Часть дипломной работы на тему Эдьютеймент как инновационная технология развития творческого мышления у младших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭДЬЮТЕЙМЕНТА КАК ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 7
1.1.Понятие об эдьютейменте в психолого – педагогической литературе 7
1.2.Общая характеристика творческого мышления младшего подростка 13
1.3. Влияние эдьютеймента на развитие творческого мышления младшего подростка 23
Выводы по 1 главе 34
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭДЬЮТЕЙМЕНТА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 44
2.3. Программа по применению технологии эдьютеймента в развитии творческого мышления младших подростков 53
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 62
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Введение:
Актуальность исследования. Уровень развития страны в значительной мере определяется уровнем развития ее образования, которое должно быстро реагировать на потребности общества. Сегодня необходима личность, которая умеет творчески мыслить, способна к творчеству, постоянному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию, что актуализирует проблему развития творческого мышления, а этому может способствовать современная инновационная технология – эдьютеймент (технология обучения в формате развлечений).
Как показывает школьная практика, учителя еще много внимания уделяют именно передаче учащимся содержания учебного материала и недостаточно – обучения в формате развлечений.
При таком подходе ученик может хранить в памяти значительные объемы информации, и не уметь ее применить ни в рамках учебного процесса, ни в жизненных нестандартных ситуациях.
Младший подростковый возраст является наиболее сензитивным для создания оптимальных условий развития творческого мышления, поскольку именно в этот период жизни учащиеся проявляют глубокий самоконтроль, саморегуляцию, самооценку, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию и имеют большую потребность в управлении развитием своей личности.
Творческие мыслительные процессы приобретают стойкой произвольности и интеллектуальной сложности, что является благоприятным для обучения на основе применения эдьютеймента.
Эффективность использования технологии эдьютеймента в обучении обусловлена скоростью и надежностью обработки любого вида информации; расширенными возможностями представления учебной информации; возможностью оптимального дифференцирование учебной деятельности учащихся в зависимости от уровня подготовки, способностей познавательных интересов и тому подобное.
Эдьютеймент позволяет активизировать содержательную, операционную и мотивационную стороны образовательного процесса, создают условия для овладения старшеклассниками способами организации собственной учебной деятельности, дают возможность осуществлять учебную коммуникацию, именно поэтому возникает необходимость инновационных изменений в организации учебного процесса.
В последние годы сформировались новые тенденции в современных подходах к обучению и диапазону использования современных технических и дидактических средств обучения, которые основаны на концепции обучения через развлечение, смысл которой заключается в том, что знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, а также в комфортных условиях.
Именно данный подход к понятию эдьютеймента позволил выявить следующие противоречия между:
– инновационными изменениями в парадигме развития образования, где центр внимания переносится на создание условий для развития учащихся, учета познавательных интересов и развития творческого мышления и традиционной методике обучения, которая не способствует этому развитию,
– активным внедрением в практику работы общеобразовательных учебных заведений игровых технологий, и недостаточной методикой использования технологии эдьютеймента, обладающей более широкими возможностями в развитии творческого мышления младших подростков.
Устранение указанных противоречий является важной проблемой развития творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймента, решение которой позволит достичь существенного повышения эффективности, результативности и качества образовательного процесса, обеспечит личностное развитие учащихся в соответствии с их индивидуальных способностей, будет способствовать самообразованию на протяжении всей жизни.
Итак, недостаточная разработанность этого вопроса в теории и практике обусловила выбор темы нашего исследования: «Эдьютеймент как инновационная технология развития творческого мышления у младших подростков».
Объектом исследования выступило творческое мышление младших подростков.
Предмет исследования – процесс развития творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймент.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности методики развития творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймент.
Гипотеза исследования. Считаем, что использование технологии эдьютеймента в практике обучения младших школьников повлечет развитию у них познавательного интереса.
Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать и уточнить понятия «эдьютеймент», «творческое мышление»,
2) определить возможности эдьютеймента в развитии творческого мышления младших подростков,
3) определить критерии, показатели и уровни сформированности творческого мышления младших подростков,
4) спроектировать методику использования технологии эдьютеймента в практике обучения младших школьников,
5) экспериментально проверить эффективность предложенной методики.
Методы исследования. В соответствии с определенными задачами и поставленной целью исследования комплексно применялись следующие методы:
— теоретические: ретроспективный, сравнительный и системный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
— практические: тестирование, диагностика.
— методы обработки результатов исследования – количественный и качественный анализ.
Практическое значение полученных результатов определяется эффективностью методики развития критического мышления с помощью технологии эдьютеймента.
Спроектирована методика, состоящая из системы заданий и упражнений, а также методических рекомендаций, может быть использована для обновления и коррекции содержания действующих и разработки новых учебных программ и стать полезной для системы переподготовки и повышения квалификации учителей.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, закдючения и списка литературы.
Заключение:
Итак, технология эдьютейнмента направлена на стимулирование познавательной и творческой активности учащихся, формирование личностных качеств и компетенций; обеспечение результата деятельности учащегося, посредством мотивации, создания комфортных условий и оказания необходимой помощи в достижении цели.
Обобщения теоретического материала позволили установить связь творческого мышления с технологией эдьютеймента и с некоторыми психолого-педагогическими характеристиками учащихся и сделать вывод, что творческое мышление учащихся необходимо развивать целенаправленно.
К основным психологическим особенностям подросткового возраста можно отнести: при внешне неизменной социальной ситуации развития, существенно меняется внутренняя позиция подростка, которая обусловлена развитием ключевого новообразования данного возрастного периода – чувство взрослости. Ведущей деятельностью на этом этапе является интимно-личностное общение, что обусловливает процесс самопознания подростка, становления его самосознания, усвоение этических норм и правил.
К развитию творческого мышления младших подростков необходимо привлекатить такую инновационную технологию, как эдьютеймент.
Эдьютейнмент технология – это форма организации образовательного процесса, в котором знания подаются ребенку с привлечением развлекательных методик, информационных технологий, игр, целью которого является одновременное обучение и удовлетворение интереса, побуждает к познавательной активности. Однако, не стоит говорить, что эдьютеймент – это обучение и развлечение, ведь под понятием «развлечение» понимается: игры, цифровой контент, творчество, проживание заданных ситуаций. То есть, используя слово «развлечение» в широком понимании нужно учитывать цель деятельности: привлечение (проживания жизненных ситуаций), захват (творчество, цифровой контент) и, собственно, развлечение (игра).
В процессе анализа научной литературы были выявлены три критерия: когнитивный (умение устанавливать различные ассоциативные связи; произвольность воображения, богатый запас впечатлений от окружающего мира; умения продуцировать оригинальные идеи и решения); сенсорно-эстетический (глубина и яркость эмоционально-эстетической реакции; целостность чувственно-художественного восприятия; способность «вхождения» в образ); деятельностно-эстетический (интерес к изобразительной деятельности и получение удовольствия от нее; владение навыками изобразительной деятельности; способность к самостоятельному созданию).
На основании результатов диагностирования в ходе констатирующего эксперимента определены и охарактеризованы уровни сформированности творческого мышления младших подростков: высокий, средний и низкий.
Для каждого критерия была подобрана и адаптирована методика исследования.
По результатам констатирующего эксперимента установлено, что большинство опрашиваемых детей характеризуются низким– 60% и средним – 20% уровнями развития творческого мышления.
Констатирующий эксперимент доказал отсутствие систематической и целенаправленной работы по развитию творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймента.
Итак, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанных нами условий, чем была полностью доказана гипотеза исследования.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭДЬЮТЕЙМЕНТА КАК ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
1.1.Понятие об эдьютейменте в психолого – педагогической литературе
Модернизация образования направлена на разработку и оптимизацию новых технологий и методик обучения, направленных на подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать практические задачи, требующие умений внедрять инновационные формы организации образовательной работы с учащимися начальных классов. Современная школа не только имеет возможность, но и требует от учителей демонстрацию новых технологий в их реализации компетентностного подхода к образовательному процессу, а также к созданию условий для его функционирования. Этот процесс можно рассматривать как один из этапов в формировании инновационной образовательной среды.
Процесс современного образования происходит в стремительном росте объема новой информации, которая настолько быстро устаревает, что ученики не успевают получить полезных знаний, а полученные быстро теряют актуальность. Быстро развивающиеся технологии облегчают новые виды досуга, а время на получение информации сокращается. Кроме того, познавательный процесс не обязательно должен происходить в формальной (и часто скучной) среде и может одновременно с приобретением знаний превратиться в полезное развлечение. Становится очевидным, что именно указанные обстоятельства привели к появлению технологии обучения эдьютенменту, в основе которой лежит концепция «образование + развлечение».
Термин эдьютеймент образован от двух английских слов: развлечение и образование и сочетает в себе два значения: развлечение и обучение. В российской и зарубежной научной литературе представлены различные определения этого понятия.
Таким образом, эдьютеймент понимается как:
— «цифровой контент, сочетающий в себе образовательные и развлекательные элементы»;
— «конкретные виды деятельности, основанные на одновременном обучении и удовлетворении собственного любопытства»;
— «педагогическая стратегия, основанная на преднамеренном соединении социального порядка с развлекательным механизмом»;
— место, «где дети могут наслаждаться тем, что они узнают с помощью звуков, видео, текстов и изображений»;
— «привлечение, обучение, развлечение и преданность с помощью различных средств обучения и с учетом определенных психологических потребностей учащихся», «новая философия образования и технология обучения одновременно»;
— «технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, в основе которой лежит концепция обучения через развлечения»;
— «сочетание традиционных и инновационных методов обучения», «игра» [Берджес, с. 39] и др.
Итак, обобщая определения данной технологии в научной литературе, мы можем выделить ее общие характеристики:
— эдьютеймент — это современная образовательная технология, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий;
— эдьютеймент — это симбиоз педагогики, психологии и мультимедийных технологий;
— эдьютеймент — это технология, которая позволяет нам разнообразить учебный процесс с помощью игрового контента, который может привлечь и увлечь учащихся учебным предметом, за счет зрелищности, эмоциональной вовлеченности, психологического комфорта учащихся на занятиях и т.д.
На основе анализа педагогической литературы мы сформулировали авторское определение понятия эдьютеймент, которое мы понимаем как современную образовательную технологию, объединяющую мультимедийные средства, игровые и инновационные методы, позволяющие проводить образовательную работу путем привлечения и вовлечения учащихся в учебный предмет, активизации эмоционального и аксиологический компонент учебной и внеурочной деятельности преподавателя и учащихся.
Анализ научной литературы, позволил определить особенности использования технологии эдьютеймент, которые заключаются в следующем:
— наличие двустороннего взаимосвязанного процесса деятельности субъектов образовательного процесса (предметно-предметное общение) [Богданова, с. 61];
— «наличие комфортных условий» [Богданова, с. 62] для раскрытия творческого потенциала каждого ученика (креативность проявляют, в первую очередь, те ученики, которые поглощены своей деятельностью);
— комплексное применение современных педагогических технологий: игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, технологий развития критического мышления для расширения культурного кругозора, систематизации и обобщения знаний учащихся по предметным учебным дисциплинам и т.д.;
— активизация эмоционально-ценностного компонента в деятельности учащихся во внеурочное время;
— увлекательный, интересный и развлекательный характер внеклассных мероприятий, участвуя в которых учащиеся, с одной стороны, организуют свой досуг, а с другой приобретают ценный опыт организации внеклассной работы);
— повышение внутренней и внешней мотивации учащегося в процессе организации и проведения внеклассной работы (самореализация через получение удовольствия от результатов своей деятельности и т.д.).
Одной из приоритетных задач, которые решает технология эдьютеймент, является повышение мотивации. По словам Т. В. Сапуха, «мотивация состоит из сложного набора внешних и внутренних факторов. Внутренняя мотивация побуждает нас заниматься деятельностью ради самой деятельности, ради удовольствия от выполнения действий или удовлетворения любопытства, в то время как внешняя мотивация включает в себя желание соответствовать стандартам, признание, оценку и награды» [Букатов, с. 94].
Мотивация школьника является мощным стимулом для его участия во внеаудиторной работе, а значит, и для приобретения опыта творческой деятельности, формирования таких личностных качеств, как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, коммуникабельность, работоспособность, необходимых для будущей профессиональной деятельности