Часть дипломной работы на тему Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ современных научных исследований по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 4
1.1. Развитие сенсорных эталонов у ребенка в онтогенезе 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 10
1.3. Особенности развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 21
1.4. Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 27
Выводы по первой главе 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Ребенок, появляясь на свет, нуждается в защите и заботе. С первых дней своей жизни он имеет определенные личностные особенности и проявляет характер.
Однако, гармоничное развитие ребенка возможно только в атмосфере любви, покоя и согласия – именно так обычно большинство людей определяет благополучную семью. Психологи и социологи же определяют ее как семью, которая в полном объеме выполняет все свои функции.
Тем не менее, как обыватели, так и ученые сходятся во мнении – именно семья оказывает решающее влияние на развитие ребенка.
Образовательный процесс – именно образовательный, а не развивающий, начинается с того момента, как ребенок приходит в детское дошкольное образовательное учреждение.
Педагоги детского дошкольного образовательного учреждения используют различные формы, методы и технологии в развитии ребенка, но приоритет в развитии дошкольников отдан сенсорному развитию. Ребенок с интеллек-туальной недостаточностью на этом эта¬пе остро нуждается в помощи педагогов. Чем и вызвана актуальность темы исследования.
Целью данной работы является анализ дидактических игр, как средства формирования сенсорных эталонов дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Объектом исследования являются дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, как психолого-педагогическая категория, а предметом –дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов.
Задачи:
Охарактеризовать развитие сенсорных эталонов у ребенка в онтогенезе.
Анализ психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Описать особенности развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Дать характеристику дидактических игр, как средства формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Научную основу работы составили труды таких авторов, как Айрих О.А., Альмухаметова Г.Г., Доронова Т.Н., Давыдова О.И., Майер А.А., Прищепа С.С., Платонова С.М, Смирнова Е.О., Юзеева С.А., Эльконин Д.Б. и многих других.
Методологической базой исследования являются: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта, педагогическое планирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены подходы к проблеме формирования сенсорных эталонов дошкольников с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения , списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы и заключения.
Начиная с самого раннего детства, жизнь человека протекает одновременно в трех сферах: в сфере природного существования, в сфере социально-культурной жизни и в сфере семейной жизни.
В процесс формирования человек вступает с самых первых шагов своей жизни. Сущность формирования в первоначальный период заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Дошкольники узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать.
Предметный мир – это все те предметы, которые окружают ребенка, которые доступны его восприятию непосредственно. На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка.
В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме.
В данной части работы нами были определены потребностей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в дидактических играх с целью их развития.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретический анализ современных научных исследований по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Развитие сенсорных эталонов у ребенка в онтогенезе
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию .
Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.
В процессе сенсорного развития ребенка, по мнению Л. А. Венгера, формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир посредством слуха, зрения, вкусовых и тактильных ощущений . Дошкольник не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.
По мнению Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер, важен он и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать .
Рассмотрим задачи сенсорного развития дошкольников. Сенсомоторная культура формируется в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Младенец до года следит за перемещающимися игрушками, совершает хватательные движения. Ребенок двух-трех лет знает признаки предметов (величину, цвет, форму), имеет представления об их разновидностях и соотношениях.
Четвертый год жизни дошкольника – время формирования сенсорных эталонов с помощью дидактических игр. Лишь после прочного усвоения основных представлений о признаках и закрепления названий в устной речи переходят к изучению оттенков, сложных форм, отношений по величине среди большого количества тел. Венгер Л.A., Мухина B.C. отмечали, что параллельно с усвоением эталонов ребенку помогают освоить методы изучения предметов: группировку по определенному признаку вокруг образца, осмотр и словесное описание, глазомерные действия. С 5 до 7 лет у детей необходимо развивать навыки аналитического восприятия – видеть, какие цвета сочетаются, из каких форм состоит сложная фигура .