Часть дипломной работы на тему Диагностика и развитие интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
I. Теоретические основы изучения
интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к
обучению в школе.. 7
1.1.
Сущность понятия «психологическая готовность к школе» в
психолого-педагогической литературе. 7
1.2.
Содержание интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7
лет к обучению в школе. 10
1.3.
Особенности развития интеллектуального компонента психологической готовности
детей 6-7 лет к обучению в школе в условиях ДОУ.. 13
Глава
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию
интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к
обучению в школе.. 17
2.1.
Организация и методы исследования. 17
2.2
Ход опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуального компонента
психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в условиях ДОУ.. 18
2.3.
Основные результаты опытно-экспериментальной работы и практические рекомендации
для родителей и педагогов по развитию интеллектуального компонента
психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 38
Введение:
Актуальность
исследования. Большое значение для ребенка
дошкольного возраста отводиться процессу подготовки к обучению в школе,
формированию психологической готовности. То есть ребенок должен овладеть всеми
навыками, которые так необходимы будущему ученику. В связи с новыми ФГОС ДОО,
особенное значение стало придаваться развитию интеллектуальной готовности,
которая включает в себя развитие всех познавательных процессов: памяти,
внимания, мышления. Интеллектуальная готовность к школьному обучению
взаимосвязана с умственными операциями, степенью их развития: со способностью
выявлять причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, выявлять
существенные признаки объектов, сравнивать, систематизировать их.
Интеллектуальная готовность напрямую зависит от того,
как у ребнека развиты все когнитивные процессы, позволяющие ему овладеть
программой обучения.
Особенно актуально проведение своевременной
диагностики и развития интеллектуального
компонента психологической готовности детей к обучению в школе, т.к. по данным
Рособрнадзора, многие дети, поступающие в первый класс, не владеют
даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы,
недостаточно развиты когнитивные процессы, нарушены общая и
мелкая моторика, наблюдается низкий уровень знаний об окружающем мире, обеднен
словарь, недостаточно осознан контроль собственных действий.
Степень научной разработанности.
Изучение психологической
готовности дошкольников к обучению в школе представлено следующими
направлениями исследований:
— в зарубежных исследованиях С.Харели, У. Хесса
подробно изучен теоретический аспект проблемы развития психологической
готовности личности;
— в исследованиях С.Х. Рикуна, С.Л. Бендера раскрыты
особенности оценки готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста
(диагностические процедуры, индивидуальные и психические особенности
испытуемых, интерпретация результатов);
— в отечественной науке (А. Н.Леонтьев, Л. И.
Божович, Л. С. Выготский, н. И. Гуткина, Д. Б. Эльконин, й.Шванцара) описана
специфика оценки готовности к школе детей 5-8 лет;
— готовность к обучению в школе детей рассматривается
с двух позиций: социальной (мотивы обучения или мотивы, связанные с
потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с
желанием занять определенное место в доступной ему системе общественных
отношений) и когнитивной (мотивы, непосредственно связанные с учебной
деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в
интеллектуальной деятельности и в овладении новыми навыками, умениями и
знаниями) (Л. И. Божович, Э. Э. Кравцова, Д. Б. Эльконин, К. Н.Поливанова);
— особенностей познавательной деятельности детей 6-7
лет и подготовки их к школе исследовались многими учеными, среди которых Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, З.М, Истомина, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.И.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Однако если в теории представлены различные
позиции и подходы к проблеме интеллектуальной готовности дошкольников к школе,
то на практике обозначены лишь незначительные наработки в этом направлении.
Перед современной наукой стоит необходимость создания психолого-педагогических
условий по созданию комплексной диагностике и развитию интеллектуального
Заключение:
К семи годам у ребенка
должна быть выработана психологическая готовность к обучению в школе. Это
необходимый уровень развития, который позволит им быть успешными не только в
процессе обучения, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в
понимании внутренней позиции ученика.
Готовность ребенка к
обучению подразумевает, что все области психического развития готовы принять
правила школьной жизни.
Итак, психологическая готовность
к школе — это, комплекс всех компонентов: интеллектуального, мотивационного,
физического, коммуникативного развития ребенка, позволяющие ребенку освоить
элементы учебной деятельности. Основными компонентами психологической
готовности являются: интеллектуальный, личностный, социально-психологический,
физический, коммуникативный и эмоционально-волевой.
Цель разработанной программы
– повысить показатели развития интеллектуального компонента психологической
готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, коммуникативных навыков и умений,
сенсорного развития детей; способствовать повышению двигательной активности,
формировать навыки взаимодействия детей в группе. Как подчеркивалось выше,
коррекция должна охватывать и взрослых и детей – всех участников
образовательного процесса. В этом процессе коррекционной работы необходимо
точно и правильно подобрать методы развития согласно индивидуальным и
психологическим особенностям каждого отдельного ребенка при условии учета всей
клинической картины патологии, особенностей развития детей и прогнозирования
деятельности.
По
результатам констатирующего этапа исследования было выявлено, что большинство
детей речи характеризуются низким уровнем развития познавательных функций, что
свидетельствует о необходимости разработки комплексного и эффективного
комплекса коррекционно-развивающей работы. Результаты контрольного этапа, по
окончании развивающей программы показали, что все познавательные процессы стали
у детей сформированы.
Подводя итог, можно
сказать, что ребенок, который психологически готов к школе, быстрее
адаптируется к учебному процессу и школьной жизни. Им легче налаживать
отношения с учителями и одноклассниками, заводить друзей и демонстрировать свои
лучшие черты характера.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
Теоретические основы изучения интеллектуального компонента психологической
готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 1.1. Сущность понятия «психологическая готовность к
школе» в психолого-педагогической литературе Психологическая готовность к
обучению в школе изучалась с позиции и педагогики и психологии, т.к.
поступление ребенка в школе связывают с изменением не только социальной
ситуации, в которой начинает пребывать ребенок, но и с изменениями в сфере
когнитивного развития, волевого развития и мотивации.
В отношении вышесказанного
можно также включить и физическое здоровье, эмоциональную зрелость и
необходимые коммуникативные навыки, социальные навыки ответственности и
уважения, подход к образованию и готовность исследовать новое. Также включает в себя и развитие эмоциональной
зрелости: просоциальное поведение и способность действовать в группе.
Способность справляться с тревогой и страхом, а также способность управлять
своим поведением в отношении концентрации и активности связаны с эмоциональной
зрелостью.
Л.И. Божович начала
рассматривать данный компонент еще в 60-е годы прошлого века, и указала, что в
целом психологиччсекая готовность к обучению в школе зависит от уровня развития
у ребенка интеллекта, всех познавательных процессов, развития речи, мотивации,
регуляции своего поведения, отношения к труду [7].
Аналогичные взгляды развивал
А.В. Запорожец, отмечая, что «готовность к обучению в школе «представляет собой
целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности
ее мотивации, уровень развития познавательной, аналитической и синтетической деятельности,
степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. п» [26].
В целом, в понятие
психологической готовности, включаются все способы деятельности ребенка, его
навыки и умения быть школьником (саморегуляция), умение быстро запоминать,
рассуждать, делать выводы, регулировать свои действия и т. п [26].
Анализ литературы по
проблемам исследования позволяет утверждать, что как у отечественных, так и у
зарубежных авторов нет единства в понимании основных компонентов
психологической готовности.
По данным Е.Е. Кравцовой, к
компонентам психологической готовности относятся так же межличностные отношения
ребенка к взрослым, к своим сверстникам, а так же отношение к самому себе [32].
М.И. Лисина к компонентам
психологической готовности готовности относит социальную готовности,
психологическую готовность, познавательную готовность. По мере развития всех
компонентов, автор указывает, что ребенок в старшем дошкольном возрасте должен
уметь общаться с окружающими, взаимодействовать в коллективе, умет обобщать,
систематизировать делать выводы, аргументировать свою речь [36].