Часть дипломной работы на тему Дидактический потенциал лепки в системе дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕПКИ КАК КОМПОНЕНТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Продуктивная деятельность как фактор творческого развития ребенка 11
1.2. Специфика обучения лепке 19
1.3. Особенности обучения лепке в рамках предмета изобразительное искусство 26
1.3.1 Педагогические условия обучения лепке 26
1.3.2. Изучение скульптурной формы (рисование, лепка, пластическая анатомия, композиция) 41
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕПКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 50
2.1. Организация и проведение исследования дидактического потенциала лепки 50
2.2. Реализация комплекса педагогических условий для выявления дидактического потенциала лепки 59
2.3. Результаты и выводы 75
Выводы по 2 главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Введение:
Современные запросы общества в разных областях человеческой деятельности служат дополнительным стимулом для изучения развития способностей, так как развитые способности – это дополнительные возможности для личностного и профессионального роста, инструмент для получения определенных знаний и навыков, это возможность использовать развитые способности так, как это требуется в различных областях производства, в соответствии с современными актуальными требованиями.
Качественное сопровождение деятельности освобождает человека от рутинной работы, предоставляя, таким образом, возможность для раскрытия творческого потенциала и применения творческих способностей. Однако одновременно такие качества личности, как умение ставить задачу и находить многочисленные пути ее решения, желание учиться, стремление применять свои знания для решения новых задач, нивелируются вследствие отсутствия необходимости решать новые задачи.
Как это ни парадоксально, но широкое использование новейших достижений науки и техники в совокупности с гигантским обменом потоками информации приводят к тому, что у человека нет необходимости в применении многих знаний, умений и навыков.
Детство и юность – это период интереса к новым, неизвестным сферам жизни, период закладки определенного образа мышления, которые с возрастом изменить будет трудно, это период формирования подлинных социальных эмоций. Одновременно это период закладывания в мышлении человека картины мира. От того, каким образом и в каком объеме будет поступать информация, какого качества будет эта информация, какими навыками и умениями овладеет ученик в период формирования личности зависит в целом его общее развитие.
Занятия лепкой, как одним из видов изобразительного искусства, являют собой особо острую актуальность, потому что обладают уникальной возможностью научить детей творчеству, научить делать что-то новое, неповторимое, бесценное, нестандартное. Оптимальная трудность процесса лепки, пластичность материала, множественность образного решения изделия и вариативность смысловой нагрузки, а также особенности протекания продуктивной творческой деятельности непосредственно положительно влияют на формирование и развитие творческих способностей и множества положительных качеств личности.
Актуальность темы. Искусство всегда притягивало и притягивает человека. Приобщая к искусству молодое поколение, можно сформировать правильное восприятие мира и художественных ценностей, развить художественный вкус и предотвратить навязывание современному обществу ложных идеалов.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что предмет изобразительное искусство очень важен для обучающихся на всех ступенях образования.
Можно заметить, что в наше время происходят значительные изменения в обществе. А именно в социально-экономической, политической, духовной и культурной сферах. Такие тенденции оказывают огромное влияние на развитие личности, и требуют новых подходов к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Есть острая необходимость в гуманизации и гуманитаризации нынешней системы образования. Одновременно необходим сильный упор на развитие и формирование у личности эстетической культуры посредством художественного воспитания.
Степень изученности проблемы. Высокое значение роли искусства в процессе воспитания личности отмечали Н.Н. Бахтин, Л.С. Выготский, И.А. Гончаров, Д.Н. Джола, Г.В. Егоров, Д.Б. Кабалевский, В.Ф. Кузин, Б.Т. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.К. Скатерщиков, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.
Различные подходы к использованию искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ были предложены педагогами В.И. Бутенко, Л.Н. Волошиной, Н.А. Деминым, В.Н. Полуниной.
Научно-теоретические основы обучения и воспитания детей средствами изобразительного искусства в отечественной педагогике были заложены в трудах В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой.
Таким образом, одним из инструментов воспитания и обучения различным навыкам, как в системе школьного образования, так и в системе дополнительного образования, являются уроки изобразительного искусства в целом и уроки лепки в частности. Своеобразие лепки, как вида творческой деятельности связано с тем, что с помощью лепки человек способен передать форму предмета в трех измерениях. Несмотря на древнюю историю лепки как прикладного искусства, ее дидактический потенциал изучен недостаточно. Это касается и эстетического воспитания, и получения различных навыков учащимися.
Обучение изобразительному искусству было заложено в систему образования еще в глубокой древности. Основоположниками теоретического обоснования практики рисования были древние египтяне. Они первыми стали устанавливать законы изображения и они же обучали этим законам новые поколения. Неизвестно, существовала ли теория самого процесса обучения – дидактика. Но есть основания думать, что было нечто подобное, так как уже само существование канонов в изобразительной практике древних египтян говорит о четких правилах и законах изображения. Эти правила и законы ученики обязаны были строго соблюдать.
Дидактика, как раздел педагогики, изучает проблемы обучения, раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков, формирует убеждения. Дидактика помогает ответить на два самых главных вопроса «чему учить?» и «как учить?». По дидактическим потенциалом можно определить комплекс знаний и умений, которые необходимо задействовать учащемуся для того, чтобы выполнить задание. Дидактический потенциал является развивающим потенциалом, потому что: какие знания и умения требуются для выполнения задания, такие навыки задание развивает. Соответственно, лепка является серьезным инструментом в развитии пластических навыков, навыков изображения трехмерной фигуры, и, в процессе обучения этим навыкам, у учащихся формируется чувство эстетического: как придать красоту и правильность изображаемой форме, каковы каноны красоты, в разные периоды развития искусства. Одновременно лепка помогает формированию естественно-научной картины мира в сознании учащегося, так как в процессе обучения лепки и скульптуры учащиеся изучают строение предметов, строение тела животных и человеческого тела. Кроме непосредственно развития детского творчества, на занятиях лепкой ученики обогащаются определенными изобразительными и техническими умениями, развивается чувствительность их зрительного восприятия.
Социально-педагогическая значимость и актуальность проблемы, отсутствие четко намеченных путей ее решения в общеобразовательных учреждениях на современном этапе развития общества обусловили выбор темы магистерской диссертации «Дидактический потенциал лепки в системе дополнительного образования».
Цель данной работы — раскрыть закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, а также разработать комплекс педагогических условий для выявления дидактического потенциала скульптуры в системе дополнительного образования современной школы.
Объект исследования – процесс обучения детей лепке скульптуры в условиях дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – дидактический, т.е. образовательно-развивающий потенциал изучения искусства скульптуры и обучения навыкам лепки.
Гипотеза исследования. Реализация дидактического потенциала искусства лепки в системе дополнительного образования в школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— диагностический подход к определению творческих способностей учеников;
— актуализация потребностей учеников в творческой деятельности в процессе обучения лепке и скульптуре, мотивация учеников к самореализации;
— реализация индивидуальных способностей учеников в применении к определенным видам творческой деятельности в процессе изучение лепке, скульптуре и другим изобразительным предметам.
Задачи исследования вытекают из его целей:
— рассмотрение продуктивную деятельность как фактор творческого развития ребенка;
— рассмотреть особенности творческих способностей и потребности личности в творчестве;
— описать специфику овладения лепкой в качестве компонента изобразительного искусства в программе дополнительного образования;
— провести исследование дидактического потенциала лепки в системе дополнительного образования;
— проанализировать результаты экспериментальной работы.
Структура работы определена поставленными задачами. Она представляет собой:
— введение;
— две основных главы;
— заключение;
— список использованной литературы;
— приложения.
Первая глава работы «Теоретические основы формирования дидактического потенциала лепки как компонента изобразительного искусства в системе дополнительного образования» рассматривает проблему изучения изобразительного искусства в целом и лепке в частности в системе дополнительного образования. Также в ней подробно рассмотрены такие понятия, как «потребности» и «способности».
Вторая глава работы «Исследование дидактического потенциала лепки в системе дополнительного образования» содержит практические рекомендации по реализации дидактического потенциала лепки в условиях внешкольного дополнительного образования.
Заключение содержит краткие выводы по результатам работы. Список литературы составлен в алфавитной последовательности.
Теоретическая значимость работы – обоснование эффективных педагогических условий для развития способностей и разработка методических рекомендаций для занятий лепкой в системе дополнительного образования.
Практическая значимость – результаты работы могут быть использованы в разработке преподаванию искусства в школе, разработке лекций, спецсеминаров, которые посвящены проблемам потенциала изобразительного искусства и в том числе лепки.
Формирование творческих способностей является высшей целью активизации учеников. При этом воспроизводящая и интерпретирующая способности являются условиями формирования творческой способности.
Три категории целей обучения принято выделять в дидактике:
— обучающие (воспитательные),
— развивающие,
— воспитывающие.
Цели обучения – это содержательная сторона образования, иными словами это предметные умения, навыки и знания; цели развития – это оперативная сторона учебной деятельности, они означают развитие умственных и творческих способностей, формирования навыков обучения и самообучения. Образовательные цели включают в себя все возможности, которые предоставляет образовательная работа.
Обучающая цель – это средство индивидуализации или внутренней дифференциации. Она призвана улучшить умения, знания и навыки каждого учащегося индивидуально, в отдельности, должна способствовать реализации программ образования, знания, умения и навыки учащихся, способствовать реализации образовательных программ, уменьшить относительное или абсолютное отставание ученика от уровня своих возможностей и общего уровня развития, расширить и углубить знания учеников, исходя из специфики способностей и его интересов.
Развивающая цель заключается в формировании и развитии логического мышления. Реализация развивающей цели предполагает развитие творческих способностей, образовательных, самообразовательных навыков.
Воспитательная цель — воспитание личности в широком смысле этого понятия. В этой области большое значение имеет индивидуализация, которая создает предпосылки для развития интересов и специфических способностей ребенка, обладает дополнительными возможностями вызывать у детей положительные эмоции, а также влиять на их отношение к воспитательной работе и мотивацию
Целью дифференциации и индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка. Таким образом, происходит воспитание человека как уникальной неповторимой личности.
В связи с востребованностью продуктивной деятельности в воспитательно-образовательном процессе все большее значение приобретают учреждения дополнительного образования. Через разнообразную деятельность этих учреждений (обучение изобразительному искусству, игре на гитаре, фортепиано, лепке из глины и др.) появляется возможность способствовать формированию необходимых ребенку навыков, в этой связи очень важна роль дидактического потенциала изобразительного искусства и, как его часть, моделирования.
Учреждения дополнительного образования направлены на создание благоприятных условий для творческого и всестороннего развития ребенка с учетом его интересов и индивидуальных способностей, личностных качеств, творческого мышления.
Апробация исследования.
Участие в конференциях:
Международная заочная научная конференция молодых ученых «Наука на благо человечества – 2020», МГОУ, 2020
Региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы преподавания изобразительного искусства в современной школе» МГОУ, 2018 г.
IV Международный фестиваль науки, МГОУ, 2019
Участие в конкурсах:
Всероссийский педагогический конкурс «Творческий учитель — 2019» работа «Пособие по скульптуре»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников приуроченный к 130-летию А.С.Макаренко 2018 г
Конкурс молодых художников стран СНГ «В меня вместятся оба мира…», посвященный 650-летию Имамеддина Насими. 2019 г.
Участие в выставках:
Конкурс-выставка. Муниципальный уровень. «Радость творчества. Учителя и ученики». 2018 г. Победитель.
Выставка. Муниципальный уровень. «Современное искусство». 2019 год.
Публикации в сборник
Статья «Лепка в системе дополнительного образования» в Сборник факультета ИЗО и НР МГОУ №4 М.2019 Издательство: Московский государственный областной университет (Москва)
Статья «Образовательный потенциал лепки» в Сборник факультета ИЗО и НР МГОУ №6 М.2020 Издательство: Московский государственный областной университет (Москва)
Заключение:
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать ряд выводов:
— исследование психолого-педагогических предпосылок творческих способностей выявило индивидуально-психологические особенности человека, развивающиеся в ходе всей его жизнедеятельности и проявляющиеся в деятельности, носящей творческий характер, их развитие наиболее эффективно будет осуществляться в процессе специально и систематически организуемой работы в семье, школе, учреждениях дополнительного образования;
— исследуя теоретические положения исследовательской литературы в данной области, можно сделать вывод о том, что создание опыта творческой деятельности в процессе обучения лепке и реализация ее потенциала в области развития и воспитания бывает эффективно в том случае, если при решении задач предметно-практические действия и теоретические положения действуют в качестве равновесных полноценных компонентов способа творческого решения.
— в рамках дополнительного обучения существуют возможности результативно решать вопросы творческого развития детей на занятиях, если организовать работу по следующим направлениям: увеличения объема знаний в процессе обучения лепке; повышение интереса учеников к пластической
Целью экспериментальной части работы была разработка комплекса педагогических условий для выявления дидактического потенциала скульптуры в системе дополнительного образования.
В ходе реализации развивающих занятий учитывался комплекс педагогических условий для выявления дидактического потенциала лепки, который мы определили в теоретической части работы:
— диагностический способ определения творческих способностей учащихся;
— ориентация учащихся на самореализацию, определение актуальных потребностей учеников в творческой деятельности, когда они обучаются лепке;
— определение индивидуальных способностей обучающихся в конкретных видах творческой деятельности.
Во второй главе ВКР мы описали специфику овладения лепкой в качестве компонента изобразительного искусства в программе дополнительного образования.
Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали результативность систематических занятий по обучению детей лепке. Проведенные занятия способствовали не только развитию навыков лепки, но и повысили творческую активность школьников, способствовали развитию их творческого воображения и творческих способностей в целом.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: реализация дидактического потенциала искусства лепки в системе дополнительного образования в школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— диагностический подход к определению творческих способностей учеников;
— актуализация потребностей учеников в творческой деятельности в процессе обучения лепке и скульптуре, мотивация учеников к самореализации;
— реализация индивидуальных способностей учеников в применении к определенным видам творческой деятельности в процессе изучение лепке, скульптуре и другим изобразительным предметам.
Следовательно, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка.
На основе теоретических данных и проведенного анализа разработаны рекомендации, направленные на раскрытие дидактического потенциала лепки:
Темы занятий должны предполагать широкое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, с искусством. Конечная цель системы учебных занятий по лепке не подготовка мастеров, специалистов-скульпторов, а общее развитие учащихся, развитие их творческих способностей.
Для формирования подвижности мышления целесообразно изображение разных образов одного и того же объекта изображения.
Последовательность тем развертывается с учетом постепенного усложнения в техническом и, главное, в художественном отношении.
На первом этапе обучения необходимо познакомить детей с разнообразием видов скульптурных изображений и выделить характерные особенности каждого.
Следует сочетать лепку с натуры и по памяти, один вид работы как бы является продолжением другого. Это помогает развитию творческого воображения, обостряет способность видеть свежо и цельно, быстро схватить главное.
Работа по ознакомлению учащихся со скульптурой должна проводиться как на занятиях, так и в свободное время.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕПКИ КАК КОМПОНЕНТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Продуктивная деятельность как фактор творческого развития ребенка
Продуктивная деятельность – это особый вид художественно-творческой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового изделия в процессе рисования, моделирования, лепки, конструирования. С помощью продуктивной деятельности происходит эффективное, полноценное и гармоничное формирование и развитие творческих способностей, а также творческого потенциала школьника .
Изобразительное искусство является таким видом деятельности, который вызывает эмоционально положительное отношение школьников. Оно способствует и развивает познавательную деятельность, организованность в работе, способствует развитию восприятия, внимания, наблюдения, совершенствованию таких мыслительных процессов, как синтез, анализ, обобщение, сравнение .
Зрелищный и эмоциональный характер уроков изобразительного искусства оказывают положительное влияние на эмоционально-эстетическое развитие школьников. Они расширяют способность детей замечать, оценивать и осмысливать прекрасное, вызывают желание более тщательно и точно выполнять рисунки, развивают эмоциональную отзывчивость.
Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческой и развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа.
Основная цель продуктивной деятельности – это образное отражение действительности . Этот вид деятельности – один из самых интересных для детей школьного возраста. Дети рано стремятся выражать свои впечатления разными способами: мимикой, движением, словами. Продуктивная деятельность дает им возможность более полно выразить свои впечатления с помощью материала: глины для лепки, карандашей и бумаги, и т.п.
Необходимо научить ребенка обращаться с материалом. Материальное выражение существующих образов – это эффективный способ проверки и обогащения внутреннего самовыражения ребенка.
Продуктивная деятельность подразумевает деятельность ребенка с целью получения изделия. Для развития личности ребенка особую роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, который позволяет отразить окружающую действительность так, как он ее видит, создать определенные образы. В целом это оказывает положительное влияние на развитие творческого мышления, воображения, стимулирует творческую активность ребенка школьного возраста.
