Археология Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Археологическое краеведение в практике школьного образования и воспитания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АРХЕОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ 13

1.1 Археологические источники по истории родного края и возможности их использования в краеведческой работе 13

1.2 Значение полевых археологических исследований в развитии исторической науки 18

Вывод по главе 1 24

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРХЕОЛОГИИ 26

2.1 Археологическое краеведение в школе как компонент исторического образования 26

2.2 Принципы организации и функционирования модели археологического краеведения в современной школе 32

2.3 Поисковые и исследовательские модели обучения школьников 44

Вывод по главе 2 56

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Изменения глобального характера, произошедшие в России на рубеже XX-XXI вв., благоприятствуют переосмыслению ее исторического пути. Появляются новые оригинальные направления, среди которых, например, историческая регионалистика и локалистика, ассоциирующиеся в отечественной науке с краеведением.

Археологическое краеведение выполняет ряд общественно-полезных функций: научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, функцию по выявлению и хранению исторических памятников, формированию исторического сознания, воспитанию патриотизма и др. Кроме того, в условиях становления и развития информационного общества археологическое краеведение призвано стать эффективным инструментом, способным решать проблемы формирования гражданской идентичности на локальном и региональном уровнях.

В последние два десятилетия наблюдается определенный рост исследовательского интереса к истории населенных пунктов Воронежского края. Накопленный опыт работы ставит на повестку дня необходимость тщательной проработки вопросов методологии организации и проведения археолого-краеведческих исследований.

Археология, как составная часть исторического знания интересна не только с позиции глобального масштаба, но больший интерес она представляет применительно к конкретному региону, краю. Более того, развитие краеведения невозможно без археологии.

Краеведение является целостной научной дисциплиной, с характерной практической направленностью, через него происходит объединение и коммуникация как ученых, так и просто заинтересованных в изучении истории родного края, что позволяет реализовать социальные функции науки.

Археология традиционно смыкается с краеведением, она является тем ресурсом, благодаря которому формируется общая источниковая база краеведения. Любой археологический памятник становится частью истории и, нередко пополняет экспозиции и хранилища краеведческих музеев.

Археологическими раскопками занимаются не только профессионалы, но и волонтеры, сотрудники музеев, преподаватели, обучающиеся и студенты, краеведы-любители, школьники. Устойчивый интерес к археологическому краеведению проявляет образовательная среда, особенно внеурочная деятельность, поскольку данная область знания направлена на развитие познавательного интереса учащихся, способствует развитию компетенции сотрудничества, развивает учебно-исследовательскую деятельность, воспитывает чувство патриотизма, гордости, формирует мировоззренческую позицию и нравственные ориентиры обучающегося.

В отечественной педагогике уже не одно десятилетие краеведение и археология используется в качестве эффективного средства обучения и воспитания. Накопленный опыт краеведческой и археологической деятельности способствует удовлетворению познавательных потребностей и развитию исследовательско-поисковых способностей.

В эпоху постиндустриального развития, абсолютизации общества потребителей, потере традиционных нравственных ориентиров, глобализации, стирания границ, нивелировании понятия «родина» остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Археология и краеведение являются самостоятельными областями знаний, они прошли свой путь развития и становления. Граница между «большой» наукой и историческим и археологическим краеведением весьма подвижна и не абсолютна. Говоря об археологическом краеведении, мы имеем ввиду синтез двух наук, направленный на обогащение исторического знания новыми источниками. Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам.

Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества.

Исторические исследования через призму археологического краеведения в Центральном в разные годы возглавляли выдающиеся русские и советские ученые: В.А. Городцов, П.П. Ефименко, В.И. Равдоникас, Б.А. Рыбаков, А.А. Спицын, П.Н. Третьяков, видные археологи П.И. Борисковский, П.Д. Либеров, С.А. Плетнева, А.Н. Рогачев, М.Е. Фосс и многие другие.

Центральное Черноземье, с точки зрения археологии, является очень интересным регионом с глубокой историей, на территории которого располагаются памятники археологии, представляющие разные исторические эпохи. Многие исследователи полагают, что история Воронежа насчитывает гораздо больший период, чем отводит городу официальная летопись. В подтверждение этому краеведы рассказывают о сарматских святилищах на Дону, о скифских захоронениях и древних городищах, где люди жили за много тысяч лет до наших дней. Более века ведутся раскопки комплекса памятников позднего этапа палеолита у сел Костенки и Борщево.

Таким образом, интерес к археологическому краеведению в воронежском крае имеет устойчивую тенденцию роста заинтересованности государства и общественности в историко-краеведческих знаниях.

Историография. В ходе исследования нами были выделены следующие этапы развития исследовательского интереса к заявленной проблематике: 1) 1920-е – конец 1930-х гг.; 2) 1950-е – первая половина 1960-х; 3) вторая половина 1960-х – середина 1980-х гг.; 4) конец 1980-х гг. – настоящее время.

Вопросами археологии на теоретическом и практическом уровне в первой четверти ХХ века занимался крупнейший специалист А.А. Спицин, являющийся автором пособия по полевой археологии для археологов-краеведов. В дореволюционный период он проводил раскопки в Воронежском крае. Ему принадлежит заслуга соединения археологии и истории, а также составление летописных и археологических данных, описанных в исследовательской работе «Расселение древнерусских племен по археологическим данным».

Не менее известным в кругах археологов и краеведов является имя С.Н. Замятина, который заведовал археологическим отделом Воронежского краеведческого музея, а также губернскими делами музеев и охраны памятников. Благодаря деятельности по археологической разведке в воронежском крае и многочисленным раскопкам он составил и опубликовал в начале 1920-х годов труды «По поводу археологической карты Воронежской губернии» , «Программы для собирания сведений по первобытным древностям», «Очерки по доистории Воронежского края. Каменный и бронзовый век в Воронежской губернии». Его авторству, в том числе, принадлежит определение хронологических рамок археологических периодов на территории края.

Качественно изменилась и роль археологии в краеведении, когда в 1940 году была опубликована работа Н.В. Валукинского «В поисках далеких предков». Описывая в исследовании Древнерусские памятники XII—XIV веков на территории воронежского течения Дона, автор использовал не столько археологические данные, сколько свидетельства письменных источников и данные этнографии. В отличие от предшественников, Н.В. Валукинский опирался на историческую, а не археологическую периодизацию. Данное исследование активизировало интерес к поискам летописного Воронежа домонгольского периода.

В советский послевоенный период появляются научно-исследовательские труды «Памятники древнейшего прошлого Верхнего и Среднего Дона» и «Очерки истории Воронежского края» А.Н. Москаленко, в которых он дает описание некоторых археологических периодов на территории Центрального Черноземья.

Научно-популярный интерес к археологии воронежского края снизился в 1960-1980-е годы, сколько-нибудь значительных исследовательских трудов по проблематике опубликовано не было. Привлечь внимание воронежцев к разворачивавшимся новостроечным археологическим исследованиям в зоне Воронежского водохранилища через призму сохранения памятников древности попытались А.Д. Пряхин и А.Т. Синюк «Древности в зоне Воронежского моря. Воронеж».

Определенный уровень осмысления древней и средневековой истории Воронежского края представили общественности авторы А.З. Винникова и А.Т. Синюка в книге «По дорогам минувших столетий: Археологи о древней истории Воронежского края».

Что касается применения археологии в историческом образовании в школе, то основываясь на анализе историографии по данному вопросу можно сделать вывод, что он еще недостаточно изучен. До настоящего времени работ, посвященных теме археологическое краеведение в практике школьного образования и воспитания в Воронежской области опубликовано не было.

К вопросу краеведения в российской науке постсоветского периода сложились противоречивые тенденции, связанные с вопросами организации и проведения краеведческих исследований. С одной стороны, педагогика и методология рубежа XX – XXI вв. значительно расширили границы актуальности краеведения в школе, определили его понятийный аппарат. Изменение методов и подходов к краеведческой работе привели к активизации познавательной деятельности учащихся и установлению более тесной связи между школьным и внешкольным краеведением.

С другой стороны, можно утверждать то, что рассматриваемая проблематика в настоящее время не получила желаемого и должного развития, и в большинстве своем представлена лишь краткими статьями и пособиями отдельных ученых и педагогов: Ю.А. Балабановой, В.В. Драшникова, Л. К. Ермолаевой, Я.С. Кузьминых, Л.А. Обуховой, Ю.Г. Саловой, В.Г. Суслова и др.

Актуальные вопросы развития краеведения и организации исследований были рассмотрены в рамках работы Международного семинара «Методология региональных исторических исследований: российский и зарубежный опыт», проходившего в Санкт-Петербурге 19-20 июня 2000 г.

Значительный интерес представляет пособие ярославского историка Ю.Г. Саловой «Научно-исследовательская работа музеях Центральной России: методические указания». Автором детально изучены основные направления научно-исследовательской деятельности музеев. Раскрыта специфика научной работы в музеях разных профильных групп, приведен библиографический список, позволяющий проанализировать научную деятельность конкретного музея.

Следует выделить учебно-методическое пособие Н.М. Маркдорфа и А.А. Долголюк «Методика историко-краеведческих исследований» (2016 г.). В пособии детально рассмотрены основные источники, методология и методы краеведческих исследований, раскрывается методика работы с устными источниками, архивными документами, методика организации и деятельности школьных краеведческих музеев. Пособие представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся вопросами организации и проведения краеведческих исследований, историей и культурой малой родины и страны.

Внести заметный вклад в формирование общественного интереса к проблемам краеведения в конце XX – начале XXI вв. позволило проведение, по инициативе С.О. Шмидта, Всесоюзных конференций по историческому краеведению в Полтаве (1987 г.) и Пензе (1989, 1995, 2000, 2001 гг.), а также создание в 1990 г. Союза краеведов России и ряда других региональных краеведческих организаций.

Проведенный историографический анализ дает основание утверждать, что активизация исследовательского интереса к рассматриваемым проблемам непосредственным образом связана с периодами роста заинтересованности государства в историко-краеведческих знаниях.

Важнейшим качественным и количественным изменением, актуализировавшим обращение исследователей к различным вопросам археологии и краеведения, стала архивная революция 1990-х гг. Открытие архивов позволило многочисленным исследователям, как профессионалам, так и любителям, воспользоваться правом работы с архивными материалами, которые ранее были не доступны для широкого круга лиц. При этом следует заметить, что, не смотря на значительную демократизацию научных исследований и развитие информационных технологий, научная литература советского и современных периодов еще не содержит принципиальных различий в вопросах организации и проведения археолого-краеведческих исследований. Методы организации такой работы, разработанные отечественной методологией еще 1920-е гг. остаются актуальными до сих пор.

Таким образом, положение, сложившееся в области археолого-краеведческих исследований, указывает на острую необходимость разработки, осмысления и систематизации комплекса современных методологических подходов по вопросам организации и проведения археолого-краеведческих исследований, а также его влияния на формирование исторического знания в школьном образовании.

Объектом исследования выступает является археологическое краеведение в контексте современного исторического образования.

Предметом исследования является изучение целей, задач и поиск путей развития археологических краеведческих знаний как элемента исторического образования школьников.

Целью исследования является анализ возможностей археологического краеведения в контексте воспитания школьников.

В соответствии с целью сформированы следующие задачи:

— осуществить анализ археологических источников по истории родного края;

— раскрыть значение полевых археологических исследований в развитии исторической науки;

— проанализировать компонент археологического краеведения в контексте школьного исторического образования;

— осуществить анализ возможности организации и функционирования модели археологического краеведения в современной школе;

— изучить поисковые и исследовательские модели обучения школьников;

— выявить особенности влияния краеведения на патриотическое воспитание обучающихся;

— разработать средства повышения эффективности изучения краеведческого материала в общеобразовательной школе.

Географические рамки исследования охватывают территорию Воронежского края.

Теоретико-методологическая база. Ключевым методологическим подходом в исследовании выступает диалектический материализм, позволяющий выработать генеральную стратегию построения программы исследования, а также объективно и всесторонне рассмотреть его предмет.

Для решения поставленных задач также использовались такие методы как: анализ педагогической, методической и научной литературы; анализ и осмысление личного опыта исследований и преподавания; типологизация исследуемых объектов; сравнение и систематизация их отдельных явлений; синхронический метод; дедукция и индукция.

Междисциплинарным методологическим подходом, позволяющим расширить познание за счет рассмотрения локальных объектов и существенных особенностей частных явлений, которые в совокупности и составляют саму историю, является историческая локалистика (микроистория). Понятие «локальность» может применяться не только по отношению к конкретной территории (деревня, город, край) или части человеческого сообщества (отдельный человек, семья, род), но и по отношению к временному пространству (час, день, год и т.д.). Микроисторический анализ предполагает нестандартный подход историка к рассмотрению фактического материала и переход от частных выводов и выявления причинно-следственных связей к концептуальному осмыслению проблемы.

Источниковая база исследования. Учитывая недостаточную разработанность, необходимо отметить, что корпус опубликованных источников заявленной проблематике в основном представлен статьями отдельных советских и современных исследователей, содержащими описание опыта внедрения различных форм организации исследовательской работы в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных разработках по рассматриваемой или схожим темам; применены в собственной исследовательской практике краеведов, студентов, школьников, а также в педагогической практике учителей и преподавателей.

Структура исследования соотносится с целью исследования и состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, что позволило реализовать автору индивидуального исследования и достижения поставленных задач в соответствии с целью работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АРХЕОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

1.1 Археологические источники по истории родного края и возможности их использования в краеведческой работе

Археология наука сравнительно молодая, ей всего около 300 лет. В России она представляет собой отдельное направление естественно-гуманитарных наук и имеет свои устойчивые концепции и законы. Если рассматривать в глобальных масштабах, то археология по сути изучает развитие человечества от появления, до настоящего момента. При том, большая часть истории не опирается на письменные источники, т.к. письменности попросту не существовало, но несмотря на это, материальные останки могут рассказать даже больше, вплоть до бытовых тонкостей древнего человека.

Археология последовательно занята поисками определенных археологических памятников, их исследованиями (раскопками) и извлечением из полученных источников информации с помощью специфических приемов, процедуры лабораторных методов исследований. Конечный результат исследования в археологии – это реконструкция в той или иной степени исторических процессов, объектов и фактов.

Археология традиционно смыкается с краеведением. Уже сам по себе археологический памятник — это ведь частица прошлого края. Археологические источники часто оседают в местных музеях. В организации и проведении археологических раскопок не редко участвуют сотрудники музеев, органов культуры и охраны памятников, учителя и учащиеся школ, студенты вузов и техникумов, краеведы-любители.

При исследовании аспектов локальной истории необходимо изучить разного типа источники, которые бы позволили очертить круг задач и получить необходимые результаты исследования. Это — вещественные археологические источники, письменные архивные источники, опубликованные научные труды предшествующих исследователей разрабатываемой темы, данные устной истории.

Внимание учёных сегодня обращено на изучение не только исторических событий широкого масштаба, но и событий локальной истории края. Такой подход открывает возможность глубже понять ход исторического процесса региона в целом, выяснить причины и последствия событий, отношение к ним представителей различных слоёв населения. Кроме того, обращение к локальной истории позволяет на новом исследовательском уровне осмыслить различного типа источники, чтобы выявить новые и ввести их в научный оборот.

Благодаря современным технологиям археология шагнула далеко вперёд. Существует множество различных методов, которыми пользуются ученые археологи, устанавливают возраст находок.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы