Часть дипломной работы на тему Экспериментальное исследование общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Современные подходы к проблеме двигательного развития 7
1.2. Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста 12
1.3. Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 17
1.4. Организация работы по развитию общей моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 33
2.1. Методика экспериментального исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….47
2.3. Методические рекомендации к организации работы по развитию общей
моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью………………….65
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Введение:
Актуальность исследования. Моторика – это двигательная активность человека, последовательность выполнения движений. В основе общей моторики лежат движения крупных мышц. Она закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более точных движений. (Гозова 2013: 5).
Развитие общей моторики тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые (Романова, Ципина 2003: 27) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем нас мире, могут быть изучены только в результате двигательной активности. Развития двигательной сферы оказывает влияние на становление эмоционально-волевой и познавательной сфер. (Бот 2009: 3; Новикова 2010: 16; Лопухина 2010: 19).
Развитие мышц начинается сразу после рождения ребенка. Сначала развиваются и укрепляются мышцы шеи, в результате чего ребенок может удерживать, поднимать и поворачивать голову. В младенческом возрасте происходит активное развитие общей моторики детей, и уже к концу первого года жизни они самостоятельно могут сидеть, ползать, стоять и ходить. В раннем детстве дети овладевают навыком бега, при этом у них совершенствуется ходьба и лазание. К концу дошкольного возраста они уже могут совершать все основные движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития общей моторики у детей дошкольного возраста (Павлов 2014: 29; Лурия 2000: 21; Леонтьев 2013: 18 и др.)
Исследования в области специальной психологии показывают, что проблемы в развитии познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, как правило, сопровождаются недостатками в развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы. Это подтверждает наличие тесных взаимосвязей между всеми компонентами психомоторики, которые наиболее ярко прослеживаются в дошкольном возрасте. Для двигательной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерны следующие черты: моторная неловкость, недостаточная координация движения, плохая переключаемость движений с одного на другое, снижение двигательной память. На это указывали многие исследователи (Л.В. Занков 2008, А.Р. Лурия 2000, Е.М.Мастюкова, М.С.Певзнер, В.А. Пермякова 2006).
Недоразвитие двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности общей моторики, негативно сказывается на становлении личности ребенка в целом, его познавательном развитии, затрудняет процесс адаптации дошкольников к школьному обучению, препятствует полноценному общению со сверстниками и взрослыми.
Это определяет необходимость более тщательного изучения проблемы общей моторики детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Объектом исследования является общая моторика дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования — своеобразие общей моторики дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучение общей моторики дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что для дошкольников с задержкой психического развития характерно своеобразие общей моторики, что проявляется в замедленном темпе движений, нарушениях координации, недостаточной сформированности основных видов движений, отсутствии гибкости и плавности, неритмичности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы общей моторики в психолого-педагогической литературе.
Заключение:
В данной работе мы рассматривали особенности общей моторики детей с интеллектуальной недостаточностью, а так же её развитие с помощью активных игр. В ходе работы была изучена литература, где рассматривались вопросы о проблемах развития общей моторике в воспитательном процессе у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. По результатам исследования данных вопросов можно сделать вывод, что дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в комплексном воспитательном процессе, где активные физические упражнения занимают основополагающую часть.
Развитие общей моторики в деятельности детей с нарушением интеллекта влияет на качество выполнения многих действий. Оптимальный возраст для развития моторики — это первые шесть лет жизни, так как именно в это время человек активнее развивается и получает представления об окружающем мире и себе самом. Так как нарушение интеллекта затрудняет возможности не только обучения, но и контроля действий, то актуальными являются разработки методов для коррекции моторики.
Исследовательская часть работы состоит из двух этапов: констатирующего (на начало практики), контрольного (на конец практики). Проанализировав полученные результаты в опытно-экспериментальной работе, можно сделать вывод, что за счёт системной работы, направленной на развитие общей моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью активных игр в процессе учебно-воспитательной работы со старшей дошкольной группой, было выявлено повышение качества развития общей моторики.
На констатирующем этапе было выявлено, что у детей с нарушением интеллекта страдает моторное развитие. Детям сложно даётся выполнять некоторые движения и навыки, они плохо координируют свои движения.
Особенности диагностики ходьбы детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом и с ЗПР имеют качественные отличия: дети с сохранным интеллектом отличаются большей уверенностью при ходьбе, имеют более согласованные движения рук и ног, в то время как дети с ЗПР имеют проблемы с осанкой, наблюдается напряжение в мышцах рук, ног и туловища, отличаются трудностями координации движений, недостаточно развито умение следовать заданному направлению, они не способны длительно соблюдать темп движения и расстояние.
