Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Эдьютеймент как инновационная технология развития творческого мышления у младших подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭДЬЮТЕЙМЕНТА КАК ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 7

1.1.Понятие об эдьютейменте в психолого – педагогической литературе 7

1.2.Общая характеристика творческого мышления младшего подростка 13

1.3. Влияние эдьютеймента на развитие творческого мышления младшего подростка 23

Выводы по 1 главе 34

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭДЬЮТЕЙМЕНТА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 37

2.1. Организация и методы исследования 37

2.2. Результаты констатирующего эксперимента 44

2.3. Программа по применению технологии эдьютеймента в развитии творческого мышления младших подростков 53

2.4. Результаты контрольного этапа исследования 62

Выводы по 2 главе 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 78

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Уровень развития страны в значительной мере определяется уровнем развития ее образования, которое должно быстро реагировать на потребности общества. Сегодня необходима личность, которая умеет творчески мыслить, способна к творчеству, постоянному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию, что актуализирует проблему развития творческого мышления, а этому может способствовать современная инновационная технология – эдьютеймент (технология обучения в формате развлечений).

Как показывает школьная практика, учителя еще много внимания уделяют именно передаче учащимся содержания учебного материала и недостаточно – обучения в формате развлечений.

При таком подходе ученик может хранить в памяти значительные объемы информации, и не уметь ее применить ни в рамках учебного процесса, ни в жизненных нестандартных ситуациях.

Младший подростковый возраст является наиболее сензитивным для создания оптимальных условий развития творческого мышления, поскольку именно в этот период жизни учащиеся проявляют глубокий самоконтроль, саморегуляцию, самооценку, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию и имеют большую потребность в управлении развитием своей личности.

Творческие мыслительные процессы приобретают стойкой произвольности и интеллектуальной сложности, что является благоприятным для обучения на основе применения эдьютеймента.

Эффективность использования технологии эдьютеймента в обучении обусловлена скоростью и надежностью обработки любого вида информации; расширенными возможностями представления учебной информации; возможностью оптимального дифференцирование учебной деятельности учащихся в зависимости от уровня подготовки, способностей познавательных интересов и тому подобное.

Эдьютеймент позволяет активизировать содержательную, операционную и мотивационную стороны образовательного процесса, создают условия для овладения старшеклассниками способами организации собственной учебной деятельности, дают возможность осуществлять учебную коммуникацию, именно поэтому возникает необходимость инновационных изменений в организации учебного процесса.

В последние годы сформировались новые тенденции в современных подходах к обучению и диапазону использования современных технических и дидактических средств обучения, которые основаны на концепции обучения через развлечение, смысл которой заключается в том, что знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, а также в комфортных условиях.

Именно данный подход к понятию эдьютеймента позволил выявить следующие противоречия между:

– инновационными изменениями в парадигме развития образования, где центр внимания переносится на создание условий для развития учащихся, учета познавательных интересов и развития творческого мышления и традиционной методике обучения, которая не способствует этому развитию,

– активным внедрением в практику работы общеобразовательных учебных заведений игровых технологий, и недостаточной методикой использования технологии эдьютеймента, обладающей более широкими возможностями в развитии творческого мышления младших подростков.

Устранение указанных противоречий является важной проблемой развития творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймента, решение которой позволит достичь существенного повышения эффективности, результативности и качества образовательного процесса, обеспечит личностное развитие учащихся в соответствии с их индивидуальных способностей, будет способствовать самообразованию на протяжении всей жизни.

Итак, недостаточная разработанность этого вопроса в теории и практике обусловила выбор темы нашего исследования: «Эдьютеймент как инновационная технология развития творческого мышления у младших подростков».

Объектом исследования выступило творческое мышление младших подростков.

Предмет исследования – процесс развития творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймент.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности методики развития творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймент.

Гипотеза исследования. Считаем, что использование технологии эдьютеймента в практике обучения младших школьников повлечет развитию у них познавательного интереса.

Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать и уточнить понятия «эдьютеймент», «творческое мышление»,

2) определить возможности эдьютеймента в развитии творческого мышления младших подростков,

3) определить критерии, показатели и уровни сформированности творческого мышления младших подростков,

4) спроектировать методику использования технологии эдьютеймента в практике обучения младших школьников,

5) экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Методы исследования. В соответствии с определенными задачами и поставленной целью исследования комплексно применялись следующие методы:

— теоретические: ретроспективный, сравнительный и системный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

— практические: тестирование, диагностика.

— методы обработки результатов исследования – количественный и качественный анализ.

Практическое значение полученных результатов определяется эффективностью методики развития критического мышления с помощью технологии эдьютеймента.

Спроектирована методика, состоящая из системы заданий и упражнений, а также методических рекомендаций, может быть использована для обновления и коррекции содержания действующих и разработки новых учебных программ и стать полезной для системы переподготовки и повышения квалификации учителей.

Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, закдючения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, технология эдьютейнмента направлена на стимулирование познавательной и творческой активности учащихся, формирование личностных качеств и компетенций; обеспечение результата деятельности учащегося, посредством мотивации, создания комфортных условий и оказания необходимой помощи в достижении цели.

Обобщения теоретического материала позволили установить связь творческого мышления с технологией эдьютеймента и с некоторыми психолого-педагогическими характеристиками учащихся и сделать вывод, что творческое мышление учащихся необходимо развивать целенаправленно.

К основным психологическим особенностям подросткового возраста можно отнести: при внешне неизменной социальной ситуации развития, существенно меняется внутренняя позиция подростка, которая обусловлена развитием ключевого новообразования данного возрастного периода – чувство взрослости. Ведущей деятельностью на этом этапе является интимно-личностное общение, что обусловливает процесс самопознания подростка, становления его самосознания, усвоение этических норм и правил.

К развитию творческого мышления младших подростков необходимо привлекатить такую инновационную технологию, как эдьютеймент.

Эдьютейнмент технология – это форма организации образовательного процесса, в котором знания подаются ребенку с привлечением развлекательных методик, информационных технологий, игр, целью которого является одновременное обучение и удовлетворение интереса, побуждает к познавательной активности. Однако, не стоит говорить, что эдьютеймент – это обучение и развлечение, ведь под понятием «развлечение» понимается: игры, цифровой контент, творчество, проживание заданных ситуаций. То есть, используя слово «развлечение» в широком понимании нужно учитывать цель деятельности: привлечение (проживания жизненных ситуаций), захват (творчество, цифровой контент) и, собственно, развлечение (игра).

В процессе анализа научной литературы были выявлены три критерия: когнитивный (умение устанавливать различные ассоциативные связи; произвольность воображения, богатый запас впечатлений от окружающего мира; умения продуцировать оригинальные идеи и решения); сенсорно-эстетический (глубина и яркость эмоционально-эстетической реакции; целостность чувственно-художественного восприятия; способность «вхождения» в образ); деятельностно-эстетический (интерес к изобразительной деятельности и получение удовольствия от нее; владение навыками изобразительной деятельности; способность к самостоятельному созданию).

На основании результатов диагностирования в ходе констатирующего эксперимента определены и охарактеризованы уровни сформированности творческого мышления младших подростков: высокий, средний и низкий.

Для каждого критерия была подобрана и адаптирована методика исследования.

По результатам констатирующего эксперимента установлено, что большинство опрашиваемых детей характеризуются низким– 60% и средним – 20% уровнями развития творческого мышления.

Констатирующий эксперимент доказал отсутствие систематической и целенаправленной работы по развитию творческого мышления младших подростков с помощью технологии эдьютеймента.

Итак, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанных нами условий, чем была полностью доказана гипотеза исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭДЬЮТЕЙМЕНТА КАК ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

1.1.Понятие об эдьютейменте в психолого – педагогической литературе

Модернизация образования направлена на разработку и оптимизацию новых технологий и методик обучения, направленных на подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать практические задачи, требующие умений внедрять инновационные формы организации образовательной работы с учащимися начальных классов. Современная школа не только имеет возможность, но и требует от учителей демонстрацию новых технологий в их реализации компетентностного подхода к образовательному процессу, а также к созданию условий для его функционирования. Этот процесс можно рассматривать как один из этапов в формировании инновационной образовательной среды.

