Методика преподавания русского языка и литературы Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Читательский дневник как средство развития эмпатии у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящий момент в учебно — воспитательном процессе
внимание учителя направлено на развитие чувства эмпатии, то есть способности
воспринимать внутренний мир другого человека, уметь сочувствовать ему в сложных
жизненных ситуациях.

Эмпатию в самом общем смысле понимают, как способность
индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Данное свойство
личности предполагает субъективное восприятие психической жизни другого
человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей
и чувств. Традиционно проблемы, связанные с понятием эмпатии, были объектом
изучения философских дисциплин – этики и эстетики. Термином «эмпатия» было
переведено немецкое слово «Einfuhlung» («вчувствоваться в…»), которым в эстетике
описывался процесс понимания произведений искусства, объектов природы, склонность
наблюдателя к отождествлению себя с наблюдаемым предметом, являющимся причиной
переживания прекрасного.

Художественная литература (книга)
может быть источником для формирования эмпатии, как чувства, направленного на
другого посредством механизма подражания положительному образу героя из книги.
В лингвистическом энциклопедическом словаре художественный образ – это
«специфическая для искусства форма отражения действительности, которая может
быть источником, средством и формой при сопоставлении искусства с реальностью»
(М., 1987).

В связи с этим эмпатия, как
личностное образование, экстериоризируется посредством специфического
взаимодействия между ребенком и героем художественного произведения, а в
последствии приводит к накоплению эмпатического опыта, что становится основой
для развития высоких форм отзывчивости, направленности на другого человека в последующих
возрастных периодах.

Воспитание гармонично
развитого человека — это желание и стремление многих родителей и педагогов. В
последнее время психологами и педагогами уделяется большое внимание развитию
гуманистических и человеческих качеств в ребенке, так как тенденции
современного общества становятся более рациональными и прагматичными. В
настоящий момент в учебно — воспитательном процессе внимание учителя направлено
на развитие чувства эмпатии, то есть способности воспринимать внутренний мир
другого человека, уметь сочувствовать ему в сложных жизненных ситуациях. Традиционно
в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми
связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться
его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются
понятием «эмпатия» [5].Человек должен быть в состоянии различать
эти эмоциональные состояния, отделять одно состояние от другого. Второй
когнитивный фактор, от которого зависит эмпатия, это способность принять роль
другого, что отражает более высокий уровень развития когнитивных способностей.

Обзор существующей литературы по теме исследования.

Как отмечает Басова А.Г. [1], в этике близким к
термину эмпатия было понятие симпатии А.Смита, Г.Спенсера, А.Шопенгауэра, М.Шелера,
которое трактовалась как понимание, отзывчивость и эмоциональное соучастие. Так
М.Шелер определял симпатию как подлинную форму отношений между людьми и
разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим.

Гаврилова Т.П. [4] подчеркивает, что среди высших форм
представляют интерес те, которые в дальнейшем описывались в различных
психологических исследованиях. Это такие, как «сопереживание» – состояние
слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; «сочувствие» –
участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств
субъекта, его целостности, – более высокое, рациональное состояние, истинная
симпатия. Т. Липпс (1903) разграничил понятия симпатии и эмпатии.

В концепции эстетического воспитания он трактовал
эмпатию как восприятие эстетического объекта – одновременный акт наслаждения и
познания, объединяющий эстетическое наслаждение и «вчувствование» в объект
через проекцию своих чувств и идентификацию с ним.

Объект исследования: развитие эмпатии у младших
школьников.

Предмет исследования: читательский дневник как средство
развития эмпатии у младших школьников.

Цель исследования: проанализировать читательский дневник как средство
развития эмпатии у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие эмпатии в психолого — педагогической
литературе и как компонента читательской компетентности

2. Проанализировать особенности восприятия
художественной литературы детьми младшего школьного возраста

3. Изучить читательский дневник в школьной практике

4.
Проанализировать проявление эмпатии младших школьников при художественном
чтении

5. Проанализировать систему заданий по работе с
читательским дневником направленная на формирование эмпатии младших школьников
(Привести примеры)

6. Определить диагностические материалы по
сформированности читательской эмпатии.

7. Описать ход и анализ результатов экспериментальной
части исследования.

Гипотеза исследования: развитие эмпатии у младших
школьников будет происходить эффективно при использовании читательского
дневника.

Методологическая основа исследования:
работы Т.П.Гавриловой, Е.Н. Васильевой, Н.Н. Обозова

Теоретическая и эмпирическая база исследования:
научные труды педагогов, занимающиеся исследованием данной проблемы, младшие
школьники

Теоретическая и практическая значимость исследования: работа
может быть использована в качестве теоретического источника и в работе педагога
с младшими школьниками.

Краткий обзор содержания квалификационной работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.4. Проявление эмпатии младших
школьников при художественном чтении В психологической литературе понятие "эмпатия"
получило широкое распространение в начале 1950 — х годов. Гиппенрейтер Ю.
Б.[6]отмечает, что первоначальное значение термина буквальное, оно означает
процесс чувства, то есть состояние проникновения эмоций в другого человека.
Иган Дж. [8], анализируя понимание эмпатии в психологии человека, подчеркивает
важность позиции К. Р. Роджерса, он определяет эмпатию как способность понимать
и проникать в мир другого человека, а также передавать это понимание ему.
Некоторые российские психологи разделяют эту точку зрения. Так, по мнению Е.
Н.По мнению Васильевой[2], эмпатию можно определить как способность индивида
эмоционально реагировать на переживания других людей, что означает субъективное
восприятие другого человека, пронизывающее его внутренний мир, понимание его
внутреннего мира.

Изначально эмпатия рассматривалась как эмоциональный
процесс и, следовательно, содержит только один компонент – эмоцию. В данном
случае эмпатия — это эмоциональное переживание, которое реагирует на
эмоциональное состояние другого человека. Кроме того, переживаемые эмоции могут
быть разного уровня. Например, Т. П. Гаврилова [5] различает два типа (уровня)
эмпатии: эмпатию и сопереживание. Эмпатия — это переживание субъектом тех же
чувств, испытываемых другим человеком через отождествление с ним, а эмпатия — это
переживание субъектом чувств другого человека, других, иных чувств.

Со временем анализ эмпатии приводит к выявлению ее
когнитивных компонентов. Например, Н. Айзенберг [14], рассматривая эмпатию, фокусируется
в основном на ее эмоциональной составляющей, но она также отмечает роль
когнитивных процессов в эмпатических реакциях. По ее мнению, эмпатия — это
нечто большее, чем просто опыт, опосредованный публичным выражением эмоций
другим человеком. Например, если наблюдатель видит другого человека в ситуации,
которая может вызвать печаль (например, смерть близкого человека), он также
должен испытывать печаль, даже если другой человек публично этого не
показывает. В этом случае Наблюдатель оценивает информацию о возможном опыте, осуществляет
процесс ее психологической обработки (пытается поставить себя на позицию другой
стороны), что вызывает симпатию. Таким образом, эмпатический опыт может быть
основан на когнитивных процессах, то есть на обработке информации, связанной с
эмоциональным состоянием другого человека.

Чаще всего психологи в различных областях различают
когнитивный и эмоциональный аспекты процесса эмпатического взаимодействия. Н.
Фешбах одной из первых объединила в своей модели когнитивный и эмоциональный
компоненты. По ее мнению, именно этот когнитивный компонент и является
предпосылкой возникновения эмпатии. Другими словами, способность распознавать
эмоции другого человека и принимать его точку зрения является необходимым, но
не достаточным условием для эмпатии. На когнитивном уровне эмпатия зависит от
способности распознавать эмоциональное состояние других. Человек должен уметь
различать эти эмоциональные состояния, отделяя одно состояние от другого.
Второй когнитивный фактор, от которого зависит эмпатия, — это способность
принимать роль другого человека, отражающая более высокий уровень когнитивного
развития. Н.Фешбах определяет этот фактор как способность видеть ситуацию так
же, как ее видит другой человек, непосредственно находящийся в этой ситуации.
Эмоциональная реакция — это третий компонент, который представляет собой
переживание тех же эмоций, что и другой человек. В то же время авторы
утверждают, что все три компонента должны существовать в эмпатической реакции.
Поэтому Н.Фешбах, по — видимому, разделяет когнитивный аспект эмпатии на два
других компонента, в то время как другие исследователи ограничиваются ролевым
принятием. Позже другие авторы стали предлагать свой собственный
многокомпонентный подход к осмыслению эмпатии.

Относительно недавно, главным образом в постсоветской
психологии, появилась тенденция считать, что эмпатия — это системное
образование, включающее эмоциональный, когнитивный и конативный (эффективный)
компоненты[3;10;11;14 и др.].

Например, Н. Н. Обозов [11] рассматривает эмпатию как
процесс (механизм) и содержит в ней когнитивные, эмоциональные и активные
компоненты. По его мнению, существует три уровня эмпатии. Иерархия — динамическая
модель, основанная на когнитивной эмпатии (первый уровень), которая проявляется
в виде понимания психического состояния другого человека без изменения его
состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональное сопереживание не
только в форме понимания состояния другого человека, но и сопереживание и
сопереживание, эмпатические реакции на него. Эта форма эмпатии включает в себя
два варианта. Первая связана с простейшей эмпатией, в основе которой лежит
потребность в собственном благополучии. Другая — это форма перехода от эмоции к
эффективному сопереживанию, обретающая выражение в форме сопереживания, в
основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Третий
уровень эмпатии является высшей формой и включает когнитивный, эмоциональный и
поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентичность,
она не только психологична (восприятие и понимание) и эмоциональна
(сопереживание), но и эффективна. На этом уровне эмпатии демонстрируются
реальные действия и поведенческие модели, помогающие и поддерживающие партнеров
по общению (иногда этот стиль поведения называют Помощью). Эффективная эмпатия
характеризует нравственную природу человека. Поэтому формирование нравственного
развития личности должно основываться на эмпатических способностях. Существует
сложная взаимозависимость между тремя формами эмпатии.

Кроме того, Л. П. Стрелкова [12] считает, что
целостный процесс эмпатии представляет собой цепочку из трех звеньев: эмпатии, сопереживания
и внутренней помощи, которая может привести к реальной помощи. Эмпатия, основанная
на признании, — это эмоциональная реакция на переживания другого человека.
Выражение эмпатии предполагает когнитивную ориентацию в ситуации, в свою
очередь, на достижение различных форм помощи, сначала внутренней, а затем и
внешней при определенных условиях.

Точно так же Л. П. Выговская [3]предлагает
рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три
компонента взаимодействия: когнитивное (психологическое манипулирование, фиктивное
знание об объекте или другом человеке); эмоциональное (к какому — либо объекту
или она указывает, что эмпатия может развиваться как в направлении асоциального
поведения, так и в направлении просоциального поведения. По мнению автора, связью
эмпатического процесса является восприятие других, сопереживание, сопереживание,
внутренняя помощь, реальная помощь. В каждом звене этого процесса при
доминировании одного из них возникает автономная функция компонента
(когнитивная, эмоциональная, конативная) или их сочетания. Каждое предыдущее
звено определяет функцию следующего.

Вышеприведенный метод также близок к позиции М. А.
Пономаревой[10]. В то же время она предложила также рассмотреть вопрос о
краткосрочной и долгосрочной эмпатии. Короткий срок предназначен для ограниченного
контакта с другими людьми для общения, в процессе которого один человек
занимает другую позицию. Длительная эмпатия длится длительное время и требует
более тесного общения с другими людьми. М. А. Пономарева также различает полную
и недостаточную симпатию. В этом случае последнее проявляется как радость от
боли другого человека, то есть эмоциональная реакция на состояние другого
человека противоположна признакам противоположного.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпатия — это
сложное и многогранное явление социальной жизни человека, позволяющее
интерпретировать многомерную терминологию. Интересным вопросом является также
развитие эмпатии в отдельных случаях, особенно в детском возрасте. Еще А.
Валлон отмечал эволюцию способности детей эмоционально реагировать на чувства
взрослых и детей. Автор подчеркивает, что ребенок связан с миром через
эмоциональное поле на ранних стадиях развития, и что его эмоциональная связь
устанавливается через тип эмоциональной инфекции. Валлон говорит, что на втором
году жизни ребенок попадает в"симпатическую ситуацию"." Ситуация
сострадания подготовила его к"ситуации альтруизма". На стадии
альтруизма (4 — 5 лет) ребенок учится ассоциировать себя с другим человеком, осознавать
переживания других людей, прогнозировать последствия своих действий. Авторы
отмечают, что по мере духовного развития ребенок переходит от низшей формы
эмоциональной реакции к высшей форме нравственной.

Т. П. Гаврилова[4] на основе анализа монографии Мерфи
показала, что показатели эмпатии у детей зависят от степени близости к объекту
(незнакомый или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или
незнакомый), развитие эмпатии связано с показателями и возрастными изменениями
личностных качеств, таких как темперамент, интенсивность эмоциональной
возбудимости, и определяется влиянием социальной группы, в которую попадает
ребенок. Начиная со старших дошкольников

 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам изучения первой главы можно
сделать следующие выводы:

1. Применительно к развитию читательских компетенций младшего школьника
читательскую эмпатию следует рассматривать как способность ребенка сопереживать
прочитанному, входить в положение персонажей, прочитанных книг, понимать их
чувства, мотивы и побуждения.

2. Анализ специальной литературы и школьной практики показывает, что в младшем
школьном возрасте восприятия художественных произведений имеет свои
особенности. Большинство исследователей «наивный реализм» считают естественной
доминантой читательского восприятия учеников.

3. Использование
читательского дневника как одного из факторов повышения познавательной
активности учащихся является важной составляющей в формировании, обогащении
внутреннего мира ребенка, позитивного влияния на его сознание и подсознание,
направление морально-этического потенциала, развития интеллекта, творческих
способностей, эстетического вкуса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА НА РАЗВИТИЕ
ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие эмпатии в психолого-педагогической литературе и как компонента
читательской компетентности Понятие «эмпатия»
упоминается еще философами-стоиками. Под ним стоическая философия понимала
духовную объективную общность всех вещей, из-за которой люди сочувствуют друг
другу. Однако серьезные исследования эмпатии были начаты лишь в XIX веке в
Европе в лоне философских дисциплин — этики и эстетики. Этики называли это
понятие симпатией, сочувствием [1].

В XIX веке считалось, что
симпатия — это врожденное свойство человека. А Смит определял симпатию как
способность сочувствовать другому, «… ощущение, которое пробуждает в нас
страдания другого человека» [1, с. 18]. Механизмом симпатии философ называет
воображение, хотя фактически, по содержанию она тождественна механизма
проекции, поскольку Смит считает, что «… ощущение наши не могут вызвать у нас
ничего, что есть у нас» [1, с.16].

В Шопенгауэра [2] — сочувствие людей друг другу основывается на их
чувстве общности своей природы и происхождения. Идентификацию он считал
механизмом эмпатии: в процессе сочувствия человек, преодолевая свой эгоизм,
отождествляет себя с другими, делает их переживания своими стремится прекратить
страдания других, приносит ей удовольствие и радость.

С эволюционной и
культурно-исторической точки зрения пытался рассматривать развитие симпатии
Т.Спенсер. Он показывал ее роль в борьбе за существование в природе и обществе
и доказывал, что по мере усложнения общественных форм осложняется и содержание
симпатии. Им были выделены инстинктивная (эмоциональное заражение) и
интеллектуальная (сострадательная) симпатии.

Основатель философской
антропологии немецкий философ Макс Шелер в своем произведении «Содержание и
формы симпатии» углубил и расширил дифференциацию симпатии, которую он
рассматривал как специфическую эмоциональную форму познания людьми друг друга
ученый разработал классификацию форм симпатии от низших (подражание, слышится)
к высшим (сопереживание, сочувствия), до космического чувства. Способность
сопереживать, сочувствовать имеет большое значение для духовного развития
личности, поскольку в акте симпатии представляются потенциальные возможности
человека от низшего уровня (вегетативного) до высшего (духовного). Симпатия
лежит в основе любви. Феноменолог выделил три основных ступени любви как
ориентации на определенные ценности: любовь к добру, любовь к высшим
достижениям культуры и священному, которая может получить полного самоотречения
(святая любовь).

Вместе с тем понятие
эмпатии начали использовать как средство, метод познания произведений
искусства. Считалось, что без эмпатии нельзя обойтись при описании
эстетического опыта. Особенно она помогает отделить эстетический опыт от
простого изучения визуальных и ассоциативных факторов, на основании которых
можно описать и в определенном смысле понять произведение искусства.

В 1906 году немецкий
ученый — искусствовед Вильгельм Воррингер написал диссертацию, которая вышла
отдельной книгой под названием «Абстракция и эмпатия». В ней кроме всего
прочего рассмотрено соотношение двух важнейших психологических понятий —
абстракции и эмпатии. Две разновидности творческой эволюции (классический
натурализм и абстракционизм), которые представлены В. Воррингер друг другу, по
его мнению, находят свое отражение непосредственно в психике человека в виде
двух антагонистических импульсов: эмпатии и абстракции. Эмпатией ученый называл
проекцию ощущение жизни на пространство картины.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы