Часть дипломной работы на тему Бюджетный дефицит в Украине 2000-2020
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
1. Дефицит государственного бюджета Украины за последние два десятилетия 3
1.1. Обзор экономики Украины 3
1.2. Причины дефицита государственного бюджета в Украине 11
1.3. Источники финансирования бюджетного дефицита в Украине 12
2. Статистика дефицита государственного бюджета Украины за 2000-2020 гг. 14
2.1. Военные расходы на Украине после Второй Мировой войны 14
2.2. Государственные доходы и государственные расходы 18
2.3. Номинальный и относительный уровни бюджетного дефицита 23
2.4. Структура и динамика финансовых источников покрытия дефицита бюджета 29
Выводы 33
Использованная литература 37
Приложения 43
Заключение:
Современные экономический реалии требуют все большей и боль-шей открытости, исчезновения рыночных и административных барьеров, мобильности и гибкости. Передовые экономики мира активно используют все новые и новые бизнес-модели, осваивая технологические новинки и раздвигая горизонты. Страны с переходной экономикой, по большей мере, до сих пор не готовы к существующим вызовам, излишне полагаясь на до-стижения прошлого и оперируя неким «особым путем».
Необходимость раздвигать горизонты и становится все более откры-тыми застигает компании врасплох, а культура патернализма не дает воз-можности увидеть и реализовать возможности.
Анализ состояния украинской экономики указывает на падение про-мышленного производства. Такое падение прямо приводит к сокращению количества рабочих мест в промышленности, а значит и выпадению пред-приятий из производственных цепочек.
Проведенная перепись фиксирует численность населения на уровне 37,3 млн. человек. До переписи количество населения оценивалась в сред-нем на 4,5 млн. человек больше. А количество трудовых мигрантов оцени-вается на уровне 2,5-3 млн. человек. Дешевизна рабочей силы уже не дает преимуществ, поскольку достаточного объема этой самой силы нет, и кро-ме того, емкость внутреннего рынка точно также снижается.
За прошедший год национальная валюта укрепилась на 19 %, что катастрофически ударило по бизнесу, особенно который ориентирован на международные поставки. Доходность на уровне до 20 %, которая являет-ся нормальной для многих сфер бизнеса уже не является достаточной. А значит и такие предприятия вынуждены уходить с рынка.
Укрепление гривны также привело к формированию излишнего де-фицита государственного бюджета. Ведь верстали бюджет из расчета средневзвешенного курса 27,5 а по итогам года получили 23-24. То есть, рассчитывать на государственные дотации и дешевые кредиты бизнесу также не приходится.
Кроме того, не выполнены планы по налогам и сборам, а значит и недофинансированные многие статьи расходов. Укрепление гривны спо-собствовало вышеприведенному падению уровня промышленного произ-водства. Мнимая дешевизна рабочей силы была нивелирована ростом курса национальной валюты, а значит и цена конкурентной продукции на международных рынках выросла. Приснопамятные проблемы с украин-ской железнодорожной логистикой, непредсказуемая волатильность при-вели к переориентации производственных цепочек и выпадению украин-ских компаний с рынка.
Усилия Национального банка Украины (НБУ), направленные на усмирение инфляции и достижение ее прогнозных уровней, могли бы амортизировать потери бизнеса за счет роста внутреннего спроса. Однако, как уже было отмечено, фактическая емкость рынка была сильно переоце-нена.
Кроме того, открытость украинского рынка, достигнутая благодаря зоне свободной торговли между Украиной и ЕС с 1 января 2016 года, пу-стила на внутренний рынок европейского производителя, щедро субсиди-рованного со стороны ЕС.
Таким образом, укрепление курса национальный валюты, падение уровня промышленного производства, сокращение количества рабочей силы, схлопывание многих направлений создало ситуацию, при которой многие компании вынуждены ориентироваться исключительно на внут-ренний рынок.
А открытость рынка повышает уровень конкуренции, при чем не всегда за счет качества, что снижает ожидаемый уровень доходности и приводит к вынужденному сокращению затрат и, опять-таки, объемов производства. Круг замкнулся. Украинское правительство в своей эконо-мической политики отдает предпочтение идеям либерализма и взглядам Шумпетера. Рынок должен быть открыт, конкуренция высока, слабые не выдержат и уступят место сильным.
Однако, экономика Украины все еще слаба, а стратегия экономиче-ской политики отсутствует. В существующих условиях многие инвесторы не задумываются о долгосрочных инвестициях, отдавая предпочтению мгновенному «снятию сливок». Так, в 2019 году трудовые мигранты пере-числили в Украину 12 млрд. дол., что на 1,1 млрд. дол. больше чем годом ранее. Прямые иностранные инвестиции в 2019 составили 2,5 млрд. дол., всего на 0,1 млрд. больше чем в 2018.
НБУ также не способствовал росту национального рынка. Таргети-рование инфляции и свободное курсообразование приемлемы для сильных и устойчивых рынков, однако последняя торговая гипервойна США и КНР связана именно с заниженным курсом юаня.
Снижение учетной ставки могло бы наполнить экономику деньгами, однако НБУ только в январе 2020 кардинально снизил её уровень и анон-сировал дальнейшее снижение. Вообще роль и политика НБУ в последнее время позволяют утверждать, что его действия предсказуемы и приемлемы для инвесторов. Однако экономическую политику государства формирует правительство. Бизнесу важны не макроэкономические показатели, бизнесу важны стабильность и предсказуемость. Новейшие экономические модели оперируют именно предсказуемостью.
К сожалению, в Украине на данный момент отсутствует внятная и долгосрочная экономическая политика, что понятна для инвестора внут-реннего или внешнего. Государство не должно огульно вмешиваться в экономику, она должно формировать экономические условия и правила. И тогда, мы сможем говорить о систематическом использовании новейших экономических моделей на основе государственной политики, а не о стоха-стических инициативах собственных граждан.
Новейшие экономические модели основаны на идеях либерализма, однако они не отбрасывают роль государства. Принципы викиномики, преимущества экономики совместного пользования приемлемы для пред-сказуемого и стабильного рынка, который «играет» по единым правилам. Увлечение теоретическими построениями не заменит реальную экономику и не наполнит бюджет.
В последнее десятилетие экономика Украины развивалась в условиях конфликта на востоке страны. Утрата части промышленного потенциала и разрыв торгово-экономических отношений с Россией привели к падению ВВП. Относительная социально-экономическая стабильность в значитель-ной степени поддерживалась за счет финансовой помощи со стороны за-падных стран и международных финансовых организаций.
С начала 2022 г. на Украине стала формироваться новая экономиче-ская ситуация. Рост напряженности в российско-украинских отношениях привел к оттоку инвестиций из страны и сворачиванию деловой активности. Начало Россией специальной военной операции на Украине в феврале те-кущего года закрепило негативные тенденции в экономике республики. Можно ожидать, что конфликт нанесет значительный урон экономике страны, которая не имеет собственных ресурсов для восстановления.
Фрагмент текста работы:
1. Дефицит государственного бюджета Украины за последние два де-сятилетия
1.1. Обзор экономики Украины
В последнее десятилетие экономика Украины переживает непростой этап. Экономические проблемы, которые возникли в стране в период правления В.Януковича, обострились после смены власти в 2014 году. Приход к власти оппозиции, которая занимала антироссийскую позицию, а также конфликт в Донбассе оказали сильное влияние на развитие эконо-мики республики.
Политический фактор привел к корректировке российскоукраинских торгово-экономических отношений, усилил роль международных финан-совых организаций в развитии украинской экономики. В результате стра-на понесла серьезные потери, которые к началу 2022 г. преодолеть не уда-лось.
Обострение политических отношений с Россией отрицательно сказа-лось на экономическом развитии Украины. В результате, ситуация в эко-номике республики стала ухудшаться. Например, в 2015 г. инфляция на Украине составила 43,3% [1].
В последующие годы национальная валюта продолжала терять свои позиции, а золотовалютные резервы стремительно снизились с 20,4 млрд долларов в 2013 г. до 7,5 млрд долларов в 2014 г. [2]. Затем они стали по-степенно расти, и к 2020 г. объем золотовалютных резервов составил 29,1 млрд долларов, а в 2021 г. они выросли до 30,9 млрд. долларов [2].
Смена власти и обострение внутриполитической ситуации, пересмотр подходов к сотрудничеству с РФ оказали негативное влияние на развитие отдельных предприятий. Например, в 2014 г. производство ракет-носителей «Зенит» было приостановлено, что негативно сказалось на по-ложении предприятия «Южное» (где раньше собирали межконтиненталь-ные баллистические ракеты), поскольку приносило до 80% прибыли.
После 2017 г. «Южное» оказалось на грани банкротства, поскольку не было заказов на продукцию. В 2020 г. ситуация не изменилась. Количе-ство сотрудников предприятия сократилось в четыре раза [3].
Несмотря на разрыв торгово-экономических отношений с Россией и конфликт в Донбассе, украинская экономика в целом стабилизировалась, хотя ВВП республики в 2019 г. оказался на 5,8% ниже, чем в 2013 г. В долларовом выражении ВВП за тот же период сократился на 16% – с 183,3 млрд до 154 млрд долл., и это при том, что в 2019 г. власти прово-дили искусственное укрепление гривны [4]. В том же году объем прямых иностранных инвестиций составил 1,7 млрд долл. [5].
Помимо инвестиций в промышленность, прямые иностранные инве-стиции направлялись в торговлю и туризм. В результате в 2021 г. ВВП страны составил 196 млрд долл. и вырос на 3,2% по сравнению с 2020 г. [6]. Международные резервы страны в 2019 г. выросли на 22% и достигли 25,3 млрд долл. [7]. При этом, по данным министерства финансов, госу-дарственный долг по сравнению с 2018 г., когда этот показатель составлял 62,7% ВВП, снизился до 51,6% ВВП [8].
В целом 2019 год можно оценивать как успешный для экономики Украины – потребительская инфляция снизилась до 4,1%, в то время как в 2018 г. она составляла 9,8%. Ключевым фактором, который позволил до-биться снижения инфляции, стало укрепление курса национальной валюты, что было связано с высоким интересом инвесторов к финансовым инстру-ментам в гривне [9].
Несмотря на относительную стабилизацию, украинская экономика по-прежнему сталкивалась с рядом проблем. Трудности испытывала ме-таллургия, в частности, из-за отсутствия инвестиций. В 2017 г. производ-ство стали по сравнению с 2016 г. снизилось на 12% – до 21,3 млн т, вы-плавка чугуна – на 5%, до 20 млн т. Производство общего металлопроката сократилось до 18,4 млн т [10].
В результате неблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках и отсутствия инвестиций роль металлургии в развитии украинской экономи-ки снизилась. Так, выплавка стали в 2019 г. сократилась до 20,8 млн т [11], выплавка чугуна составила 20 млн т [12].
Падение производства в металлургии было связано и с падением спроса и цен на мировом рынке. Кроме того, изменилась политика стран, в которых реализуется продукция украинской металлургии. США, ЕС, Ка-нада, страны Персидского залива усилили защиту внутреннего рынка, что создало дополнительные трудности для сбыта. В итоге в 2019 г. объем ва-лютных поступлений от продаж продукции металлургических предприя-тий составил всего 10,3 млрд долл. – это третье место после экспорта сель-скохозяйственной продукции и перечислений граждан Украины, находя-щихся на заработках за рубежом [13].
В 2020 г. получила продолжение тенденция, связанная с падением производства продукции в горно-металлургическом комплексе. Выплавка стали сократилась на 1,4% до 20,5 млн т [14], производство чугуна и вы-пуск проката возрос на 1,5% – до 20,36 млн т и 18,34 млн т соответственно [14].
Добыча угля в 2020 г. снизилась до 30 млн т, в то время как в 2019 г. она составляла 34,9 млн т [15, с. 49-50]. В 2021 г. ситуация в экономике Украины стабилизировалась. Стране удалось преодолеть последствия эпидемии коронавируса. Украинские предприятия произвели 21,4 млн т стали (на 3,6% больше, чем в 2020 году) [16].
Топливно-энергетический комплекс Обострение отношений между Россией и Украиной сказалось на одной из ключевых отраслей экономики республики – топливноэнергетической.
С 1 июня 2019 г. РФ прекратила поставки нефти на Украину [17] – в 2020–2021 гг. в республике действовали только Кременчугский НПЗ и Шебелинский газоперерабатывающий завод. Кременчугский НПЗ может перерабатывать 600–800 тыс. т нефти в месяц, однако фактически он за-гружен лишь на 170–180 тыс. т [18].
Потребности Украины в газе в последние двадцать лет также сокра-щались. В 2005 г. его потребление на Украине составило 78 млрд куб. м – 37 млрд куб. м. было импортировано из Центральной Азии, 23 млрд куб. м. – из России и 18 млрд куб. м. составила собственная добыча газа [19]. В последующие годы потребление снизилось – в 2015 г. до 33,7 млрд куб. м [20], в 2020 г. – до 31 млрд куб. м. газа [21].
Падение производства, закрытие предприятий оказали негативное влияние на угольную отрасль. Ранее Украина ежегодно добывала более 80 млн т угля. Так, в 2013 г. добыча составила 83,7 млн т [22], однако в по-следующие годы добыча угля стала резко сокращаться. В 2015 г. добыча упала на 38,8% – до 39,7 млн т [23], а в 2019 г. в стране добыли лишь 31,2 млн. т. угля [24]. В 2020 г. в условиях пандемии коронавируса производ-ство угля еще больше снизилось, поскольку сократилось потребление. В 2021 г. добыча угля на Украине стабилизировалась и составила 29,4 млн. т, что на 2 % больше, чем в 2020 г. [25].
На протяжении нескольких лет, начиная с 2017 г., на Украине полу-чали высокие урожаи, которые позволили стабилизировать ситуацию в экономике. В 2018 г. собрали 70,06 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, а перед этим в течение пяти лет собирали 60–66 млн тонн [26]. В 2019 г. на Украине был собран рекордный урожай зерновых – 75,2 млн т. Это позволило обеспечить экспорт зерна в объеме 56,7 млн т, что в 4 раза больше, чем в 2010 г. [27]. В 2021 г. на Украине был собран рекордный урожай зерновых и зернобобовых культур – 84 млн т [28]. В последние несколько лет доля продукции сельского хозяйства в экспорте республики повысилась. К 2017 г. она выросла с 13,4% (в 2012 году) до 21,1%. При этом происходило снижение удельного веса черных металлов – с 22,6 до 19,7% и изделий из них – с 4,1 до 2%. В 2018 г. горнометаллургического комплекс обеспечивал 12–13% ВВП и 30% валютной выручки. В том же году на агропромышленный комплекс приходилось 18% ВВП и 40% ва-лютной выручки [14].