Развитие личности школьника – актуальный вопрос психологии и педагогики.
Одно из основных условий развития личности ребенка – это использование различных подходов, среди которых выделяется продуктивная деятельность, являющаяся одним из самых эффективных средств развития, выступающая в качестве развивающего обучения; она помогает ребенку осваивать материальный и духовный мир, в то же время создавая новое изделие, занимаясь творчеством.
В продуктивной деятельности реализуются и раскрываются творческие способности детей школьного возраста, при этом на основе личного опыта и начального социального опыта происходит формирование личностных качеств .
В контексте реформы образования очевидно стремление пересмотреть существующие позиции, а также выработать новые подходы к обучению и организации продуктивной деятельности.
Исследования литературы по этой теме выявили тот факт, что в качестве специфической деятельности, которая формирует основные характеристики личности, обособляется продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность рассматривается как синтетическая. В процессе продуктивной деятельности усваиваются разнородные элементы человеческой культуры, проявляются различные стороны психического развития.
Продуктивная деятельность – это важный инструмент разностороннего развития детей. Обучение лепке, рисованию, дизайну, аппликациям способствует умственному, эстетическому, нравственному и физическому воспитанию школьников .
В то же время продуктивная деятельность, в сфере когнитивной деятельности оказывает большое влияние на психическое воспитание детей.
В процессе обучения создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность и самостоятельность.
Более того, продуктивная деятельность оказывает непосредственное влияние на всестороннее образование школьника.
Важно отметить, что она тесно связана с сенсорным образованием. Знания о свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в пространстве объектов формируют представления о них.
Процесс продуктивной деятельности – это комплекс физической и умственной активности, так как необходимо приложить усилия, овладеть определенными навыками, чтобы изготовить изделие.
Идея явления, ситуации или объекта получают материальное воплощение в виде конструкции, чертежа или рисунка при лепке окружающих объектов в процессе продуктивной деятельности.
Комплексный подход успешно реализуется на уроках продуктивной деятельности.
Основными видами продуктивной деятельности являются :
— рисование – это одно из любимых занятий детей, которое дает большой простор для проявления детской творческой активности, при этом сюжеты могут быть самые разные, так как дети рисуют то, что их интересует;
— лепка в качестве вида продуктивной деятельности – это объемный методом изображения. Дети лепят животных, людей, транспорт, посуду, фрукты, овощи, игрушки. Разнообразие предметов предполагает, что лепка, среди других видов изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет учебные задачи. Передача отношений объектов в пространстве в процессе лепки упрощается, так как объекты размещаются один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке не являются такими актуальными.
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования дидактического потенциала лепки как компонента изобразительного искусства в системе дополнительного образования
1.1 Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития ребенка
1.2 Специфика обучения лепке
1.3 Особенности обучения лепке в рамках предмета изобразительное искусство
1.3.1 Педагогические условия обучения лепке
1.3.2 Изучение скульптурной формы (рисование, лепка, пластическая анатомия, композиция)
Вывод по 1 главе
Глава 2. Исследование дидактического потенциала лепки в системе дополнительного образования
2.1 Организация и проведение исследования дидактического потенциала лепки
2.2 Реализация комплекса педагогических условий для выявления дидактического потенциала лепки
2.3 Результаты и выводы
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение:
Современные запросы общества в разных областях человеческой деятельности служат дополнительным стимулом для изучения развития способностей, так как развитые способности – это дополнительные возможности для личностного и профессионального роста, инструмент для получения определенных знаний и навыков, это возможность использовать развитые способности так, как это требуется в различных областях производства, в соответствии с современными актуальными требованиями.
Качественное сопровождение деятельности освобождает человека от рутинной работы, предоставляя, таким образом, возможность для раскрытия творческого потенциала и применения творческих способностей. Однако одновременно такие качества личности, как умение ставить задачу и находить многочисленные пути ее решения, желание учиться, стремление применять свои знания для решения новых задач, нивелируются вследствие отсутствия необходимости решать новые задачи.
Как это ни парадоксально, но широкое использование новейших достижений науки и техники в совокупности с гигантским обменом потоками информации могут вызвать и уже часто вызывают негативные изменения в психологических качествах личности, в том числе в такой ее части, как творческий потенциал.
Одновременно с ростом технических возможностей возрастает опасность упрощения восприятия мира, которая вытекает из привычки манипулировать объектами с ограниченным набором моделей поведения и тем фактом, что машины и компьютеры все больше берут на себя мыслительные функции человека. Возникает феномен так называемого клипового мышления.
Синтезированная виртуальная реальность особенно опасна для несформировавшейся психики детей и подростков, по наблюдениям психологов.
Детство и юность – это период интереса к новым, неизвестным сферам жизни, период закладки определенного образа мышления, которые с возрастом изменить будет трудно, это период формирования подлинных социальных эмоций.
Занятия лепкой, как одним из видов изобразительного искусства, являют собой особо острую актуальность, потому что обладают уникальной возможностью научить детей творчеству, научить делать что-то новое, неповторимое, бесценное, нестандартное. Оптимальная трудность процесса лепки, пластичность материала, множественность образного решения изделия и вариативность смысловой нагрузки, а также особенности протекания продуктивной творческой деятельности непосредственно положительно влияют на формирование и развитие творческих способностей и множества положительных качеств личности.
Актуальность и степень изученности проблемы. Искусство всегда притягивало и притягивает человека. Оно развивает эстетический вкус и доставляет наслаждение, а также влияет на развитие нравственности. Приобщая к искусству молодое поколение, можно сформировать правильное восприятие мира и художественных ценностей, развить художественный вкус и предотвратить навязывание современному обществу ложных идеалов.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что предмет изобразительное искусство очень важен для обучающихся на всех ступенях образования.
Можно заметить, что в наше время происходят значительные изменения в обществе. А именно в социально-экономической, политической, духовной и культурной сферах. Такие тенденции оказывают огромное влияние на развитие личности, и требуют новых подходов к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Есть острая необходимость в гуманизации и гуманитаризации нынешней системы образования. Одновременно необходим сильный упор на развитие и формирование у личности эстетической культуры посредством художественного воспитания.
Множество исследователей-теоретиков (Г. Апресян, А. Буров, И.Зюзюн, А.Комаров, В.Липский В.Малахов, Н.Овсянников, С.Раппопорт и др.), рассматривая понятие эстетической культуры, связывают ее формирование с развитием эстетических творческих способностей личности, которые, в свою очередь, способствуют эстетическому преобразованию мира, влияя на поступки человека и его отношение к окружающей среде.
Искусство, как одно из важнейших средств формирования эстетической культуры, отражает действительность в художественных образах и посредством культурных ценностей, способствует развитию и формированию нравственно-эстетических достижений человека.
Высокое значение роли искусства в процессе воспитания личности отмечали Н.Бахтин, Л.Выготский, И.Гончаров, Д.Джола, Г.Егоров, Д.Кабалевский, В.Кузин, Б.Лихачев, Ю.Лотман, Н.Овсянников, В.Скатерщикова, Ю.Фохт-Бабушкин, Б.Юсов и др. Особенности воспитания школьников посредством изучения различных видов искусства исследовали психологи Ф.Бичкурина, Е.Игнатьев, Г.Кудина, Н.Леонтьев, Б.Меилах, Г.Петрова, Т.Шуртакова и др. Различные подходы к использованию искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ были предложены педагогами В.Бутенко, Н.Волошиной, Н.Деминым, В.Полуниной. В их работах рассматривается система эстетического воспитания школьников, в которой важное место отводится знакомству учащихся с различными видами искусства, где один из видов искусства предлагается для более глубокого изучения. Другие ученые (Л.Боженова, Т.Пеня, Г.Шевченко, П.Халабузар) считают необходимым для решения задач эстетического воспитания объединение некоторых видов искусства.
Есть определенное противоречие в современной педагогической науке и практике между потребностью в новом осмыслении значения эстетической культуры для становления личности и традиционной недооценкой роли школьных предметов гуманитарно-эстетического цикла в воспитании и формировании эстетической культуры школьников. При усиленном внимании к развитию интеллекта ученика в школьной практике и недостаточном внимании, которое уделяется эстетическому и культурному воспитанию молодого поколения, возникает определенная диспропорция в процессе обучения ребенка в школе. В результате наблюдается разрыв между усвоенными знаниями и фактическими действиями и поступками школьников в определенных обстоятельствах, при которых требуется проявление культуры чувств.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕПКИ КАК КОМПОНЕНТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития ребенка
Продуктивная деятельность – это особый вид художественно-творческой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового изделия в процессе рисования, моделирования, лепки, конструирования. С помощью продуктивной деятельности происходит эффективное, полноценное и гармоничное формирование и развитие творческих способностей, а также творческого потенциала школьника.
Изобразительное искусство является таким видом деятельности, который вызывает эмоционально положительное отношение школьников. Оно способствует и развивает познавательную деятельность, организованность в работе, способствует развитию восприятия, внимания, наблюдения, совершенствованию таких мыслительных процессов, как синтез, анализ, обобщение, сравнение.
Зрелищный и эмоциональный характер уроков изобразительного искусства оказывают положительное влияние на эмоционально-эстетическое развитие школьников. Они расширяют способность детей замечать, оценивать и осмысливать прекрасное, вызывают желание более тщательно и точно выполнять рисунки, развивают эмоциональную отзывчивость.
Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческой и развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа.
Основная цель продуктивной деятельности – это образное отражение действительности. Этот вид деятельности – один из самых интересных для детей школьного возраста. Дети рано стремятся выражать свои впечатления разными способами: мимикой, движением, словами. Продуктивная деятельность дает им возможность более полно выразить свои впечатления с помощью материала: глины для лепки, карандашей и бумаги, и т.п.
Необходимо научить ребенка обращаться с материалом. Материальное выражение существующих образов – это эффективный способ проверки и обогащения внутреннего самовыражения ребенка.
Продуктивная деятельность подразумевает деятельность ребенка с целью получения изделия. Для развития личности ребенка особую роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, который позволяет отразить окружающую действительность так, как он ее видит, создать определенные образы. В целом это оказывает положительное влияние на развитие творческого мышления, воображения, стимулирует творческую активность ребенка школьного возраста.
Развитие личности школьника – актуальный вопрос психологии и педагогики.
Одно из основных условий развития личности ребенка является – это использование различных подходов, среди которых выделяется продуктивная деятельность, являющаяся одним из самых эффективных средств развития, выступающая в качестве развивающего обучения; она помогает ребенку осваивать материальный и духовный мир, в то же время создавая новое изделие, занимаясь творчеством.
В продуктивной деятельности реализуются и раскрываются творческие способности детей школьного возраста, при этом на основе личного опыта и начального социального опыта происходит формирование личностных качеств.
В контексте реформы образования очевидно стремление пересмотреть существующие позиции, а также выработать новые подходы к обучению и организации продуктивной деятельности.
Исследования литературы по этой теме выявили тот факт, что в качестве специфической деятельности, которая формирует основные характеристики личности, обособляется продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность рассматривается как синтетическая. В процессе продуктивной деятельности усваиваются разнородные элементы человеческой культуры, проявляются различные стороны психического развития.
Продуктивная деятельность – это важный инструмент разностороннего развития детей. Обучение лепке, рисованию, дизайну, аппликациям способствует умственному, эстетическому, нравственному и физическому воспитанию школьников.
В то же время продуктивная деятельность, в сфере когнитивной деятельности оказывает большое влияние на психическое воспитание детей.
В процессе обучения создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность и самостоятельность.
Более того, продуктивная деятельность оказывает непосредственное влияние на всестороннее образование школьника.
Важно отметить, что она тесно связана с сенсорным образованием. Знания о свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в пространстве объектов формируют представления о них.
Процесс продуктивной деятельности – это комплекс физической и умственной активности, так как необходимо приложить усилия, овладеть определенными навыками, чтобы изготовить изделие.
Идея явления, ситуации или объекта получают материальное воплощение в виде конструкции, чертежа или рисунка при лепке окружающих объектов в процессе продуктивной деятельности.
Комплексный подход успешно реализуется на уроках продуктивной деятельности.
Основными видами продуктивной деятельности являются:
— рисование – это одно из любимых занятий детей, которое дает большой простор для проявления детской творческой активности, при этом сюжеты могут быть самые разные, так как дети рисуют то, что их интересует;
— лепка в качестве вида продуктивной деятельности – это объемный методом изображения. Дети лепят животных, людей, транспорт, посуду, фрукты, овощи, игрушки. Разнообразие предметов предполагает, что лепка, среди других видов изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет учебные задачи. Передача отношений объектов в пространстве в процессе лепки упрощается, так как объекты размещаются один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке не являются такими актуальными.