Часть дипломной работы на тему Cоциально-культурная деятельность в малом городе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
Понятие социально-культурной деятельности
2. Функции,
принципы и методы социально-культурной деятельности
3.
Организация сети социально-культурного обслуживания в малом городе
4. Тенденции
развития социально-культурной сферы в малом городе на современном этапе
Заключение:
условиями осуществления
социокультурной деятельности являются:
— добровольное участие
личности в социокультурных мероприятиях. Добровольность, сознание выбора
определяется интересами и внутренними потребностями и желаниями человека;
— восприятие
социокультурной деятельности как потребности, а не необходимости. "Если в бытовых
и особенно в трудовых занятиях ритм и темп деятельности, как правило,
определяются внешними факторами, то они полностью зависят от внутренней
необходимости и желаний человека. Такой высокий уровень свободы и
самостоятельности является поистине идеальным и в современных условиях может
иметь место только в сфере свободного времени" [14, с.77]; обмен не
продукт деятельности, а самой деятельностью. В условиях свободного времени
человек имеет право свободно выбрать вид деятельности, изменить его на другой,
отложить, перенести во временном пространстве, самостоятельно определить срок
выполнения запланированных задач;
— многообразие видов
деятельности, реализуемых в институциональных и не институциональных формах.
Альтернативность социально-культурной сферы создает возможности для проявления
инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы
в принятии решений, социального поведения и социальных ориентаций;
— активность и
инициативность различных групп i отдельных личностей в социально-культурной
деятельности;
— личностная
направленность социально-культурной деятельности, обусловливает учета
индивидуальных особенностей человека (биологических, психологических,
социальных, культурных).
Среди положительных
тенденций развития социально-культурной сферы в малом городе необходимо
назвать:
— усиление процессов,
направленных на сближение и взаимопроникновение культурной, образовательной,
социальной сфер общественной жизни, обусловливает полифункциональное развитие
социокультурной деятельности и возможность социально-педагогического
воздействия на различные социальные общности (семью, территориальные общины,
этнические группы, профессиональные коллективы и т.д.);
— восстановление (хотя и
слишком медленное) направлений деятельности, связанных с гражданским и
патриотическим воспитанием молодежи, признаны главными составляющими
национального воспитания;
— существенную
активизацию социально-культурного творчества различных категорий и групп
населения;
— обогащение культурных
инициатив путем развития общественных объединений, движений, ассоциаций,
клубов, разнообразие видов и форм художественного творчества;
— адресную поддержку
социально незащищенных слоев населения путем проведения целевых
социально-культурных программ общенационального и локального уровней;
— развитие индустрии
досуга и развлечений.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие социально-культурной деятельности
Социальная деятельность — это всегда проявление социальной активности по отношению к окружающему миру. Ей присущ сознательный характер, поскольку ее субъектом может быть только человек, а объектом являются элементы окружающего мира.
Кроме культурной выделяют такие виды социальной деятельности, как трудовая, творческая, потребительская, разрешительная, образовательная, рекреационная и др. Однако данная классификация носит условный характер, так как в реальной жизни в чистом виде эти виды деятельности отдельно не существуют.
Социальная деятельность — совокупность социально значимых действий, которые осуществляет субъект (общество, класс, группа, индивид) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, имеет целью определенные социальные интересы и использует для достижения этих интересов различные средства — экономические, социальные, политические, идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда лицо, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цель и активно участвуют в ее реализации. Разнообразие социальной деятельности можно свести к 4-х основных групп:
— целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности;
— действия, направленные на их стабилизацию;
— действия, направленные на адаптацию к данной социальной системы и условий деятельности;
— интегративное действие, которое предусматривает вхождение лица, группы или иной общности в более крупную социальную общность или систему.
Социальная деятельность характеризует активность субъекта. Ее элементами являются предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями, целесообразность, преобразования объекта, на который направлена деятельность или создание нового, ранее неизвестного объекта.
Любая деятельность включает 4 взаимосвязанных подсистемы:
— объективно-предпосылочную (потребности и интересы)
— субъективно-регулятивную (диспозиция)
— исполнительную (совокупность поступков, совершаемых для реализации поставленной цели);
— объективно-регулятивную (результаты деятельности).
Научный статус и общественное признание любой науки определяются уровнем разработки ее теоретических основ, раскрывающих и обосновывают предмет, цели, функции и закономерности определенной науки, ее связь с практикой. Социально-культурная деятельность в этом контексте не является исключением. Осознание понятия «социально-культурная деятельность» возможно только на перекрестке таких фундаментальных наук как философия, социология, история, педагогика, психология, право [1, с.14].
История развития социально-культурной сферы в России связывается сначала с «внешкольным образованием» (начало ХХ в.), затем с «политико-просветительной работой» (17-30 гг. ХХ в.), позднее — с «культурно-просветительной деятельностью «(до 90-х гг. ХХ в.), а с 90-х годов. — с «социально-культурной деятельностью». В конце ХХ в. «культурно-просветительное образование» заменяют «культурологическое» и «социально-культурное образование».
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность культурно-досуговых учреждений была деполитизирована, деидеализирована, то есть стала свободной от партийного влияния и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название — социально-культурная деятельность.
Социально-культурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоения культурных ценностей и т.д.
Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.
Культурно-досуговая деятельность — составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Культурно-просветительская работа также является частью социально-культурной деятельности, но, к сожалению, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений, то есть, нет лекций, лекториев, народных университетов и других форм просветительской работы.
Важность социально-культурной деятельности заключается в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
В научный оборот активно вводятся такие понятия как «социально-культурная сфера», «социально-культурная деятельность», «социально-культурные технологии», «социально-культурные институты», «социально-культурное образование» и другие. Поэтому анализ понятия «социально-культурная деятельность» оказывается целесообразным и необходимым. Можно социально-культурную деятельность считать логическим наследником культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности, а культурологическое образование — преемником культурно-просветительного образования?
1. Понятие социально-культурной деятельности
Социальная деятельность —
это всегда проявление социальной активности по отношению к окружающему миру. Ей
присущ сознательный характер, поскольку ее субъектом может быть только человек,
а объектом являются элементы окружающего мира.
Кроме культурной выделяют
такие виды социальной деятельности, как трудовая, творческая, потребительская,
разрешительная, образовательная, рекреационная и др. Однако данная
классификация носит условный характер, так как в реальной жизни в чистом виде
эти виды деятельности отдельно не существуют.
Социальная деятельность —
совокупность социально значимых действий, которые осуществляет субъект
(общество, класс, группа, индивид) в различных сферах и на различных уровнях
социальной организации общества, имеет целью определенные социальные интересы и
использует для достижения этих интересов различные средства — экономические,
социальные, политические, идеологические. Социальная деятельность имеет место
тогда, когда лицо, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цель и
активно участвуют в ее реализации. Разнообразие социальной деятельности можно
свести к 4-х основных групп:
— целенаправленное
действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий
деятельности;
— действия, направленные
на их стабилизацию;
— действия, направленные
на адаптацию к данной социальной системы и условий деятельности;
— интегративное действие,
которое предусматривает вхождение лица, группы или иной общности в более
крупную социальную общность или систему.
Социальная деятельность
характеризует активность субъекта. Ее элементами являются предметность,
обусловленная результатами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями,
целесообразность, преобразования объекта, на который направлена деятельность
или создание нового, ранее неизвестного объекта.
Любая деятельность
включает 4 взаимосвязанных подсистемы:
— объективно-предпосылочную
(потребности и интересы)
—
субъективно-регулятивную (диспозиция)
— исполнительную
(совокупность поступков, совершаемых для реализации поставленной цели);
— объективно-регулятивную
(результаты деятельности).
Научный статус и
общественное признание любой науки определяются уровнем разработки ее
теоретических основ, раскрывающих и обосновывают предмет, цели, функции и
закономерности определенной науки, ее связь с практикой. Социально-культурная
деятельность в этом контексте не является исключением. Осознание понятия
«социально-культурная деятельность" возможно только на перекрестке таких
фундаментальных наук как философия, социология, история, педагогика,
психология, право [1, с.14].
История развития
социально-культурной сферы в России связывается сначала с "внешкольным
образованием" (начало ХХ в.), затем с "политико-просветительной
работой" (17-30 гг. ХХ в.), позднее — с "культурно-просветительной
деятельностью "(до 90-х гг. ХХ в.), а с 90-х годов. — с
"социально-культурной деятельностью". В конце ХХ в. "культурно-просветительное
образование" заменяют "культурологическое" и
"социально-культурное образование".
До 90-х годов ХХ века
культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией
КПСС. После путча деятельность культурно-досуговых учреждений была
деполитизирована, деидеализирована, то есть стала свободной от партийного
влияния и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название —
социально-культурная деятельность.
Социально-культурная
деятельность — это деятельность, направленная на создание условий для наиболее
полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии,
кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все
многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и
усвоения культурных ценностей и т.д.
Педагогам-организаторам
приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в
историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании
благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения
в сфере досуга.
Культурно-досуговая
деятельность — составная часть социально-культурной деятельности, помогает в
решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами,
методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Культурно-просветительская
работа также является частью социально-культурной деятельности, но, к
сожалению, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений, то
есть, нет лекций, лекториев, народных университетов и других форм
просветительской работы.
Важность
социально-культурной деятельности заключается в том, что это не просто
организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и
развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и
социума в целом.
В научный оборот активно
вводятся такие понятия как "социально-культурная сфера",
"социально-культурная деятельность", "социально-культурные
технологии", "социально-культурные институты",
"социально-культурное образование" и другие. Поэтому анализ понятия
"социально-культурная деятельность" оказывается целесообразным и необходимым.
Можно социально-культурную деятельность считать логическим наследником
культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности, а
культурологическое образование — преемником культурно-просветительного
образования?