Финансовое управление в секторах экономики Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Эффективность бюджетных расходов региона (на примере республики Саха Якутия)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. …3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА…..…..….9
1.1 Экономическая сущность и принципы расходов бюджета………… ..9
1.2 Структура и система расходов бюджета…………………………….…14
1.3 Методические подходы анализа и расчета оценки эффективности расходов бюджета…………………………………………………….…19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2015-2017 ГГ………………………………………………………………..…..27
2.1 Анализ динамики государственного бюджета Республики Саха (Якутия)……………………………………………………………..…..…27
2.2 Анализ эффективности расходов бюджета Республики Саха (Якутия)………………………………………………………………..…..37
2.3 Оценка эффективности государственных программ Республики Саха (Якутия)………………………………………………………………..…..48
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) .57
3.1 Проблемы формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации .57
3.2 Рекомендации по совершенствованию формирования доходной части бюджета Республики Саха (Якутия) .60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………69
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из основных целей экономической политики России является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование реального сектора экономики и обеспечения социальной стабильности. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и устойчивости социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Достижение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
Степень разработанности темы исследования. Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам повышения эффективности бюджетного финансирования посвящено большое количество работ. Основы теории эффективности были заложены в трудах таких классиков экономической науки, как У. Петти, Ф. Кенэ, Д. Рикардо, В. Парето.
В современной экономической литературе теоретическому исследованию сущности эффективности и эффективности бюджетных расходов и ее классификации посвящены работы российских авторов – Н.С. Власова, Н. В. Свиридова, Т. А. Ягунова, Горбачева О.Ю.
Методологические вопросы оценки эффективности бюджетного финансирования нашли отражение в работах таких исследователей, как А. С. Нешитой, К.В. Писаренко, М.В. Большакова, (методы оценки эффективности бюджетных расходов региона), а также зарубежных авторов Д. Джонс, М. Сейлер, Д. Эвалт (модели оценки эффективности бюджетных расходов непосредственно в сфере образования), Г. Лейбенстайн и другие.
Очень важно отметить, что большинство российских авторов в настоящее время исследуют проблему повышения эффективности бюджетных расходов в целом, а не по конкретным сферам бюджетной деятельности. Изучению проблемы повышения эффективности бюджетных расходов посвящены работы отечественных авторов: Е.Э. Удовик, А.С. Сигидин, О.А. Самарина, К.В. Рудаков, и других.
Немногочисленную группу отечественных экономистов, исследующих проблему эффективного бюджетного финансирования непосредственно в сфере образования, образуют М.Л. Агранович, И.В. Бочарникова, Т.Л. Ищук, Л.В. Кравченко, И.В. Лысенко, Е.А. Семионова, Н.Г. Типенко.
Проблемы перехода субъектов РФ к устойчивому и безопасному развитию во многом определяются особенностями экономической, социальной, экологической ситуации, сложившейся за последние годы в каждом конкретном регионе страны.
Бюджет является основой устойчивого развития любого региона Российской Федерации, а сбалансированный бюджет является важнейшим условием макроэкономической устойчивости финансовой независимости страны. В условиях регионализации российской экономики повышается роль региональных бюджетов, нацеленных в настоящее время на наращивание собственной доходной базы, что способствует повышению их самостоятельности.
Эффективность бюджетных расходов рассматривается как получение максимального результата при использовании имеющихся ресурсов или минимальный расход ресурсов для предоставления услуг надлежащего качества и объема.
Основными задачами органов власти всех уровней являются поддержание экономической, финансовой и социальной стабильности на территории. Важнейшим финансовым инструментом для осуществления всех мероприятий по достижению этих целей является территориальный бюджет. В современных условиях одной из серьезных проблем для регионов, в том числе и для республики является неритмичное поступление доходных источников.
На фоне текущего кризиса органы власти сталкиваются с необходимостью пересмотра параметров бюджетной системы, фиксируя уменьшение показателей текущего периода по доходным статьям в сравнении с плановыми, чего не скажешь о расходах. В подобных условиях и тяжелом состоянии экономики обязательства органов власти не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику страны, особенно, ее дотационные территории и незащищенные категории граждан.
Наличие широкого круга нерешенных вопросов повышения эффективности бюджетных расходов региона характеризует недостаточную степень разработанности темы исследования и объективную необходимость углубления знаний и разработки теоретико – методической базы повышения эффективности.
Целью магистерской диссертационной работы является оценка эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) и разработка мероприятий по совершенствованию механизма оптимизации расходной части бюджета Республики Саха (Якутия).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 раскрыть теоретические основы расходов бюджета;
 проанализировать динамику и структуру расходов бюджета Республики Саха (Якутия);
 оценить эффективность расходов бюджета Республики Саха (Якутия);
 определить проблемы эффективности расходов бюджета Республики Саха (Якутия);
 разработать мероприятия по оптимизации расходов бюджета Республики Саха (Якутия).
Объектом исследования является государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Предметом исследования является расходная часть бюджета субъекта Российской Федерации.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в использовании теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов региона на примере Республики Саха (Якутия).
Положения, выносимые на защиту, полученные лично соискателем, определяющие научную новизну исследования, заключаются в следующем:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Реализация стратегической функции бюджетной политики неотделима от осуществления бюджетных инвестиций и расходов, которые создают благоприятные условия для экономического роста и развития. В широком контексте государственными расходами развития могут считаться не только непосредственно расходы центрального и местных бюджетов, среди которых ведущую роль играют инвестиции, но и соответствующие расходы предприятий государственного сектора экономики. В научных исследованиях по бюджетной политике к таким расходам относят также часть из предоставленных налоговых льгот (т.н. «налоговые расходы»), которые имеют высвободить ресурсы развития для субъектов хозяйствования. В условиях жестких бюджетных ограничений и неразвитой финансовой системы достичь максимального воздействия бюджетной политики развития возможно благодаря комбинированию указанных составляющих.
Существование в условиях постоянной нехватки финансовых ресурсов заставляет регионы придерживаться режима строгой экономии, но все равно возникает дефицит. Чтобы выполнить расходные обязательства, приходится либо пересматривать объемы выделяемых из бюджета средств в сторону их сокращения, т. е. осуществлять секвестрование, либо брать кредиты, тем самым наращивая государственный долг, либо продавать имущество или ценные бумаги, пока таковые имеются.
Доходов в государственный бюджет Республики Саха в 2018 году поступило 219 135,1 млн. рублей, что больше плана на 10 608,6 млн. рублей, или 105,1%.
Налоговых и неналоговых доходов поступило 139 175 млн. рублей, что больше плана на 8 286,7 млн. рублей, или 106,3%. Основное увеличение поступлений произошло по налоговым доходам, в части налога на прибыль в связи с ростом объемов реализации и средних цен алмазного сырья, изменениями курса рубля к доллару США, ростом налоговой базы нефтедобывающих предприятий.
Безвозмездные поступления по всем видам источников составили за 2018 год 79 960,1 млн. рублей, с ростом на 2 321,9 млн. рублей или 3% к утвержденному плану, в том числе поступления из федерального бюджета обеспечили прирост на 2 004,7 млн. рублей.
В сравнение с 2017 годом в 2018 году доходов поступило на 41 910,4 млн. рублей больше или с ростом на 23,6%.
Но достижение бюджетной обеспеченности республики требует реализации более решительных, тщательно продуманных мер, основанных на использовании механизма вертикального выравнивания в части перераспределения регулирующих налогов.
Оценка эффективности исполнения расходов бюджета Республики Саха (Якутия) обозначила средний уровень эффективности, что говорит о необходимости совершенствования исполнения бюджетных обязательств до высокой эффективности.
Расходы государственного бюджета в 2018 году исполнены в сумме 208 912,9 млн. рублей или 99% от уточненной сводной бюджетной росписи, что выше по сравнению с 2017 годом на 12,1% или на 22 608,0 млн. рублей.
Невостребованные бюджетные ассигнования составили 1% или 2 108,1 млн от плановых назначений уточненной бюджетной росписи.
Наибольший удельный вес составляет остаток средств Дорожного фонда – 1 123,2 млн. рублей. Неполное освоение по средствам Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) объясняется сезонностью работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Остаток бюджетных ассигнований в сумме 45,3 млн. рублей образовался по Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) в связи с несвоевременным предоставлением подрядными организациями актов выполненных работ.
По результатам проведения оценки эффективности реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) за 2017 год из 35 госпрограмм признаны эффективными 22 госпрограммы, недостаточно эффективными – 11, низкоэффективными — 2.
В бюджете Якутии на протяжении ряда лет наблюдается кассовый разрыв (между доходами и расходами бюджета). Это результат того, что расходы формировались без четкой привязки к доходам, которые во многом зависят от внешних факторов, нам неподвластным: курс доллара, экономическая конъюнктура, спрос на алмазы и другие.
По сравнению с 2018 годом дотационные отчисления Республике Саха выросли примерно на 3 млрд. рублей.
Для регулирования расходов бюджета Республики Саха необходимо:
— разработать и провести апробацию методики оценки бюджетного эффекта от важнейших реформ, в том числе:
1) от реформ, связанных с реализацией ФЗ № 83 по оптимизации перечня услуг, финансирования госучреждений на основе единых нормативов, изменение типа учреждений;
2) от применения принципов эффективного контракта в государственных учреждениях;
3) от реформ, связанных с оптимизацией и сокращением расходов на содержание сети учреждений (объединение, реорганизация, перепрофилирование, перевод учреждений в помещения меньшей площади, передача части помещений в долгосрочную аренду, мероприятия по энергоэффективности);
4) от сокращения бюджетных расходов на выполнение «обеспечивающих» функций (централизация или аутсорсинг отдельных функций, в т.ч. введение централизованных бухгалтерий) и централизации закупок государственных учреждений;
5) от развития негосударственного сектора развития услуг (развитие систем государственного заказа, предоставление субсидий на оказание услуг НКО).
— проведение оценки бюджетного эффекта от проведения реформ системы государственной поддержки реального сектора экономики и повышения эффективности государственных закупок;
— разработка рекомендаций по продолжению и корректировке реформ системы государственной поддержки реального сектора экономики и повышения эффективности государственных закупок.
— разработка методики и проведение оценки бюджетного эффекта от мер по повышению эффективности расходов на государственное управление.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1. Экономическая сущность и принципы расходов бюджета

Определение понятия “расходы бюджета” как правового понятия до сих пор не сформулировано удовлетворительно. В изобилии представленные в юридической литературе определения расходов бюджета носят либо экономический характер (“расходы государственного бюджета являются экономической категорией, носят распределительный характер, выражаются в денежной форме и планомерно организуются государством”; “расходы бюджета государства (муниципальных образований) — денежные средства, предоставляемые из бюджета в рамках урегулированных нормами права отношений распределения средств централизованного бюджетного фонда (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований), нацеленных на финансовое обеспечение задач и функций государства”; “расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задачи и функций государства и местного самоуправления”; “расходы бюджета — это публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства”), либо являются столь общими, что определяемое понятие фактически лишено своего конкретного юридического содержания (“государственные расходы — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения де нежными средствами, финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством в каждый данный период времени”).
Неудача подобных попыток, как представляется, вызвана тем, что искомое понятие определяется без выявления правовой природы самой категории “расходы бюджета”, что делает невозможным выяснение ни его существа, ни связей с другими правовыми категориями. Отсутствие понимания правового смысла названной категории, в свою очередь, не позволяет ни эффективно анализировать с правовой точки зрения общественные отношения, возникающие в сфере распределения и использования публичных фондов денежных средств, ни, соответственно, выдвигать каких-либо предложений по улучшению правового регулирования названной сферы общественных отношений. Приведенные обстоятельства предопределяют необходимость выявления правовой природы категории “расходы бюджета”.
Бюджетный кодекс РФ определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства (абз. 6 ст. 6).
Фактически в данном определении акцент делается на выплату. Поскольку сама такая выплата осуществляется в рамках расходных обязательств, законодатель явно стремится синхронизировать понятия “расходы бюджета” и “расходное обязательство”: если расходы бюджета — это выплаты, то и расходное обязательство — это обязанность предоставить средства из бюджета (аб3. 20 ст. 6 БК РФ), т.е. обязанность совершить выплаты. С правовой точки зрения такое определение расходов бюджета, по нашему мнению, является неудовлетворительным.
Экономическая сущность и принципы расходов бюджета.
Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, который обладает силой закона, разрабатывается и утверждается законодательным органом власти, а именно Федеральным Собранием в форме федерального закона [1].
Главным звеном бюджетной системы является федеральный бюджет, который выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процедуру создания и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через федеральный бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения [4].
Государственный бюджет является ведущим звено финансовой системы, также позволяет государству воздействовать на экономику, стимулировать развитие секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку менее защищенным слоям населения.
В условиях нестабильной экономической обстановки важно правильно выбрать приоритетные направления использования бюджетных ресурсов. Грамотный выбор направлений использования ресурсов позволяет повысить эффективность принимаемых Правительством мер по регулированию экономических процессов. С изменением экономической конъектуры, необходимо совершенствовать или искать новые методологические решения по макроэкономической оценке расходов федерального бюджета и макроэкономических рисков [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы