Часть дипломной работы на тему Деятельность центров общественного доступа в муниципальной библиотеке: правовой и социальный аспект (из опыта работы библиотеки филиал №3 МБУ «АМЦБС»).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
I. Система доступа к социально значимой информации: история организации и перспективы 6
1.1 Интернет как средство обеспечения доступа населения к информации: правовой аспект 6
1.2 Создание ЦОД в российских библиотеках 10
Выводы по 1 главе 18
Список литературы 20
Введение:
Современная Россия строит информационное общество. В этой работе участвуют все ветви государственной власти, деловые круги и гражданское общество.
В связи с переходом в России к рыночной экономике и возникновением новых экономических отношений возник целый ряд проблем, связанных с отношениями между производителями товаров, работ, услуг и потребителями. Это способствовало быстрому насыщению рынка товарами и услугами, разобраться в многообразии которых бывает довольно сложно. Современный потребитель, а также многие предприниматели, специалисты органов местного самоуправления, других структур испытывают острую потребность в информации, касающейся как законодательного регулирования вопросов защиты прав потребителей, так и потребительских характеристик различных товаров и услуг.
Являясь общедоступными информационными центрами, библиотеки занимают активную позицию в вопросах информирования широких слоев населения о своих правах, воспитании потребительской грамотности
В настоящее время в городских и сельских библиотеках страны активно открываются Центры общественного доступа к социально значимой информации (ЦОД).
Важнейшей особенностью этого способа взаимодействия органов власти с гражданами является наличие в нем квалифицированного посредника – сотрудников библиотек, имеющих опыт работы с людьми и необходимые знания. Центры призваны решать и проблему «цифрового неравенства», становясь авторитетными источниками актуальной, доступной и, главное, бесплатной информации о правах, возможностях и обязанностях граждан.
Актуальность усиливается, когда речь идет о создании центров общественного доступа в муниципальной библиотеке.
Социокультурное проектирование библиотеки обусловлено процессом поиска социального смысла библиотечной деятельности в условиях гуманитарного кризиса, угрожающего устойчивому развитию современной России. В логике нового курса государственной культурной политики, актуализирующей аксиологический аспект культурных процессов, библиотека, будучи институтом культуры, рассматривается как хранитель вербальных текстов, выражающих ценностно-смысловую картину мира.
Социальная миссия библиотеки – это помощь в осмыслении вербальных текстов, т. е. в извлечении и понимании ценностей и смыслов, заключенных в этих текстах, в процессе их прочтения. Реализация социальной миссии предполагает глубокую дифференциацию коммуникативной функции библиотеки, базирующуюся на новом типообразующем признаке классификации читательской аудитории и формировании новых социокультурных практик на основе различения технологий – социализации и инкультурации.
Социокультурное пространство библиотеки – многоуровневое пространство, интегрирующее интересы личности, культуры и общества и включающее ценностно-смысловые картины трех уровней – личностного, социального и трансцендентного.
Проблемой исследования занимались такие авторы как. Астахова Л. В., Гиндина О. В., Гушул Ю. В., Маркова Т.Г и другие.
Л.В. Астахова описывает миссию библиотек в отечественной экономической системе, их роль и задачи.
Гиндина О. В. В своей диссертации раскрывать миссию библиотеки в контексте современной российской культуры. Гушул Ю. В. Раскрывает вопрос о современной библиотеке как проектируемом социокультурном пространстве. Маркова Т. Б. исследует проблему библиотек в контексте культуры. Соколов А. В. Изучает вопросы информатизации и гуманизации как ориентиры библиотечной политики. Тикунова И. П. раскрывает в диссертации концептуальную модель современной библиотеки.
Как видим, по проблеме исследования написано достаточно работ: диссертаций и статей, так же в учебных пособиях тема об открытии и функционировании Центров общественного доступа упоминается в отдельных пунктах.
Объект исследования: центры общественного доступа муниципальных библиотек.
Предмет исследования: правовой и социальный аспект деятельности центров общественного доступа в муниципальной библиотеке.
Цель работы — проанализироватьправовой и социальный аспект деятельности центров общественного доступа в муниципальной библиотеке, выявить наиболее эффективные формы организации их работы.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть интернет как средство обеспечения доступа населения к информации: правовой аспект.
2. Изучить вопросы создания ЦОД в российских библиотеках.
3. Выявить роль ЦОД в привлечении читателей в библиотеку.
4. Проанализировать деятельность муниципальной библиотеки как обучающе-консультационного центра для населения.
Источники: источниковой базой для исследования явились нормативно-правовые источники, учебная литература по теме исследования, статистические данные, статьи периодической печати.
База исследования: библиотека, филиал №3 МБУ «АМЦБС».
Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Делая выводы, отметим, что ситуация с нормативным регулированием права доступа к информации в России право на доступ к информации на федеральном уровне сформулировано в весьма общем виде; более детальное нормативно-правовое регулирование осуществляется на уровне субъекта федерации.
В России необходимо принять федеральный закон, который бы детально регулировал механизм доступа к информации и конкретную ответственность в случае необоснованного отказа. Решение проблемы «прозрачности» действий власти на уровне нескольких субъектов не позволяет справляться с коррупцией на более высоком, скажем региональном, уровне или на уровне тех субъектов, где нет законов, подобных калининградскому.
Необходимо ориентировать законодателей не на то, чтобы закреплять нормативно, доступ к каким сведениям не может быть ограничен, а на разумное сокращение тех тем, согласно которым информация будет считаться закрытой.
Другой момент, требующий пересмотра, — это разбросанность норм, касающихся права доступа к информации по различным законам и существующие между ними противоречия. Решение этой проблемы потребует пересмотра целой группы законов единовременно.
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы.
1. Свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами независимо от государственных границ закреплена в международном праве уже более полувека назад. За это время она перешло из категории политических прав в категорию личных прав. В качестве личного права человека и гражданина данная свобода воспринята конституционно-правовой наукой нашей страны и включена в действующую Конституцию Российской Федерации.
2. Переход к «информационному обществу» способствовал повышению роли права на информацию, которое в настоящее время можно рассматривать как самостоятельный конституционно-правовой институт. Конституционные гарантии реализации данного права претерпели значительные изменения в связи с «цифровой революцией» и внедрением сети Интернет.
3. Право на доступ к сети Интернет не является самостоятельным правом человека. Сеть Интернет предоставляет возможность искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода мгновенно и недорого. Сама по себе информационно-телекоммуникационная сеть – временный вид технологии позволяющий распространять массовую информацию.
4. Закрепление в Российской Федерации права на доступ к услугам связи не может рассматриваться как гарантия реализации права на информацию, так как наличие или отсутствие у человека возможностей для доступа к сети Интернет не может ограничивать реализацию конституционного права на информацию иными способами. Акцент в правовом регулировании защиты конституционных прав граждан в сети Интернет может быть сделан в двух направлениях: закрепление правовой ответственности создателей информационных технологий и создание механизмов повышения Интернет грамотности населения.
5. Фрагментарное внесение изменений в законодательство Российской Федерации не способствуют пониманию правовой природы интернет сайтов. Одним из вариантов принципиального разрешения ситуации может стать приравнивание всех сайтов в сети Интернет, доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, к СМИ.
Фрагмент текста работы:
I. Система доступа к социально значимой информации: история организации и перспективы
1.1 Интернет как средство обеспечения доступа населения к информации: правовой аспект
В настоящее время право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом ученые относят к личным правам, составляющим конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации [5].
Согласно Конституции РФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст.29. п.4). А для государственных органов обеспечить доступ к информации своим гражданам – одна из главных целей. В наш цифровой век целесообразнее всего это сделать через Интернет и Всемирную электронную сеть.
Так возникла идея о создании ЦОДов – центров общественного доступа к информации по всей стране.
Базовым документом по информационной безопасности в России является утвержденная Президентом Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Доктрина понимает под информационной безопасностью Российской Федерации состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Одним из первых нормативных правовых актов, определяющих гарантии реализации права на информацию, стал Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», который закрепил принципы информационной открытости государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц: