Часть дипломной работы на тему Древесные мотивы в лирике Тарковского, Самойлова, Липкина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
I. Поэтика древесных мотивов в лирике А. Тарковского,7
§1. Поэтика древесного кода в лирике А. Тарковского
§ 2. Образ дерева в лирике Д. Самойлова15
§3. Особенности древесных мотивов в лирике С. Липкина
Глава II. Мифопоэтический аспект древесных мотивов А.
Тарковского,29
§1. Связь
дерева и человека как элемент мифопоэтики древесных мотивов
§2. «Мировое
дерево» в стихотворениях А. Тарковского
§3. Особенности мифопоэтики древесных мотивов Д.
Самойлова
Введение:
Неоакмеизм В. Брюсов назвал «поэзией
парадоксов». Тщательно обтачивая свои стихи по традициям символистов, поэты
этого направления стремились к тому, чтобы высказаться неожиданно и неожиданным
образом. Стихи поэтов названного течения высоко ценил А. Тарковский. Арсений
Тарковский родился 25 июня 1907 года. Поэзия была близка мальчику с детства: с
отцом они посещали творческие вечера И. Северянина, К. Бальмонта и
других авторов Серебряного века. В 1925 году после окончания семилетней школы
Арсений отправился в Москву и поступил на высшие Литературные курсы, которые
закончил в 1929 году.
С
конца 1920-х Тарковский пишет стихотворные фельетоны в журнал «Прожектор». Во
время войны поэт раз участвовал в боевых действиях, успевал писать
стихотворения, воспевавшие подвиг советской армии, и басни, высмеивавшие
гитлеровцев. Солдаты вырезали стихи из газет и носили в нагрудном кармане
вместе с документами и фото близких – настолько они пользовались популярностью
в сложные годы.
Первый
сборник у Тарковского опубликовать не получилось: он отказался включать в него
политические стихи. Первая книга «Перед снегом» выходит лишь в 1962, еще две –
в 1966 и 1969 годах. Тарковского начали приглашать с выступлениями на
популярные вечера поэзии. Последним прижизненным изданием стала вышедшая в 1988
году книга «Звезды над Арагацем». Всего выпущено 12 сборников стихов
Тарковского и 1 трехтомное собрание сочинений.
Творчество
Арсения Тарковского занимает своеобразное место в русской поэзии. Он сумел
донести до читателя в условиях жесткой эстетической диктатуры традиции
Серебряного века, придав им индивидуальный современный оттенок.
Давид
Самуилович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман) родился 1 июня 1920 года в Москве. Первая
поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому появилась
в журнале «Октябрь» в 1941 году. В годы войны Самойлов был ранен. Во время
войны поэт почти не писал. Первое послевоенное
произведение «Стихи о новом городе» было опубликовано в 1948 году
в журнале «Знамя». Регулярные публикации его стихов в периодической
печати начались в 1955 году.
Военная
тема стала основной в творчестве Давида Самойлова. В период с 1960
года по 1975 год были написаны самые лучшие его вещи о Великой Отечественной
войне: «Сороковые», «Перебирая наши даты», «Слава богу! Слава богу…» и др.
После выхода поэтического сборника «Дни» (1970) имя Самойлова стало известно
широкому кругу читателей. В 1974 году вышла книга поэта «Волна и камень».
В разные годы у Давида Самойлова выходили книги стихов.
Семен
Израилевич Липкин с 1929 жил в Москве, тогда же без особого успеха выступил со
стихами, по его позднейшему признанию, «лишенными самостоятельности»,
«написанными под влиянием жадно прочитанных Лескова, Мельникова-Печерского,
Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского». В годы Великой
Отечественной войны был военным корреспондентом на юге России, что нашло отражение
в его стихах. В 1956 опубликовал подборку стихов в «Новом мире» А.Т.
Твардовского, изредка выступал в альманахах. Тонкое чувство природы, изящная
образность, аура тонкого настроения сменяются в поэзии С. Липкина серьезной,
информативной событийностью, историко-литературными реминисценциями,
политическими инвективами, размышлениями о собственной судьбе и о возможности и
обязанности поэта смягчить жестокость нашего мира.
Актуальность исследования.
Природные мотивы часто становятся предметом изучения в науке. Подобные мотивы
часто связаны с символическим значением, с центральной идеей творчества поэта.
Древесный
мотив универсален, но в творчестве каждого поэта он проявляется по-своему,
позволяя раскрыть основу поэтического мышления. Природные мотивы при этом
типичны не для каждого направления поэтического творчества.
В отличие от мотива дерева, связь образов
стихотворения с мифологическими представлениями выводит произведение на другой
уровень связи с мировой культурой. Миф стоит непосредственно у истоков
словесного искусства, так как именно мифологические представления и сюжеты
занимают самое значительное место в культурной традиции народов. Именно
мифологические мотивы сыграли важную роль в генезисе различных литературных
сюжетов, а мифологические темы, образы, персонажи постоянно используются и
переосмысляются в литературе на всем протяжении ее истории.
Мифология
имеет богатую и достаточно продолжительную историю. Первые попытки к
переосмыслению мифологического материала были предприняты еще в античности, а
изучением значения для литературы мифов в разные периоды времени занимались
неоднократно. Однако до настоящего времени так пока и не оформилось единого
общепринятого мнения о мифе, хотя в трудах исследователей существуют
определенные точки соприкосновения.
Различные словари по-разному представляют
понятие «миф». Академическое определение мифа представлено в литературном
энциклопедическом словаре: «Мифы – создания коллективной общенародной фантазии,
обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных
персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными».
Научная
новизна работы состоит в том, что мифопоэтический аспект древесных мотивов
А. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина недостаточно рассмотрен.
Объект
работы – поэтические произведения А. Тарковского, Д. Самойлова, С.
Липкина. Предмет
работы – анализ древесных мотивов в лирике А. Тарковского, Д. Самойлова, С.
Липкина.
Материалом
исследования являются поэтические произведения А. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина.
Цель
данной работы – классифицировать древесные мотивы в
лирике А. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина.
В соответствии с целью необходимо решить
ряд задач:
1)
изучить поэтику древесного кода в лирике А. Тарковского;
2)
проанализировать образ дерева в лирике Д. Самойлова;
3)
рассмотреть особенности древесных мотивов в лирике С. Липкина;
4) рассмотреть мифопоэтический аспект древесных мотивов Арсения
Тарковского, Давида Самойлова, Ссемена Липкина.
Методологическая основа. Для достижения цели
исследования был использован сравнительный метод. Также использовались
общенаучные методы анализа, синтеза и обобщения.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
В первой главе исследования рассмотрены древесные мотивы поэтов. Во второй
главе проведена попытка выявить мифопоэтический аспект древесных мотивов А. Тарковского, Д.
Самойлова, С. Липкина.
Практическая
значимость исследования определяется тем, что результаты работы
могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской
литературы XX века», спецкурсов и семинаров по творчеству А. Тарковского, Д.
Самойлова, С. Липкина, а также в школьной практике при
изучении литературы.
Апробацию
работа
проходила на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в 2020
году.
Заключение:
Неоакмеизм характеризуется вниманием к
природным образам, и в поэзии представителей этого течения одно из значимых
мест, безусловно, займет мотив дерева. Для художественной системы А.
Тарковского характерно обращение к мотиву дерева как к способу воссоздания
пространства и времени. Так, часто дерево отмечает для поэта время создания
стихотворения. Образ-символ «дерево» одновременно является для Тарковского
связующим звеном в историческом локусе между прошлым, настоящим и будущим,
становится вектором как символом исторического локуса.
Давид Самойлов сочетает в своем творчестве тему
природы с темой творчества. Природа воспринимается поэтом как источником
истинного творчества, в то время как человек всего лишь повторяет, копирует
природу. Можно прийти к выводу, что сфера природа и сфера искусства у Самойлова
предельно сближаются. Обращает на себя внимание то, что дерево в ряде стихов
существует без всякой связи с человеком. В других стихах на дерево переносятся
черты человека, способность говорить, улыбаться, видеть, то есть дерево не
выступает для поэта безжизненным объектом.
Семен Липкин реже упоминает «дерево». Для него
характерно называть породу дерева. Разнообразие растительного мира в поэзии
Липкина мы можем увидеть на примерах стихотворений, где есть береза («Роса»,
1945) верба («Апрель», 1937), лиственница («Тайга», 1962), липа («Пруд», 1942),
дуб («Дуб», 1989) и другие деревья. Древесный код воплощает в себе
универсальность природы, при этом природа лучше человека. Но в некоторых
случаях образ дерева становится для поэта олицетворением человека, например,
судьба деревьев в лирике поэта может повторять судьбу человека.
Мифологические
мотивы сыграли важную роль в генезисе различных литературных сюжетов, а
мифологические темы, образы, персонажи постоянно используются и переосмысляются
в литературе на всем протяжении ее истории. Дерево – древнейший мифологический символ, сакральный
характер дерева отмечается во многих мифологиях, и акмеизм традиционно
использовал поэтику дерева в стихах.
В мифологии
дерево часто служит образом идеи перерождения после смерти – душа переходит в
дерево, откуда возникает традиция поклонения дереву как вместилищу души предка.
Это представление наиболее ярко отразилось в стихотворении С. Ликина «Тополя в
Гунибе» (1950); но и в ряде других стихов дерево видится поэтом как убежище для
души. Еще одной частью мифологической традиции является ассоциация деревьев
разных пород с определенными представлениями (дуб – бессмертие, береза –
печаль, ива – смерть и т.д.). В этом аспекте, поэзия Липкина представляет собой
оригинальное преломление мифических образов. Дуб у С. Липкина мыслится как
дерево, связанное с вечностью, однако не вечное. Бессмертным деревом у С.
Липкина выступает шиповник, акация. Оберегом для поэта выступает сосна. Поэт видит в мире два измерения: в одном существуют
совершенные деревья; в другом живет и страдает несовершенный человек. Два этих
мира почти не связаны друг с другом.
В произведениях А. Тарковского
пространство дерева не абстрактно, не сведено только к одному лишь созерцанию,
его наличием декларируется собственно устройство, первозданное строение мира,
Вселенной. Как и в мифологии, «дерево» у поэта произрастает в центре мира, то
есть это мировое дерево, являющееся частью мифологии. Значимость образа дерева
усиливается его особым положением в устройстве космоса: крона дерева становится
центральной осью в устройстве Вселенной. Как дерево связано с землей и небом,
так и поэт ощущает себя сразу в нескольких временных планах (прошлое,
настоящее), объединенных историческим и культурным прошлым человечества. Для
эстетики Арсения Тарковского важна не градация составляющих дерева, а
целостность, характерная для «мирового древа», его пространственная
протяженность между небом и землей. Близость лирического субъекта и дерева в пространстве
лирического произведения А. Тарковского осмыслена в свете философии чередования
смерти и возрождения: человек находится в том же годовом цикле, что и деревья.
Давид
Самойлов сравнивает поэзию и природу, видит их внутреннее единство. Одновременно
поэт ощущает внутреннее единство людей и деревьев. Именно традиционное восприятие человека и
дерева (и природы в целом) как части единого мира отличает поэзию Самойлова;
деревья в его стихах свободно общаются с человеком, так создается ощущение
возможности мирного сосуществования природы и человека, возможности их диалога,
что служит типичной темой мифологических сюжетов.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Поэтика древесных мотивов
в лирике А. Тарковского,
Д. Самойлова, С. Липкина
Неоакмеизм характеризуется вниманием к
природным образам, и в поэзии представителей этого течения одно из значимых
мест, безусловно, займет мотив дерева. Поэтические произведения А. Тарковского,
Д.
Самойлова, С. Липкина посвящены разным темам и включают в себя разные образы и
мотивы.
О
том, насколько значим образ дерева для художественного сознания этих поэтов,
позволит судить только исследование. В поэзии некоторых поэтов мотив дерева
занимает ведущее место; для других поэтов такой образ несвойственен.
В
русском фольклоре мотив дерева занимает исключительно важное место,
обусловленный природными факторами, традициями, развитой крестьянской
культурой. Березы и дубы появляются в песнях и других фольклорных
произведениях. От русского фольклора мотив дерева органично перешел в русскую
письменную культуру.
Русская
поэзия всегда включала в себя мотив
дерева, и можно предположить, что данный мотив будет представлен в
произведениях Арсения Тарковского, Давида Самойлова и Семена Липкина.