Часть дипломной работы на тему Эксперимент как средство формирования основных понятий на уроках физики в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 2. Изучение возможностей эксперимента на уроках физики в формировании основных понятий у учащихся 8 класса 3
2.1. Изучение изначального уровня сформированности основных понятий на уроках физики 3
2.2. Применение эксперимента как средства формирования основных понятий на уроках физики в 8 классе 19
2.3. Изучение эффективности проведенной работы 25
Выводы по 2 главе 31
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Изучение возможностей эксперимента на уроках физики в формировании основных понятий у учащихся 8 класса
2.1. Изучение изначального уровня сформированности основных понятий на уроках физики
Для изучения изначального уровня сформированности основных понятий на уроках физики, было проведено мониторинговое исследование.
В мониторинговом исследовании по физике в 8 классах принимали участие 25 учащихся.
Мониторинговые исследования проверяли сформированность у обучающихся определенной группы предметных умений, предусмотренных Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.
Содержание диагностической работы по физике определялось на основе следующих документов и методических материалов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
2. Программа для общеобразовательных учреждения «Физика» 7 – 11 классы, «Астрономия» 11 класс. — М.: 2004, 2008. Издательство: Дрофа.
Содержание диагностической работы по физике было ориентировано на проверку следующих тем курса физики: «Тепловые явления», «Внутренняя энергия», «Способы изменения внутренней энергии», «Виды теплопередачи», «Количество теплоты», «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах», «плавление и отвердевание кристаллических тел», «Испарение и конденсация», «Относительная влажность воздуха», «Кипение», «Изменение агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений», «Преобразование в тепловых машинах».
Задания базового уровня, составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы. В них включены учебно-практические и учебно-познавательные задачи, в которых очевиден способ решения. Дополнительно эти задания проверяют умение работать с несложной информацией, представленной в разной форме (текст, график, таблица).
В заданиях повышенного уровня требуется либо воспользоваться, имеющимися умениями из разных разделов курса, либо применить понятия, правила, алгоритмы, использование которых неочевидно в предложенной ситуации, либо проявить конкретные умения: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, понимать и использовать в решении информацию, представленную в разной форме (текст, таблица, график), выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать самому, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при решении все условия, указанные в тексте задания.
В соответствии с кодификатором работа была направлена на выявление уровня сформированности умений: Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:
Знание и понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон.
Знание и понимание смысла физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, влажность воздуха.
Знание и понимание смысла физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах.
Умение описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация.
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.
Умение использовать физические приборы для косвенных измерений физических величин: влажности воздуха.
Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Решение задач различного типа и уровня сложности.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях.
Умение применять физические знания: учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Также в соответствии с кодификатором в диагностической работе проверялись определенные действия, которыми должны были овладеть обучающиеся в процессе изучения разделов «Тепловые явления», «Агрегатные состояния вещества»:
• распознавать физические явления;
• устанавливать связь между температурой тела и скоростью движения молекул;
• объяснять изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы вешних сил;
• распознавать физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность;
• решать задачи, используя физические формулы: расчет количества теплоты;
• применять закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах;
• читать график изменений агрегатных состояний;
• объяснять на основе имеющихся знаний процесс охлаждения жидкости при испарении;
• определять влажность воздуха в комнате, используя психрометрическую таблицу;
• объяснять на основе имеющихся знаний процесс кипения;
• распознавать агрегатные состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений;
• распознавать объекты, в которых используется двигатель внутреннего сгорания.
Диагностическое исследование проводилось с использованием механизмов независимой оценки знаний. Значимость результатов исследования формирования предметных учебных действий обучающихся 8-го класса определяется актуальностью и практической необходимостью объективной информации о качестве образовательных услуг в контексте реализации конституционных прав граждан Российской Федерации, потребностей развития общества и государства. Работа составлена в двух вариантах, идентичных по содержанию, уровню сложности, порядку следования заданий.
Тестовая форма заданий не предполагала громоздких вычислений, что позволило значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимися понимания изученных понятий и методов, способности их применения для решения поставленных задач.
Вариант диагностической работы состоял из 13 заданий. Все задания с выбором одного правильного ответа из четырѐх предложенных.