Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Экономическая сказка как метод формирования основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Воспитание финансовой грамотности дошкольников, как педагогическая проблема 6

1.2. Особенности воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 9

1.3. Анализ образовательных программ по теме исследования 13

1.4. Основные методы, приемы и средства воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 19

1.5. Роль экономической сказки в воспитании финансовой грамотности детей дошкольного возраста 23

Выводы по главе 1 28

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СКАЗКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29

2.1. Диагностика уровня развития финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 29

2.2. Система работы по воспитанию финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 41

2.3. Анализ результатов исследования 53

Выводы по главе 2 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 69

  

Введение:

 

Актуальность работы. В современном мире судьба нашего государства полностью зависит от политической, экономической, нравственной и правовой грамотности молодых людей. Экономика всегда была важной частью жизни индивида. В изменяющихся условиях нынешнего общества непрерывное экономическое образование нужно вводить именно с дошкольного возраста, когда воспитанники детского сада приобретают первый опыт в несложных экономических отношениях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед собой задачу формирования общей культуры личности ребёнка, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, нравственных и интеллектуальных качествах (смекалка, бережливость, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности, трудолюбие).

В нашем мире необходимо воспитывать финансово подкованных детей, это связано с современными социально-экономическими условиями жизни общества (большое количество предлагаемых товаров и услуг, социальное расслоение населения, активно навязанная реклама).

Воспитанники сами, самостоятельно не могут освоить область экономики, но на помощь им приходят родители и педагоги и вместе с ними дети познают экономические азы, и понимают какое важное место экономика занимает в окружающем их мире.

Проблему формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста изучали такие авторы, как Н.Л. Беляева, Л.Н. Галкина, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова, Е. А. Курак, и др.

Для формирования основ финансовой грамотности детей очень хорошо использовать экономические сказки. Народные сказки (фантастические, бытовые, волшебные, о животных), вобрали в себя вековой народный опыт и применялись, в основном для формирования таких экономических качеств личности, как трудолюбие, бережливость, старательность, аккуратность, хозяйственность, расчётливость, прилежность, а также для знакомства с различными экономическими категориями («обмен», «труд», «производство», «распределение», и др.).

И в авторских, и в народных сказках содержание экономики перед детьми развертывается в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает коммуникативно-познавательные навыки, логику, самостоятельность и нестандартность мышления.

Цель исследования — теоретическое обоснование и проверка возможностей использования экономической сказки в воспитании основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс воспитания основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – экономическая сказка, как метод воспитания основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическая работа с использованием экономической сказки повысит уровень финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровень сформированности финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.

3. Организовать работу по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.

4. Проследить динамику изменения уровня финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1) Методы теоретического анализа (анализ литературных источников).

2) Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).

3) Методы количественного и качественного анализа.

Выборка исследования: дети в возрасте 4-5 лет, в количестве 42 человек, родители детей в количестве 22 человек.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни. Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема воспитания финансовой грамотности стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение задач воспитания финансовой грамотности осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.

Успех формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, какие формы, методы, приемы и средства будет использовать воспитатель в своей работе.

Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимает сказка. В настоящее время чрезвычайно широки возможности использования сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОО: в совместной деятельности педагога и детей (экскурсии, сюжетно-дидактические игры, и др.), на занятиях (развитие речи, экология, математика, и др.), в свободной деятельности самих детей (изготовление аксессуаров для игр, игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, и др.).

Для подтверждения выдвинутой перед началом исследования гипотезы нами была организована и проведена экспериментальная работа, включающая в себя три этапа.

Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста достаточно низкий. Это выражалось в том, что дети не могли объяснить смысла экономических понятий, не проявляли интереса к продуктивной деятельности, вели себя как посторонние наблюдатели, задания не выполняли даже с помощью взрослого.

С целью повышения уровня сформированности финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа по формированию финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста посредством экономических сказок.

Анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что использование экономические сказки является эффективным средством формирования финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста. В ходе проведения ООД с использованием экономических сказок дети 4-5 лет обогатили свои знания в сфере экономических понятий, научились отражать имеющиеся знания и представления в деятельности, а также раскрыли в себе нравственно-экономические качества, которые помогут им в дальнейшем в развитии интереса к экономике.

Контрольный этап эксперимента показал, что уровень сформированности финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Воспитание финансовой грамотности дошкольников, как педагогическая проблема

В настоящее время вопрос формирования основ финансовой грамотности у дошкольников превратился в актуальную проблему. Нужность усиления финансовой грамотности населения находится в основе нормативных документов. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, они закрепили нужность намерений государственной власти увеличить финансовую грамотность людей. Это – «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ», там финансовая грамотность рассматривается как условие и важный ресурс развития нашей страны [27, с.83].

Исследования ученых указывают на необходимость и нужность формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. А.С. Макаренко обсуждал проблему денег обстоятельно и разносторонне, он прямо говорил: «деньги –являются важным средством воспитания, и с ними нужно начинать знакомить детей уже с дошкольного возраста» [22, c.5].

Позднее идею раннего знакомства с деньгами детей изучали И.А. Сасова, Е.Е. Парамонова, А.А. Горчинская, и др. Исследования А.Д. Шатовой были посвящены исследованию возможности экономического воспитания и образования дошкольников с учетом комплексного подхода, представляющего собой синтез трудового, экономического и нравственного, аспектов образования.

В исследованиях А.Д. Шатовой, А.А. Смоленцовой, Л.Н. Галкиной выделены основные подходы к реализации задач экономического образования детей дошкольного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы