Часть дипломной работы на тему Анализ речи ведущего пусть говорят
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
2. Коммуникационный образ Д. Борисова как символа ток-шоу
«Пусть говорят»………………………………………………………………………………5
2.1.
Виды основных речевых стратегий и реализующие их тактики. 5
2.2.
Система речевых жанров в речи ведущего. 12
2.3.
Лексико-семантические и синтаксические особенности речи ведущего 19
Выводы по 2 главе. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 49
Введение:
Представления об коммуникативном образе ведущего на
отечественном телевидении за последние четверть века существенно изменились.
Если раньше телеведущий был представителем той части общества, которая имела
право выступать на экране как субъект информирования, обладающей рядом
профессиональных или специальных знаний, то сегодня мы видим на экране разные образы
журналистов, зачастую как организаторов диалога с аудиторией.
Внимание именно к коммуникативному образу ведущего
объясняется тем, что независимо от того, насколько реалистичной является
конкретная телевизионная программа, независимо от того, насколько убедительно
выглядит журналист на экране, он является своего рода виртуальной фигурой,
потому что любой, кто попадает в объектив камеры автоматически становится
исполнителем той или иной коммуникативной роли. Индивидуальные особенности
личности, ее уникальность лишь подчеркивают типичный характер ведущего, который
организует диалог с аудиторией, основную роль играют его коммуникативные умения
и навыки, лексические и синтаксические особенности.
Особенно изучение коммуникативного образа ведущего
актуально для ведущих ток-шоу, т.к. жанр этого формата предполагает прямое
речевое взаимодействие между ведущим и гостями аудитории. Выстраивание по
модели прямого диалога предполагает, что ведущий ток-шоу должен обладать не
только внешними данными, но и коммуникативными, которые свойственны не сколько
личности самого ведущего, сколько требованиям самого формата программы. Ведущий
ток-шоу должен уметь вести беседу таким образом, чтобы было интересно
телезрителям, ориентируясь на их интересов.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи
обратились к обзору специфики коммуникативного образа телеведущего, и их
теоретические разработки остаются актуальными и сегодня, поскольку содержат
четкие рекомендации, требования и особые «стандарты» в отношении
профессиональной деятельности журналиста телевидения.
В журналистике началом изучения возможностей
телевидения в создании экранного образа можно считать книгу В.Саппака. Также
сведения о формировании образа журналиста, в том числе и ток-шоу можно
встретить в работах Э.Г. Багирова, Ю.П. Буданцева, П.С. Гуревича, В.В. Егорова,
И.И. Засурского, Г.В. Кузнецова, Б.П. Ляшенко, А.М. Максимова, Г.С. Мельник,
С.А. Муратова, Е.В. Поберезниковой, О.Р. Самарцева, Л.Г. Свитич, Н.И. Утиловой,
В. Л. Цвика, А.Я. Юровского.
Таким
образом, коммуникативный образ тележурналиста ток-шоу как на объект исследования достаточно высок и
имеет давнюю традицию.
Актуальность
данного исследования заключается в необходимости изучения коммуникативного
образа журналиста ток-шоу,
как ключевого фактора в
представлении программы. Поскольку телезритель связывает программу с телеведущим, а он является ее «лицом», поэтому важно тщательно
изучить характеристики коммуникативного образа ведущего ток-шоу и выяснить, какие коммуникативные
стратегии и тактики, лексико-стилистические и синтаксические средства он
использует для речевого воздействия на аудиторию.
Объект
исследования — коммуникативный образ телеведущего ток-шоу (на примере Д. Борисова ток-шоу «Пусть
говорят»).
Предметом
исследования являются речевые особенности создания коммуникативного образа
Д. Борисова ток-шоу «Пусть говорят».
Цель
данного исследования — выявить специфику создания коммуникативного образа Д. Борисова ток-шоу «Пусть
говорят».
Для
достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Определить понятие «то-шоу»,
его место в современном телевизионной индустрии.
2. Определить комплекс речевых
средств в создании коммуникативного образа ведущего ток-шоу.
3. Охарактеризовать структурные коммуникативные
особенности ведшего ток-шоу.
5. Проанализировать речевые
стратегии и тактики Д. Борисова в ток-шоу «Пусть говорят».
6. Проанализировать
лексико-стилистические и синтаксические особенности коммуникативного образа Д. Борисова как ведущего программы «Пусть
говорят ».
Основными
методами исследования были: исходный анализ, обобщение, идентификация из общего
частного, «личное наблюдение», то есть просмотр и анализ телевизионных
программ, сравнительный анализ, группировка, типология,
метод контент-анализа, лингвистический анализ.
Эмпирическую
базу исследования составляют выпуски ток-шоу «Пусть говорят» за 2019–2020 годы.
Научная
новизна этой работы заключается в том, что в этом исследовании была сделана
первая попытка изучить коммуникативный образ телевизионного ведущего «разговорной» программы на примере
конкретного телеведущего. В научной практике «разговорная» программа в целом
обычно исследуется, а не сквозь призму коммуникационного
воздействия.
Практическая
значимость данной дипломной работы заключается в том, что материал, собранный
для исследовательских целей, может быть использован в виде методических
рекомендаций, учебников для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика»,
«Телевизионная журналистика».
Структура
выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования и
состоит из введения, в котором определяется актуальность выбранной темы и
определяются критерии нашей работы, две главы, заключение и библиография.
Заключение:
Современный тележурналист и телеведущий — это специалист,
способный адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям, оставаясь
конкурентоспособным на рынке труда. Именно по этой причине они должны обладать
навыками и знаниями межкультурного общения. Современный мир стал более
энергичным и мобильным, и тележурналисты, ведущие ток-шоу, обязаны уметь
владеть процессом общения, знать нюансы лингвистики, использовать определенные
фразы, словосочетания, повышенную концентрацию внимания, умение мгновенно
оценивать собеседника с точки зрения движений тела, мимики и т. д., при этом
уметь правильно использовать невербальные стратегии.
Основополагающими оказались такие личные качества
тележурналиста и ведущего ток-шоу, как коммуникабельность, способность
объективно оценивать ситуацию, владение логическим мышлением, ораторскими
способностями, сопереживание и толерантность, умение устранять языковые
трудности, возникающие из-за различий в словесных навыках. . Важно подчеркнуть,
что при взаимодействии с представителями разных культур, социальных групп
населения во время телевизионного ток-шоу его ведущий должен правильно
оценивать условия общения, адекватно выбирать вербальные и невербальные
стратегии для достижения консенсус сторон и в дальнейшем правильно оценивать
достигнутый результат общения. Кроме того, он должен учитывать тот факт, что
телетрансляция ведется на всей территории Российской Федерации, то есть
телепрограмму смотрит значительное количество населения. В этой ситуации
ведущий ток-шоу как языковая личность играет роль посредника между собственной
личностью, участниками (героями, экспертами, гостями) телешоу и зрителями.
Многоязычная личность ведущей ток-шоу не может и не должна
подстраиваться под своих гостей в телестудии: она должна, прежде всего,
придерживаться определенных правил языковой трансляции, использовать
определенные слова и фразы, сглаживать языковые грубости, избегать «неудобного»
выражения.
Лингвистическим материалом нашего
исследования послужили сценарии ток-шоу «Пусть говорят». Контент-анализ
был проведен по 20 программам, вышедшим в эфир с 2019 по 2020 годы. Особое
внимание при анализе текстов программ было уделено речевым особенностям
ведущего ток-шоу Д. Борисова.
Таким образом, проанализировав речь ведущего с точки зрения
использования речевых стратегий, нами было установлено, что в речи используется
конфронтационная стратегия, нейтральная с двумя ее видами (активно-нейтральной
и пассивно-нейтральной).
Анализируя речевое поведение Д. Борисова, в первую очередь
следует отметить социальную направленность его выступления, обусловленную его
работой на одном из главных телеканалов страны, что также предполагает довольно
жесткую регламентацию речевого поведения телеведущего. Поскольку Д. Борисов
выступает в качестве интервьюера в каждом выпуске ток-шоу, он должен
придерживаться принципа сотрудничества, чтобы вызвать собеседника на
откровенность и получить ответы на вопросы зрителей. В ходе интервью Д. Борисов пытается достичь
целей общения с собеседником, выяснить интересующие факты, его вопросы и
комментарии соответствуют теме разговора, он избегает лишних полифонических и непонятных
выражений, что связано с знание целевой аудитории канала. Стоит отметить
неизменную тактику разговора Д. Борисова: он садится рядом, поддерживает
визуальный контакт с собеседником, проявляет интерес, кивает головой и не
задает неуместных вопросов.
Анализ лексико-семантических характеристик языка позволил
определить наиболее распространенные лингвистические средства реализации
языковых стратегий в ток-шоу «Пусть говорят»: это оценочная и эмоционально
окрашенная лексика в прямом и переносном значении (включая инвективную лексику,
фразовую лексику, повороты, тропы), а также суффиксы субъективной окраски,
реализующие эмоциональную оценку.
Анализ семантических и синтаксических характеристик речи докладчика
выявил, что синтаксис играет не менее важную роль, чем лексические средства,
поскольку он организует лексику и позволяет улучшить воздействие на адресата:
побудительные и вопросительные предложения; неполные предложения, создающие
иллюзию возбужденной речи; порядок слов; вступительные и вводные конструкции,
выражающие эмоциональное отношение говорящего к содержанию предложения; частицы
и междометия, усиливающие общее выражение высказывания и акцентирующие внимание
на его деталях; синтаксический параллелизм, увеличивающий выразительность;
сравнение, благодаря которому вводятся визуальные параллели и т.д.
Фрагмент текста работы:
2. Коммуникационный образ Д. Борисова как символа ток-шоу «Пусть говорят» 2.1. Виды основных речевых стратегий и реализующие их тактики В процессе коммуникации
используется такое понятие как речевые стратегии – планирование речевого
воздействия говорящим, обусловленное его психологическими интенциями и
направленное на реализацию коммуникативной задачи.
Речевая стратегия реализует
программу коммуникативного поведения, организацию позиции субъекта речи в тот
или иной момент речи, зачастую варьирование речевого поведения (в процессе
коммуникации субъект речи крайне редко придерживается одной речевой программы),
что ориентировано на конечную цель коммуникации.
Цель речевой стратегии —
вызвать у собеседника нужную реакцию. Чаще всего желаемая реакция — согласие с
аргументами и предложениями, а также побуждение к действию, наиболее
желательному в данный момент времени.
В данном параграфе
представим речевые стратегии речи ведущего «Пусть говорят» Д. Борисова.
Анализируя передачи с 2019
по 2020 годы с официального сайта Первого канала в речи ведущего были выявлены
следующие речевые стратегии:
Нейтральная коммуникативная
стратегия поведения объективируется двумя видами: пассивно-нейтральным и
активно-нейтральным.
Пассивно-нейтральная
коммуникативная стратегия характеризуется отказом от участия в коммуникации, не
проявляет намерения вмешаться, либо достичь компромисса с собеседником.
Активно-нейтральная тактика,
находит свое подтверждение в прерывании речи.
Для установления общения
между говорящими требуется особая речевая тактика (фазовое общение). Д. Борисов
использует эту тактику только в отдельных фрагментах, а не во всей программе.
Как правило, она
используются при знакомстве с героями программы, экспертами, при встрече и
прощании со зрителями.
— Добрый вечер, дорогие
телезрители….
— Разрешите вам представить
…
Именно в этих речевых
моментах, реализуют стратегии сотрудничества.
В речи так же можно
встретить нейтральные коммуникативные стратегии, которые Д. Борисов использует
для установления контакта, в процессе общения, при задавании вопросов. Благодаря
такой тактике Д. Борисов располагает к себе участников и зрителей, что делает
его еще проще.
Рассмотрим тактики, входящие
в нейтральные коммуникативные стратегии.
Тактика поддержки создает
иллюзию, что ведущий симпатизирует главному герою и находится на его стороне.
— Не волнуйся, все нормально, все твои дети
уже с тобой …
— Мы все с тобой, подожди!
Тактика согласия создает
впечатление позитивного отношения к чему-либо Д. Борисова.
— Хорошо, вы говорите …
— Что еще добавить, все
правильно …
Коммуникативная стратегия
конфронтации предполагает занимаемую позицию против коммуниканта и ориентирована на
достижение собственных целей коммуникации, не обращая внимания на интересы
другой стороны, участвующей в конфликте.
Реализуется стратегия
конфронтации посредством агрессии, давления и манипуляции.
— Говорите тогда, как часто
вы хотите видеть ребенка?
— Зачем вы вот все это
делаете? Вот объясните всем нам…
В приведенном выше фрагменте
ведущим применяется агрессия с тактикой возмущения, что находит свое
подтверждение на синтаксическом уровне: предложения простые, что выражает
волнение, душевное не спокойствие говорящего субъекта, на лексическом уровне –
использование лексем: абсолютно, постоянно (по два раза каждая лексема),
продолжает – продолжение (формы одного и того же слова), одна и та же / одно и
то же (родовые варианты формы имени числительного).