивида деятельности и обеспечивать более выраженную ее направленность, содействовать концентрации внимания на совместной деятельности и достижении общих целей [4].
Вопрос групповой сплоченности в течение продолжительного времени анализировался с позиции эмоциональной привлекательности группы для ее членов. В данном случае целесообразно рассматривать наличие эмоционального отношения к группе, которое проявляется в соответствующей эмоциональной установке, обнаруживающейся в ходе групповой деятельности на уровне поведения. Положительные эмоции ориентированные на участников группы, способны также содействовать субъекту в установлении собственной позиции в группе, своей идентичности, за счет этого усиливая групповую сплоченность.
Уровень развития социальных эмоций влияет на успешность процесса приспособления в группе и конструирование адекватных конкретному коллективу эмоциональных отношений; эмоций, содержащих в себе оценочный элемент в направлении событий и окружающих людей, которые рассматриваются уже не только, как индивидуальные, но и имеют социальный характер, содействуя в отождествлении с рабочей группой. Так как в сплоченной группе формируются специфические взаимодействия, то подразумевается, что и на эмоциональном уровне у каждого участника группы возрастает ощущение безопасности и комфорта, уменьшаются отрицательные эмоции, формируется уверенность в окружающих и в себе. В подобной группе субъект может искренне заявить о своем мнении, переживаниях, применяет все свои возможности собственной личности и развивается. В доверительных отношениях участник группы сравнивает себя с окружающими, чувствует поддержку коллектива. То, насколько эффективно организовано взаимодействие в группе, насколько теплые эмоциональные отношения, обусловлено социальными эмоциями каждого участника группы.
Социальные эмоции, которые появляются в процессе коммуникации, одной стороны могут осложнять внутригрупповое взаимодействие, или, напротив, действовать в плане усиления групповой сплоченности. С другой стороны, взаимодействие в группе реализуется в непосредственном взаимодействии, что, безусловно, оказывает воздействие на эмоциональное отношение к разворачивающимся событиям, эффективность группы, задает степень сплоченности группы, образуя единое эмоциональное поле [1].
Преобладающее количество зарубежных психологических концепций основано на представлении об интерпретации сплоченности как межличностной аттракции. Классические исследования Л. Фестингера базируются на тезисе, о том, что сходство точек зрения становится причиной увеличения межличностной аттракции и способствует формированию группы [1]. Основным источником групповой сплоченности, с точки зрения приверженца социометрического направления Дж. Морено, представляется «теле» — процесс вчувствования, основа эмоционального притяжения членов группы. Именно «теле» содействует развитию эмоционально положительных отношений либо антипатий в группе, задавая тем самым вектор динамики сплоченности группы [2]. В более поздних зарубежных исследованиях аттракция также интерпретируется в отрыве от содержания социальных эмоций.
Отечественная психология традиционно исследует вопрос групповой сплоченности в контексте совместной деятельности. В широко известной стратометрической теории А.В. Петровского фундаментом сплоченности выступает ценностно-ориентационное единство -схожесть оценок, установок членов группы относительно значимых для группы объектов [3].