Часть дипломной работы на тему Деятельность российских банков на рынке ценных бумаг и ее специфика на (примере….)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Теоретические аспекты политики российских банков на рынке ценных бумаг 4
1.1 Методические основы специфики рынка ценных бумаг 4
1.2 Российский фондовый рынок как часть мирового рынка ценных бумаг 15
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические аспекты политики российских банков на рынке ценных бумаг
1.1 Методические основы специфики рынка ценных бумаг
Фондовый рынок является одним из главных участников экономической системы абсолютно любого государства в мире. Российский рынок ценных бумаг очень интересен, тем что он относительно молод. А в глобальном смысле, тем что участники данного рынка почти никогда не принимают участие в производстве товаров и услуг. Главная цель рынка ценных бумаг, как и у любого вида предпринимательства, является получение дохода (прибыли). Основной ресурс на этом рынке — это денежный капитал .
Становление отечественного и современного рынка ценных бумаг приходиться на начало 1990 года. Его особенностью являлось то, что рынок заполнялся ценными бумагами слишком хаотично, это было обусловлено отсутствием регулярного выпуска государственных ценных бумаг. Сейчас фондовый рынок гораздо меньше зависит от заграничных рынков, чем в девяностые года. Тогда на средства иностранного капитала примерно на 40% финансировался госдолг.
На сегодняшний день существуют положительные тенденции. Например, повышается процентное соотношение «интересных» акций на внутреннем рынке для зарубежных специалистов. Повышается интерес отечественных компаний к финансовым инструментам, таким как ADR и GDR, что в итоге привлекает зарубежный капитал, который обладает более лучшими характеристиками по сравнению с российским рынком относительно объема привлеченных средств. Также существенно повышается информационная прозрачность компаний. Начиная с 1995 года множество компаний вышло на российский фондовый рынок с IPO через площадку ММВБ. Первые IPO в России были не очень удачными. Но со временем некоторые компании вышли уже на Нью-Йоркскую биржу и показали там положительные результаты: впервые дни после размещения акция цены на них росли на 20-35%, одним из лучших результатов может похвастаться компания Тройка-Диалог. Такие успешные события на рынке ценных бумаг стали знаковыми для России в этой сфере .
Главным документом, который регулирует российский фондовый рынок – является Федеральный закон №39 от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Но остаются множественные проблемы фондового рынка, которые касаются сферы государственного обеспечения, а также законодательного регулирования его участников. Сегодняшнее развитие рынка ценных бумаг в России связанно с преодолением влияния от этих негативных факторов .
Правительство РФ делает всевозможные шаги по модернизации «Программы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации». В Государственной Думе проходили слушания законопроекты «Об электронном документе», а также «О биржах и биржевой деятельности». Также принимаются меры по защите прав инвесторов и акционеров .
Федеральное Собрание РФ также продвигало законопроекты: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», «Об инвестировании денежных средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах», «Об инсайдерской информации», «Об аффилированных лицах», а также вносила поправки в Бюджетный кодекс РФ, уточняла полномочия субъектов Российской Федерации при осуществлении займа. Исходя из подсчетов ММВБ и ЦБ РФ число московских брокеров, составляет 35% от российского рынка, на их долю приходится около 75% оборота внутреннего рынка акций, т.е. подавляющее большинство. Также рыночная ниша РТС и ММВБ составляет более 85% отечественного рынка .
Исходя из выше сказанного, следует вывод, фондовый рынок Российской Федерации все сильнее становится элементом экономической политики государства, которая в свою очередь влияет на привлечение инвесторов в долгосрочной перспективе. Из наиболее главных повесток можно подчеркнуть то, что инфраструктура рынка ценных бумаг за последние года существенно улучшилась, но эти изменения могут не только происходить и дальше, но наращивать свой масштаб. Главенствование зарубежных инвесторов на российском рынке приведет к продолжению укрепления брокерских компаний и ликвидации или наоборот объединению некоторых фондовых бирж .
Воздействие зарубежных инвесторов и их требования к быстроте, качеству, особенностям обслуживания, а также управлению рисками несомненно будут способствовать росту роли информационных технологий. На данный момент времени в государстве протекает глубокий процесс разработки структуры фондового рынка, которая отвечала бы всем мировым правилам и стандартам.
Кроме выше сказанного, есть вероятность, к уменьшению количества бирж до 10%, что является приемлемым числом для стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике.
Инвестиционный и экономический климат в Российской Федерации, на данный момент, несмотря на введенные против нашего государства ряда экономических санкций все же улучшается. Можно полагать, что в ближайшие 2-3 года нам будет присвоен хороший кредитный и инвестиционный рейтинг. Это позволит укрепить позицию нашего государства для зарубежных инвесторов и привлечет дополнительные финансовые средства.
Подводя итог можно сказать, что главная цель для развития фондового рынка в Российской Федерации в ближайшие года станет его перевоплощение в очень эффективный механизм по распределению финансовых ресурсов, которые в свою очередь станут «приманкой» для привлечения инвестиций в Россию, а также повлечет падение цены на инвестиционные ресурсы. Если смотреть на ситуацию прямо сейчас то, фондовый рынок должен как можно скорее превратиться из организации в основном спекулятивных операций в организацию перераспределения инвестиций. Также стоит сказать, что отечественный рынок при всех его недостатках имеет большие шансы на вхождение в число мировых лидеров с огромным потенциалом для развития. К 2020 году, Российский рынок ценных бумаг может значительно увеличиться в темпах роста, это доказывает возросшую активность инвесторов на Московской бирже. Благополучный прогноз специалистов основан на улучшении всеобщей финансовой ситуации в стране и недооценки российских активов .
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – один из видов упорядочения деятельности сферы и всех ее участников, совершаемых сделок со стороны определенных уполномоченных организаций (в данном случае государственных органов).
Регулирование рынка бывает двух типов: внутренним и внешним. Внутреннее предполагает подчинение всех участников рынка ценных бумаг (не только профессионалов, но и инвесторов, эмитентов) созданным ими же нормативным документам, в качестве которых могут выступать стандарты, правила ведения работы, устав и т.д. Внешним регулированием называется подчинение работы организации разного типа государственным нормативным актам, разного рода международным соглашениям.
Виды регулирования функционирования системы рынке ценных бумаг:
– Государственное.
– Общественное.
– Саморегулирование.
– Рыночный надзор .
На рынке ценных бумаг в РФ государство может выступать как:
– Эмитент – в случае выпуска ценных бумаг государственных компаний.
– Инвестор – когда управляет серьезными портфелями ценных бумаг промышленных предприятий.
– Регулятор – когда пишутся и подписываются законы, акты.
– Профессиональный участник – непосредственно в торговле акциями (например, при проведении приватизационных аукционов).
– Верховный арбитр в появляющихся спорах – посредством системы судебных органов .
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России представляет собой контроль и надзор со стороны общественных гос. органов власти.
Регулирование с боку государства осуществляется путем:
– Государственных нормативных актов.
– Иных нормативных актов.
– Работы госорганов контроля и регулирования .
Рынок ценных бумаг может регулироваться и управляться государством в прямой (административной) или косвенной (экономической) форме. Прямое управление рынком государство реализует через установку требований к участникам, их регистрацию и эмитируемые ценные бумаги, выдачу лицензий, обеспечение гласности и информированности, поддержание правопорядка в условиях рынка.
Косвенное управление рынком возможно выполнить через рычаги/капиталы экономического плана, которые есть у государства: система налогообложения (выгодные льготы, определенные ставки, освобождение от уплаты налогов), финансовая политика (минимальный размер зарплаты, процентные ставки), госкапиталы (бюджет, разные фонды), госресурсы и собственность (природные ресурсы, госпредприятия и т.д.).
Регулирование рынка ценных бумаг имеет большое значение для эффективного развития сферы и ее нормального функционирования в рамках закона. Государство старается упорядочить деятельность участников рынка и процедуру проведения сделок, обезопасить.
Основные цели государственного регулирования:
– Защита всех участников рынка от мошенничества и недобросовестных действий кого бы то ни было.