Особенности диагностики бега показали, дети с ЗПР по сравнению с детьми с сохранным интеллектом испытывают большие трудности при беге — бег детей недостаточно уверенный и ритмичный, практически отсутствует согласованность движений рук и ног, трудности с произвольным замедлением темпа движений, имеются трудности в координации, согласованности движений и сохранении темпа и направления заданного движения.
Особенности диагностики прыжков детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом и с ЗПР имеют качественные отличия — у детей с ЗПР прыжки недостаточно ритмичны, присутствует недостаточная согласованность и координация движений, трудности сохранения равновесия при приземлении и подъеме; движения детей замедлены.
Особенности диагностики ползания детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом и с ЗПР имеют качественные отличия — у детей с ЗПР нарушена точность и согласованность движений, они испытывают трудности в преодолении препятствий, в сохранении равновесия, отсутствует ловкость и уверенность движений.
Особенности диагностики метания детей с сохранным интеллектом и с ЗПР имеют качественные отличия — у детей с ЗПР недостаточно сформировано умение бросать мяч в цель, что выражается в недостаточной согласованности движений рук, отсутствии правильной координации движений и реакции на бросок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема двигательного развития в психолого-педагогической литературе
1.1. Современные подходы к проблеме двигательного развития
Развитие моторики — одно из важнейших направлений развития дошкольника. Его научное обоснование лежит в трудах С.Л. Рубинштейна, который относил изучение движений к фундаментальным проблемам психологии и педагогики (Рубинштейн 1989: 37). Среди неотъемлемых характеристик физического, психического и социального благополучия ребенка уровень его двигательных навыков имеет первостепенное значение. Поэтому целесообразно рассматривать двигательное развитие как одну из задач воспитания и одновременно как условие и средство гармоничного формирования личности ребенка (Пинский 2009: 32).
Традиционно под двигательным развитием понимается формирование у детей двигательных навыков и физических качеств, которые в совокупности составляют определенный уровень их физической подготовленности. Принимая во внимание современные научные идеи, стало очевидно, что этот критерий не дает объективной и достаточно полной картины двигательного развития ребенка, поэтому его нельзя считать основным, а тем более единственным (Пинский 2009: 32).
Двигательное развитие — это процесс качественного изменения системы движений ребенка по мере его роста и накопления индивидуального опыта. Это способность использовать различные двигательные действия, благодаря владению каждым отдельным движением, его полной ассимиляции, закреплению и последующему использованию в процессе двигательной активности (Рубинштейн 1989: 37).
Рассматривая проблему двигательного развития ребенка, мы уделяем особое внимание одному очень важному ее аспекту — формированию двигательной активности. Необходимо обратить внимание, что в указанном направлении развитие моторики только начинает включаться в круг обсуждаемых вопросов. Между тем среди различных видов деятельности дошкольника (игровой, познавательный, художественно-речевой, визуальный, музыкальный, строительный и т.д.) двигательное развитие занимает особое место. Его основой, как известно, является двигательная активность — врожденная биологическая потребность организма в движениях, от степени удовлетворения которой зависит здоровье человека, его физическая и умственная работоспособность. Это позволяет нам считать двигательную активность одной из самых популярных и привлекательных для детей. Единицами двигательной активности являются движения и двигательные действия, которые составляют оперативное содержание всех других видов детской деятельности (Кожухова 2003: 14). Это означает, что чем богаче и разнообразнее движения ребенка, тем более осознанными и значимыми становятся другие виды его деятельности.
Понятие «двигательная активность» включает в себя необходимое количество движений, совершаемых человеком в процессе его жизни. В дошкольном возрасте двигательная активность условно делится на 3 составляющих: — динамизм в процессе физического воспитания; — физическая активность, которая осуществляется во время учебной, общественно полезной и трудовой деятельности; — внезапная физическая нагрузка в свободное время (Дудьев 2008: 7). Эти компоненты неразрывно связаны. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что двигательная активность определяется как:
— важное проявление жизни, естественное влечение к физическому и психическому развитию (Осокина, Тимофеева 2000: 28);
— основная база личностного развития и жизнеобеспечения детского организма, которая подчиняется основному закону здоровья: мы набираем, тратим (Рунова 2000: 38);
— кинетический (моторный) момент, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическими и сенсорными факторами (Рунова 2000: 38);
— удовлетворение в личных побуждениях ребенка, внутренняя необходимость в виде инстинкта «радость движения» (Баряева и др. 2003: 2).
К основным движениям дошкольников относят: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки (Рубинштейн 1989: 37).
Метание является одним из первых видов двигательной активности ребенка, в основе которого лежит развитие цепких движений и действий дошкольника.