Часть дипломной работы на тему Анализ сновидений как метод диагностики психических состояний личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие сновидения, эволюция взглядов 8
1.1 Исторический обзор развития взглядов на проблему сновидений 8
1.2. Научно-психологические исследования сновидений: современные теории, направления 20
1.3. Влияние психоэмоциональных состояний на содержание сновидений 28
Выводы к первой главе 38
Список литературы 39
Введение:
Психология, как наука, ставит перед собой цель — объяснить природу психического естественным образом. При этом, существует часть, которая считается самой доступной для изучения. Та, которая проявляет себя в разнообразной человеческой активности и может быть познана посредством анализа — это активность, то есть психические бодрствования.
Параллельно с этим, внешние признаки, наполненные высоким накалом эмоциональных переживаний, а также внутренняя активность и деятельность и состояние сна со сновидениями, до сих пор постоянно изучаются, что происходит достаточно частично и внесистемно. По большей части для этого используются физиологические методы, которые берут опору на физиологической парадигме.
Целостность психики диктуется целостностью человеческой природы, именно поэтому существующие попытки объяснить природу психического, которые опираются только на изучение бодрствования, должны рассматриваться как недостаточные и не способные построить адекватную целостную модель психического. При этом, важно рассматривать весьма актуальную общетеоретическую и практическую точки зрения, постановку задач с целью выделить психологию сна и сновидений.
Сновидение является нескончаемым источником образов для творчества, культуры и искусств. Это одна из самых распространённых тем в индустрии развлечений и масс-медиа, а также вечный вопрос для повседневных разговоров и визитов к психологам. Во многом эмоционально психологическое состояние человека зависит от того, что происходит в его сновидениях.
Духовность рассматривается как качество личности, социальная мифология, социокультурные процессы. В каких случаях сновидения не только являются продуктом индивидуальной психики, а также это зеркало, которое помогает увидеть процессы, происходящие в социуме и в культуре, как в узком, так и в широком смысле.
Изучение сновидений, как метод психологической работы с индивидуумом, далеко не новое явление. При этом меняется вектор развития психологических знаний от изучения человека как изолированно объекта до осознания неразрывной связи человека с миром, в котором протекает его жизнедеятельность.
За счёт вектора развития расширяются границы в психологии, при этом вносится большая неопределенность в понятийный аппарат и методологию науки.
На сегодняшний день, большинство концепций сна и сновидений, которые были созданы больше чем за полторавековую историю, находятся на кризисной оппозиции. При этом ни одна из них не претендует на правдивую, находясь в рамках определенной теории личности.
Исходя из этого, можно сделать заключение, что данный феномен требует современных изучений в структуре психической реальности личности, а также психодиагностического потенциала.
Психологическая наука стремится объяснить феномены психики посредством анализа, но принимая во внимание лишь ту часть, которая проявляется в состоянии бодрствования, мы рискуем упустить нечто значительное, спрятанное в менее доступных областях. Исследуя состояние сна лишь с физиологической точки зрения, современная наука не сможет дать целостное понимание сути активности психики в процессе переживания сновидения, а значит, не сможет построить целостную модель психического процесса. Относясь к сновидению лишь как к побочному эффекту физиологической активности мозга, как к отходам или «выхлопу», исследователи преждевременно отвергают его ценность и пользу. Соглашаясь с тем, что человеческая психика целостна, как целостна сама природа человека, невозможно брать за основу исследования лишь одну изолированную сторону бытия и соглашаться с достаточностью такого подхода.
Однако при всей длительности истории интереса к феномену нельзя не признать, что существуют значительные проблемы в исследованиях, большая неопределённость в методологии, серьёзные расхождения в используемой терминологии, а так же отсутствие хоть сколько-то масштабных исследований в этой области. Поэтому сложно говорить о каком-то единообразии теоретических основ исследований. Существует немало концепций сна и сновидений и на сегодняшний день они находятся в большинстве случаев в оппозиции друг другу. И ни одна из теорий не имеет достаточно оснований, чтобы претендовать на истинность, поскольку каждая из них существует в рамках своей теории личности. Таким образом, очевидно, что существует необходимость расширения научно-психологической теоретической и практической основ в области изучения феноменологии сновидения, его роли в структуре человеческой психики и разработки возможностей использования в качестве диагностического инструмента психотерапии.
Степень научной разработанности проблемы.
Уже достаточно долго сновидение и его анализ является методом прикладной психологии. Учёные с большим интересом используют множество исследований для того, чтобы изучить данный феномен. Среди учёных, которые занимались данными изучениями: А. Адлер, Ф. Перлз, 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Дж. Холл, и др.
Множество работ в данной сфере можно найти в работах М. Босса, Дж. Бьюдженталя, Т. Грининга и др.
Психофизиологические исследования общественного сновидений изучались в трудах Ф.В. Басейна, У. Демента, М. Жюве, Н. Клейтмана, Ф. Крика, ЛЛ. Лапташа, Дж. Уинсона, Э. Хартманна, Д.А. Хобсона и др.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретико-методологическая основа исследования состояла из теоретических подходов и концепций представителей как отечественных, так и зарубежных школ психологии.
Среди учёных были такие: А. Адлер, Л. Бинсвангер, М. Босс, Л.С. Выготский, Д. Даунинг, В.М. Ковальзон, Р. Марморштейн, Д.В. Новиков, Ф. Перлз, А.Ш. Тхостов, М.Г. Полуэктов, М. Солмз, 3. Фрейд, Э. Фромм, Дж. Хиллман, К.Г. Юнг, К. Ясперс, и др.
Цель исследования – установить связь между содержанием сновидений и эмоционально-психическим состоянием личности.
Задачи:
1. Провести анализ и систематизацию уже существующих подходов, которые изучили феномен сновидений и работы со сновидениями
2. Провести теоретический анализ функциональной диагностической классификации снов и сновидений
3. Изучить работу сновидения как механизма социально-психологической адаптации индивидуума
Объект исследования – возможности анализа сновидения как психодиагностического метода.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие сновидения, эволюция взглядов
1.1 Исторический обзор развития взглядов на проблему сновидений
Описание исторических аспектов исследования сновидений представляет определённую сложность, поскольку охватывает временной промежуток в 4–5 тысяч лет. Непростой задачей является хронологическая подача материала, так как древнейшие концепции религиозного характера, вероятно, возникшие в период первобытнообщинного строя, не утратили своего значения в современном обществе. Древнейшие формы религиозных представлений (тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм) особо значимы для народов, уклад жизни и культура которых сохранили большое количество элементов родового и феодального строя. Вместе с тем, представляется возможным рассмотрение истории исследования сновидений с соблюдением хронологического порядка, несмотря на то, что некоторые выделяемые этапы охватывают временные промежутки в 1–1,5 тыс. лет, а другие – около 50 лет. Это связано с неравномерным развитием цивилизации и характерным для XIX– XX веков качественным скачком в науке и техническом прогрессе.
История исследования сновидений мере подчиняются основным закономерностям всемирного исторического процесса. Изучение сновидений начинается с формирования человеческого общества и вместе с историей человечества условно делится на определённые хронологические периоды (см. табл. 1).
Таблица 1
История взглядов на сновидения в обычном сне и гипнозе
Период Этап всемирной истории
Донаучный Архаический
Научный Древний мир
Средние века и эпоха Возрождения
XVII, XVIII, первая половина XIX века
Вторая половина XIX – первая половина XX века
Вторая половина XX – первая половина XXI века
О религиозном отношении к сновидениям у древних, в том числе, свидетельствует такой феномен, как пост, практикуемый с целью «сделать свою душу более лёгкой» и получить определённое сновидение важное для целого народа. Примером практики подобного обряда и является древнегреческий оракул. Упоминая о древнегреческом оракуле, интересно проследить мифологическую легенду об истории его развития, которая несколько по-разному приводится древнегреческими поэтами Гомером, Еврипидом и Эсхилом. Согласно Еврипиду, первоначально оракулом ведала дочь Геи Фемида. Со временем эту роль отвоёвывает Аполлон. Между Аполлоном и Геей разворачивается борьба за оракул.
В более поздний период Аполлон побеждает, что знаменует важную перемену в греческой культуре. Суть произошедшей перемены в том, что если первоначально Гея и Фемида посылали пророчества через сновидения прямо, то Аполлон посылает предсказания в зашифрованном виде, через своих жриц пифий, то есть зримые пророчества сменяются словесными. Как отмечает исследователь А.И. Протопопова, смена Геи Аполлоном — это символическая замена архаики классикой.
Античность в сфере психологии была прославлена великими теоретическими успехами. Среди них не только открытие фактов, а также построение объяснительных схем и новаторских моделей. Античные ученые задались такими вопросами, которые веками направляют развитие наук о человеке. Именно в этот период, ученые старались ответить на вопросы, которые соотносят в человеке, как духовное, так и телесное. Также это желание объяснить природу личностного, социокультурного, мышления, общения, мотивационного и интеллектуального, разумного и иррационального, а также еще много такого, что присуще для человеческого существования. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огромную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов .
Важнейшим аспектом культурного значения сновидений является вера древних людей в то, что сновидения могут посылаться из потустороннего мира богами или другими сущностями. Особый интерес в этой связи представляет феномен оракула. По словам исследователя древнегреческой культуры Э.Доддса можно заключить, что, возможно, самый первый оракул Земли в Дельфах был прорицалищем сновидений. Инкубация (практика особого входа в состояние сна) практиковалась в святынях героев — либо умерших людей, либо хтонических демонов — и у некоторых расщелин, считавшихся входом в мир иной.
О религиозном отношении к сновидениям у древних, в том числе, свидетельствует такой феномен, как пост, практикуемый с целью «сделать свою душу более лёгкой» и получить определённое сновидение важное для целого народа. Примером практики подобного обряда и является древнегреческий оракул.