– Поддержание порядка в сфере, создание оптимальных условий работы.
– Защита прав/интересов инвесторов (на базе действующего законодательства).
– Обеспечение условий для максимально прозрачного и свободного процесса образований цен под влиянием спроса/предложения.
– Развитие эффективного рынка, который стимулирует предпринимательскую деятельность.
– Внедрение разнообразных рыночных инноваций .
Основные принципы регулирования рынка ценных бумаг:
– Использование процедур открытия данных про участников рынка (крупных инвесторов, эмитентов, трейдеров), создание информационной системы про состояние рынка, гарантия ее открытости и доступности.
– Регулирование отношений эмитент/инвестор между собой и с участниками рынка. Речь идет об отношениях между владельцами ценных бумаг и обязанными лицами, про отношения между всеми в момент заключения сделки.
– Обеспечение конкуренции в качестве механизма объективного улучшения качества услуг, уменьшения их стоимости, способствование созданию равных комфортных даже конкурентных условий для работы.
– Эффективное распределение функций регулирования рынка наиболее оптимальным способом между органами управления государственного/ негосударственного подчинения, развитие саморегулирования в сфере, взаимодействие саморегулируемых организаций с госорганами управления, власти .
Успешное развитие и функционирование рассматриваемого рынка в Российской Федерации во многом зависит от степени и особенностей участия в нем государства.
Основные задачи, которые должно выполнять государство как регулятор:
– Работа над законодательной базой.
– Развитие инфраструктуры.
– Создание системы информации касательно состояния рынка, обеспечение ее открытости.
– Работа над системой защиты инвесторов (страхование).
– Способствование развитию рынка ценных бумаг государственного типа.
– Установка обязательных требований к работе профессиональных участников рынка, лицензирование.
– Пресечение деятельности лиц, работающих на рынке без лицензии.
– Формирование системы защиты прав собственников ценных бумаг, тщательный контроль за соблюдением прав инвесторов со стороны эмитентов, других участников .
Государство имеет право осуществлять прямое вмешательство в работу рынка ценных бумаг через уполномоченные органы. Основные государственные органы регулирования рынка: Правительство и Министерство финансов РФ, недавно сформированная Служба Центрального Банка РФ, ФСФР (до недавнего времени).
Правительство РФ осуществляет законопроектную деятельность, готовит проекты указов и разного типа распоряжений Президента, федеральных законов.
Таким образом формируется общее направление деятельности, утверждается концепция развития рынка, ведется инвестиционная политика, решаются вопросы покупки государством ценных бумаг.
Министерство финансов осуществляет контроль и имеет такие полномочия:
– Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме акций чековых инвестфондов, банков).
– Ведение Единого государственного реестра всего объема ценных бумаг, зарегистрированных в РФ, осуществление публикации.
– Формирование правил совершения операций, реализации учета, предоставление отчетности по сделкам (кроме депозитариев, банков, регистраторов, валютных ценностей).
– Подготовка специалистов в сфере ценных бумаг (работают финансовые колледжи).
– Аттестация специалистов для осуществления операций с акциями, контроль получения аттестатов, при необходимости применение санкций.
– Контроль покупки больших пакетов акций, ведение реестра АО, инвестиционных институтов .
ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) долгое время была основным федеральным органом, имеющим исполнительную власть. В течение 2004-2013 годов служба реализовывала государственную политику в сфере ценных бумаг, принимала нормативные акты, контролировала деятельность всех участников рынка, обеспечивала права и защищала интересы.
Параллельно с ФСФР Центральный Банк реализовывал надзорные и контролирующие функции, был органом госрегулирования для коммерческих банков. Современная система регулирования предполагала наличие нескольких регуляторов, что вызывало сложности. В 2013 году Указ Президента под номером 645 упразднил ФСФР и все полномочия, касающиеся регулирования, контроля, надзора передал Банку России. Была создана Служба БР по финансовым рынкам.
Центральный аппарат СБР по финансовым рынкам включает 13 управлений и 1 отдел, которые занимаются: лицензированием, государственным реестром, организацией/проведением надзорных мероприятий, регулированием деятельности всех участников, корпоративными отношениями, анализом, раскрытием информации, эмиссионными ценными бумагами, мониторингом, отчетностью, стратегическим планированием, деятельностью на рынке страхования, юридическими вопросами и т.д.
Служба БР регулирует, контролирует и надзирает за некредитными финорганизациями, их работой. В сферу интересов РЦБ входят контроль, надзор за следованием эмитентами положениям действующего законодательства в сфере ценных бумаг, акционерных обществ, корпоративных отношений в АО, регистрации выпусков ценных бумаг и т.д.
Служба Банка России реализует нормативно-правовое регулирование в области финансовых рынков, в том числе вопросов работы негосударственных пенсионных фондов, разного типа инвестирования пенсионных накоплений, обязательного страхования .
Также у службы есть право контролировать соблюдение закона про противодействие использованию инсайдерской информации, методов манипулирования рынком.
Службой Банка России должны осуществляться такие функции:
– Надзор.
– Консультирование.
– Регулирование в узаконенных рамках.
– Контроль.
– Правоустановление.
Задачи Службы Банка России:
– Принятие участия в развитии финансового рынка РФ, инфраструктуры.
– Работа по обеспечению стабильности рынка финансов, поиск и исключение кризисов.
– Анализ состояния, развития, далекоидущих перспектив финансовых рынков в сфере работы некредитных финансовых организаций.
– Создание конкурентной среды.
– Регулирование, надзор, контроль за финансовыми организациями некредитного типа.
– Защита прав/интересов инвесторов и акционеров, страхователей, выгодоприобретателей по страховому законодательству, пенсионному страхованию и т.д.
– Контроль за четкостью следования требованиям законодательства РФ, устранение неправомерного его использования, исключение манипуляций и использования инсайдерской информации .
Мегарегулятор на базе ЦБ обеспечивает независимость его работы от органов власти и объектов регулирования, что дает возможность оперативно разрабатывать нормативно-правовую базу, устранять системные риски, реализовывать макропруденциальный надзор, мониторить всю систему, разрабатывать унифицированный подход к разным институтам, оптимизировать и минимизировать затраты из госбюджета на свою деятельность.
Также регулирование рынка ценных бумаг может выполняться на уровне саморегулируемых организаций либо профессиональных участников рынка. Действующее законодательство допускает передачу государством части его функций СРО (уполномоченным организациям профучастников рынка ценных бумаг).
СРО могут реализовать деятельность в формате:
– Профессиональных союзов.
– Разного типа ассоциаций.
– Общественных организаций профессиональной направленности .
Функции СРО стандартные: саморегулирование работы участников, поддержание лучших профстандартов, обучение персонала, осуществление совместных научных разработок, развитие инфраструктуры рынка, коллективное предпринимательство, защита прав\интересов инвесторов.
Стать членом СРО можно добровольно. Надзор за такого типа организациями осуществляет Служба Банка России в сфере финансовых рынков .
Сегодня статусом СРО в РФ обладают:
– НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) – в нее входят дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии. В 1997 году стала первой СРО, признанной на официальном уровне, объединяла брокеров/дилеров. Членами ассоциации могут стать юридические лица, которые ведут профдеятельность на рынке, имеют лицензию. НАУФОР ведет электронную отчетность, может принимать экзамены для выдачи аттестатов квалифицированных специалистов финансового рынка. Цели и задачи объединения – развитие, улучшение системы регулирования, разработка правил и стандартов, контроль.
– ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
– НФА (Национальная фондовая ассоциация) – объединяет обладающие лицензиями компании (дилеры, брокеры, депозитарная деятельности, доверительное управление).
– НЛУ (Национальная лига управляющих) – 56 организаций-управляющих НПФ и ПИФ.
– ПУФРУР (Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона) – 19 членов-участников рынка региона.
– НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов) – объединяет 88 организаций .
Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут становиться членами не одного СРО одновременно. Более 30% участников рынка РФ входят в те или иные организации.
Регулирование рынка ценных бумаг наиболее активно осуществляется при условии использования различных систем контроля и надзора, которые реализуются как государством, так и саморегулируемыми организациями.