Процесс современного образования происходит в стремительном росте объема новой информации, которая настолько быстро устаревает, что ученики не успевают получить полезных знаний, а полученные быстро теряют актуальность. Быстро развивающиеся технологии облегчают новые виды досуга, а время на получение информации сокращается. Кроме того, познавательный процесс не обязательно должен происходить в формальной (и часто скучной) среде и может одновременно с приобретением знаний превратиться в полезное развлечение. Становится очевидным, что именно указанные обстоятельства привели к появлению технологии обучения эдьютенменту, в основе которой лежит концепция «образование + развлечение».

Термин эдьютеймент образован от двух английских слов: развлечение и образование и сочетает в себе два значения: развлечение и обучение. В российской и зарубежной научной литературе представлены различные определения этого понятия.

Таким образом, эдьютеймент понимается как:

— «цифровой контент, сочетающий в себе образовательные и развлекательные элементы»;

— «конкретные виды деятельности, основанные на одновременном обучении и удовлетворении собственного любопытства»;

— «педагогическая стратегия, основанная на преднамеренном соединении социального порядка с развлекательным механизмом»;

— место, «где дети могут наслаждаться тем, что они узнают с помощью звуков, видео, текстов и изображений»;

— «привлечение, обучение, развлечение и преданность с помощью различных средств обучения и с учетом определенных психологических потребностей учащихся», «новая философия образования и технология обучения одновременно»;

— «технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, в основе которой лежит концепция обучения через развлечения»;

— «сочетание традиционных и инновационных методов обучения», «игра» [Берджес, с. 39] и др.

Итак, обобщая определения данной технологии в научной литературе, мы можем выделить ее общие характеристики:

— эдьютеймент — это современная образовательная технология, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий;

— эдьютеймент — это симбиоз педагогики, психологии и мультимедийных технологий;

— эдьютеймент — это технология, которая позволяет нам разнообразить учебный процесс с помощью игрового контента, который может привлечь и увлечь учащихся учебным предметом, за счет зрелищности, эмоциональной вовлеченности, психологического комфорта учащихся на занятиях и т.д.

На основе анализа педагогической литературы мы сформулировали авторское определение понятия эдьютеймент, которое мы понимаем как современную образовательную технологию, объединяющую мультимедийные средства, игровые и инновационные методы, позволяющие проводить образовательную работу путем привлечения и вовлечения учащихся в учебный предмет, активизации эмоционального и аксиологический компонент учебной и внеурочной деятельности преподавателя и учащихся.

Анализ научной литературы, позволил определить особенности использования технологии эдьютеймент, которые заключаются в следующем:

— наличие двустороннего взаимосвязанного процесса деятельности субъектов образовательного процесса (предметно-предметное общение) [Богданова, с. 61];

— «наличие комфортных условий» [Богданова, с. 62] для раскрытия творческого потенциала каждого ученика (креативность проявляют, в первую очередь, те ученики, которые поглощены своей деятельностью);

— комплексное применение современных педагогических технологий: игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, технологий развития критического мышления для расширения культурного кругозора, систематизации и обобщения знаний учащихся по предметным учебным дисциплинам и т.д.;

— активизация эмоционально-ценностного компонента в деятельности учащихся во внеурочное время;

— увлекательный, интересный и развлекательный характер внеклассных мероприятий, участвуя в которых учащиеся, с одной стороны, организуют свой досуг, а с другой приобретают ценный опыт организации внеклассной работы);

— повышение внутренней и внешней мотивации учащегося в процессе организации и проведения внеклассной работы (самореализация через получение удовольствия от результатов своей деятельности и т.д.).

Одной из приоритетных задач, которые решает технология эдьютеймент, является повышение мотивации. По словам Т. В. Сапуха, «мотивация состоит из сложного набора внешних и внутренних факторов. Внутренняя мотивация побуждает нас заниматься деятельностью ради самой деятельности, ради удовольствия от выполнения действий или удовлетворения любопытства, в то время как внешняя мотивация включает в себя желание соответствовать стандартам, признание, оценку и награды» [Букатов, с. 94].

Мотивация школьника является мощным стимулом для его участия во внеаудиторной работе, а значит, и для приобретения опыта творческой деятельности, формирования таких личностных качеств, как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, коммуникабельность, работоспособность, необходимых для будущей профессиональной деятельности

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы