Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Эмоциональные и деловые взаимоотношения в группах с разным уровнем сплоченности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПЛОЧЕННОСТИ
1.1. Сущность понятия групповая сплоченность

Психология и поведение отдельного человека как личности, суще-ственно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложное созданное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и ма-лые. Большие представлены государствами, нациями, народностями.
Непосредственным проводником влияния общества и больших соци-альных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом, находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку обще-ства. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный те-зис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и тому подобное.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяется и олицетворяет группы, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может определяться по разным характеристикам – от внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до конца глу-боких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характе-ристик уровня ее социально психологического развития.
Малые группы могут быть разными по размерам, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуаль-ному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяющих участниками, между личностными отношениями, целями и содержанием деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру меж-личностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникации, морально-эмоциональный тон межлич-ностных отношений – психологическим климатом группы. Общеобяза-тельные правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики пред-ставляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии [18].
Рассмотрим классификацию малых групп.
Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в испытательных целях, чтобы сравнить резуль-таты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайные объединения людей, не имея ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам вы-деляются реальные. Они представляют собой действительно существую-щие объединения людей, полностью отвечающих определению малой группы.
Природными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них, лабораторные группы создаются экспериментатором с це-лью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвину-той гипотезы. Они такие же действенные, как и другие группы, но суще-ствуют временно – только в лаборатории.
Условные или номинальные группы представляют собой искусствен-но выделенные объединения людей. В отличие от них, все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем пред-ставлены среди людей разных профессий, возраста, социальной принад-лежности.
Естественные группы делятся на формальные и не формальные (дру-гое название – официальные и неофициальные). Отличие первых в том, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных ор-ганизаций, другие возникают и действуют вне этих организаций (сравним, например, школьный класс, как официальную малую группу и нефор-мальное молодежное объединение, как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются на основе задач, стоя-щих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели не-официальных групп обычно возникают и существуют на базе личных ин-тересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официаль-ных организаций.
Малые группы могут быть референтными и не референтными. Рефе-рентная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя относит или членом которой хотел бы быть. В референтной группе индивид находит для себя пример для под-ражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и точка зрения становятся для него значимыми примерами для подражания. Не референтной считается группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, с поведением и психологией членов которой, человек осуждает и отрицает.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и сла-боразвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившийся структуры взаимодействия, чет-кого распределения обязанностей, определенных лидеров, эффективной и совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требо-ваниям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).
Среди высокоразвитых новых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимаются, имеет несо-мненно положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения ос-нованы на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности и т.п. [29].
Первым, кто обратился к изучению групповой сплоченности, был американский социальный психолог Л. Фестингер, который определял ее как «сумму всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней». Важнейшими переменными в его исследования выступают «давле-ние на членов группы с целью их взаимодействия» или достижение «еди-нодушия мысли» [42, С. 274].
В этом подходе к интерпретации сплоченности основной акцент де-лается на частоте и прочности коммуникативных связей, существующих в группе. Под «силами» имеются в виду или привлекательность группы для индивида, или его удовлетворенность членством в ней. Но привлекатель-ность, удовлетворенность анализируются Л. Фестингером посредством выявления чисто эмоционального плана групповых отношений. Поэтому, вполне правомерно утверждать, что сплоченность рассматривается им как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.
Большой вклад в изучение проблемы групповой сплоченности сде-лал другой американский ученый К. Левин. Основная идея его теории со-стоит в признании того, что характер воздействующих на индивида «сил» полностью детерминируется межличностными взаимоотношениями внутри группы, а сами эти взаимоотношения толкуются как сугубо эмоциональ-ные, положительный или отрицательный «заряд» которых полностью направляет поведение личности [14]. Давая оценку этому подходу, не мо-жем не согласиться со словами М. Ярошевского, который утверждает, что здесь без внимания остались те познавательные механизмы и структуры, без которых взаимодействие индивидов теряет свой предметно-содержательный аспект [40, С. 421]. Следовательно, речь идет о наличии определенных ограничений, которые не позволяют в полной мере рас-крыть сущность групповой сплоченности.
Первое ограничение, наложенное динамичной концепции К. Левина на изучение групповой сплоченности состоит в «изъятии» из сферы иссле-дований предметно-содержательных связей между индивидами, возведение поиска к анализу формально-динамических аспектов эмоциональных вза-имоотношений в группе.
Другое ограничение непосредственно вытекает из первого и касается представлений о механизмах формирования сплоченности. Если основой сплоченности индивидов есть эмоциональные взаимоотношения, вполне естественно считать, что именно частота и интенсивность межличностного взаимодействия и коммуникации являются основными детерминантами внутренней динамики самой сплоченности: сплоченность, как отмечает М. Аргайл, «может быть измерена следующими данными: процентом вза-имных выборов в группе, количеством взаимодействий, общим количе-ством выборов» [41, Р. 220].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы