Часть дипломной работы на тему Аппликация как одно из средств расширения словарного запаса у дошкольников с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Речь играет
важную роль в жизни человека. Она является средством познания, общения, основой
формирования социальных связей ребенка с окружающим миром и познавательной
деятельностью
Отклонения
в развития речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают
формирование познавательных процессов, затрудняют общение, препятствуют
формированию личности [Шемякина 2013].
Вопросу
развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых
данный процесс освещается в разных аспектах: психофизиологическом,
психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Формирование
речи, овладение словом и лексико-грамматическим строем, развитие связной речи
детей многосторонне рассматриваются в работах Е.Н. Винарской, А.Н. Гвоздева,
Н.И. Жинкина, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурии, Г.Д.
Розенгард-Пупко, С.Л. Рубинштейна, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Д.Б.
Эльконина и др. [Борякова 2010, с. 5].
Общее
недоразвитие речи можно условно разделить на три уровня (за Р.Е. Левиной).
Общее
недоразвитие первого уровня недоразвития речи
характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в
возрасте, когда у детей, которые развиваются нормально, речь в основном
сформирована. Дети 4-5 лет, а иногда и старше, имеют очень ограниченный
активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов, которые
не понятны окружающим. Звуковые комплексы часто сопровождаются соответствующими
жестами, что дает возможность понять ребенка. Например: «би» с жестом кручения
руля автомобиля – вместо «машина едет».
Дети с
ОНР I уровня практически не обладают фразой. Иногда наблюдается использование
лепетных предложений (например: папа туту (папа уехал), Вова ода (Вова пьет
воду. Вова хочет воды)). Пассивный словарь детей значительно шире. Именно
поэтому складывается ошибочное впечатление, что дети все понимают, но сами
ничего не могут сказать. Надо отметить, что дети понимают обращенную к ним речь
только в контексте ситуации. Они не понимают значений многих слов, значений
грамматических изменений слов.
Звуковая сторона речи у детей не сформирована.
Невозможно определить точно состояние звукопроизношения. Произнесение отдельных
звуков часто не имеет постоянной артикуляции. У детей не сформирована
способность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова. В активной
речи преобладают одно и двусложные образования. Дети не могут овладеть звуковым
анализом слов. Сама по себе задача по выделению звуков со слов непонятна детям.
Поэтому попытки обучить грамоте без соответствующей речевой подготовки
оказываются тщетными [Ляпидевский 1969, с. 3-11].
ОНР II уровня характеризуется более высокой речевой активностью детей. У
них есть фразовая речь. Но она весьма искажена в фонетическом и грамматическом
отношении. Дети могут более или менее развернуто рассказать о знакомых
событиях, о себе, семье, отвечать на вопросы, составлять примитивный рассказ по
рисунку.