Экономика. Финансы и кредит Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Анализ экономического потенциала Волгоградской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту
количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только
увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания. В условиях
современной социально-экономической и политической ситуации в России
государственное региональное управление должно представлять собой систему мер
государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно
осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования
структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их
потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения
интересов России в целом. Основой государственного регионального управления
служит региональная политика. Суть проблемы развития региональной политики —
это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего
развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной
территории и с учетом местных условий.

Социально-экономическое
развитие регионов в Российской Федерации важный индикатор развития всего
обществ и государства в целом. Государством на федеральном и региональных
уровнях тщательным образом продумывается политика и направления социально-экономического
развития субъектов, исходя из того потенциала, которым обладает каждый субъект
в Российской Федерации. В этом ключе важным аспектом является экономический
потенциал региона, являющийся ключевым фактором развития региональной и
национальной экономики. Такой потенциал является основой для разработки
стратегии развития региона.

Экономический
потенциал региона связан со многими аспектами, в том числе с уровнем и объёмом
финансовых ресурсов региона, благодаря которым регион может развиваться, привлекать
инвестиции, разработать финансовую стратегию развития. От уровня развития
деловой активности на территории региона зависит его имидж, в том числе
инвестиционный, а значит и экономический потенциал региона формируется на фоне
обозначенных параметров.

Несмотря
на значение оценки экономического потенциала, в настоящее время в научном
сообществе ведутся дискуссионные споры, связанные с определением сущности и
критериями оценки экономического потенциала региона. Для этого используются
различные методики оценки такого потенциала, среди которых нет универсального
инструмента оценки экономического потенциала региона. Хотя большинство
исследователей в данном вопросе придерживаются мнения о том, что целесообразно
проводить оценку экономического потенциала региона на основе применения
сводного индекса развития субъекта, с помощью которого можно оценить уровень
экономического развития анализируемого региона, состояние рынка трудовых
ресурсов, уровень развития инфраструктуры региона и т.д. В этом аспекте изучение
методологию оценки экономического потенциала региона является актуальным.

Степень
разработанности темы исследования. Исследованием различных аспектов проблем
развития региона занимались Б. Волков, В. Видяпин, Ю. Демьяненко, В. Коптюг, В.
Матросов, М. Победина, Г. Поляк, В. Попков, В. Овчинников, Н. Флуд, В. Фофанов,
К. Юсупов и др. Весомый вклад в исследование направлений формирования стратегий
социально-экономического развития регионов на основе применения системы
индикативного и стратегического планирования внесли научные труды следующих
ученых: И. Ансоффа, С. Бобылева, Л. Владимировой, А. Гапоненко, А. Градова, Л.
Гуриевоп, В. Ерохина, Н. Зубаревич, Г. Кандауровой, Т. Морозовой, О. Причины,
Т. Питерса, Р. Уотермена, А. Татуева, А. Федорович, Г. Фетисова, Ф. Шарова и
др.

Цель
исследования – определить актуальные направления развития экономического
потенциала региона.

Задачи
исследования:

1. Определить
сущность и значение экономического потенциала региона;

2. Проанализировать
систему показателей оценки экономического потенциала региона;

3. Проанализировать
методики оценки экономического потенциала региона;

4. Провести анализ
и оценку экономического потенциала Волгоградской области;

5. Сформулировать
актуальные направления развития экономического потенциала Волгоградской области.

Объект
исследования экономический потенциал Волгоградской области.

Предмет
исследования — экономические отношения, возникающие между экономическими
субъектами как следствие оценки экономического потенциала региона.

Теоретико-методологической
основой исследования послужили различные источники информации: научная и
учебная литература по теме исследования, периодические издания, информационные
ресурсы сети Интернет. В качестве методов исследования были использованы
теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение,
экономико-статистические методы).

Эмпирическую
базу исследования составляют материалы Федеральной службы государственной
статистики за 2016-2024 гг., сведения официальных сайтов органов
государственного управления и пр.

Структура
исследования. Работа представлена введением, двумя главами, заключением,
списком литературы.

Во
введении работы обозначена ее актуальность, определена цель и задачи, предмет и
объект работы.

Первая
глава работы посвящена исследованию вопроса сущности и значения экономического
потенциала региона, а также исследованию системы показателей и методик оценки
экономического потенциала региона.

Во
второй главе были рассчитаны показатели развития экономического потенциала
Волгоградской области, проведена его оценка, кроме того были выделены
актуальные направления развития экономического потенциала региона.

В
заключение сделаны обобщающие выводы по теме работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Региональное
стратегическое управление в первую очередь направлено на анализ состояния развития
региона, стратегическое планирование развития региона и реализацию выбранной
стратегии в постоянно меняющихся условиях. Особенно подвержена российская
экономика различным изменениям на потребительском рынке.

Разработка
стратегии на уровне региона включает в себя несколько важнейших мероприятий:
анализ внешней и внутренней среды региона, разработка комплексной системы целей
развития региона, выбор направления развития региона, реализация
непосредственно установленной стратегии развития региона, оценка эффективности
реализации программы развития региона и непосредственный контроль за
реализацией мероприятий стратегического управления регионом.

При
реализации программы стратегического управления регионом появляется реальная
возможность исследования потенциала субъекта РФ, выявления новых форм развития
региона, выявления новых форм экономических отношений как внутри самого
региона, так и в разрезе взаимодействия его с другими субъектами государства.

В
настоящее время проблема неоднородности социально-экономического развития
регионов России является острой и актуальной проблемой, решение которой лежит в
плоскости основных стратегических целей развития государства, одной из которых
является достижение социально-экономического выравнивания субъектов РФ
посредством предоставления регионам, отстающим от среднего показателя развития
по России, дотаций, бюджетных трансфертов, бюджетных кредитов и других видов
государственной поддержки.

Регион
— это базовая единица территориальной организации общества, которая
представляет собой локализованную часть социально-экономического комплекса
страны и имеет свое пространство, ресурсы и систему управления.

Под
экономическим потенциалом региона будет пониматься совокупность ресурсов
региона и механизмы их вовлечения в деятельность региона для достижения целей
социально-экономического развития территории. Помимо этого, экономический
потенциал региона является совокупностью способностей региональной экономики к
осуществлению производственной и экономической деятельности, удовлетворению
общественных потребностей населения региона, обеспечению развития производства
и потребления на территории региона.

Составляющими
элементами структуры экономического потенциала региона в работе были обозначены
демографический (трудовой) потенциал региона, финансовая основа развития
региона. управленческие кадры управления регионом, уровень развития социальной
сферы региона и т.д.

В
настоящее время существует достаточно обширный выбор показателей, по которым
производится анализ и оценка уровня экономического развития региона.

Появляющиеся
в процессе экономического развития трудности требуют повышенного внимания к
оценке наличия и эффективности использования потенциала региональной
социально-экономической системы. Именно по этой причине проблемы
разностороннего исследования экономического потенциала региона, определения
доли его освоения, эффективности использования, а также оценка факторов,
оказывающих наибольшее воздействие на экономику анализируемой территории
становятся особенно важными.

В текущих условиях продолжающейся пандемии основными
сдерживающими факторами развития города в 2020 году явились:

1.Введение ограничительных мер, связанных с распространением
новой коронавирусной инфекции на
территории РФ, что способствовало временной остановке экономики потребительского
рынка.

2.Снижение реальных денежных доходов населения и,
как следствие, покупательской способности населения. Вместе с тем,
положительным фактором явились реализация антикризисных мер РФ, направленных на
поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без
работы, семей с детьми, сохранение минимального размера оплаты труда на уровне
величины прожиточного минимума, соблюдение регионального минимума по заработной
плате.

3.Сокращение деловой активности в секторе МСП ввиду
снижения уровня спроса на товары и услуги из-за сокращения доходов населения.
Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса, реализуемые всеми уровнями
власти, позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения
вследствие остановки деловой активности и проводимых мер по оптимизации
издержек.

4.
Высвобождение рабочей силы, снижение реальных заработных плат вследствие
остановки бизнеса и мер по оптимизации издержек. Реализация мер по активной
политике занятости и восстановлению доходов населения, а также восстановлению и
развитию сектора индивидуального предпринимательства и МСП, как существенно
пострадавшего и крайне важного для обеспечения дальнейшего экономического роста
и занятости населения предусмотрены Общенациональным планом действий и
нормативными правовыми актами, разрабатываемыми на уровне региона и
муниципалитета.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2.
Оценка экономического потенциала Волгоградской области

2.1.
Показатели развития экономического потенциала региона

Развитие
экономики обеспечивает занятость и доходы населения, приносит доход в бюджет
Волгограда, влияет на градостроительную деятельность, удовлетворяет потребности
общества в различных товарах, работах и услугах. Без успешного экономического
развития невозможно добиться повышения качества жизни населения и благоприятной
городской среды.

Стратегия социально-экономического
развития Волгоградской области до 2025 г. утверждена законом Волгоградской
области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД (далее по тексту Стратегия-2025)[1].

Основными разработчиками
Стратегии-2025 являются: Волгоградский государственный университет,
Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский
государственный аграрный университет, Институт экономики РАН, Комитет экономики
Администрации Волгоградской области. На момент разработки Стратегии-2025 в
комплексной оценке регионов РФ Волгоградская область входит в третью группу по
уровню социально-экономического развития, занимает второе место в ЮФО по уровню
ВРП на душу населения и третье – по инвестициям в основной капитал на душу
населения.

Стратегия-2025 определяет
благоприятные и неблагоприятные факторы для развития Волгоградской области по
трем основным направлениям: демография и социальная сфера, экономический
потенциал, экология и природные ресурсы.

Основная цель Стратегии 2025 года
— создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, роста
населения за счет повышения благосостояния, сокращения бедности на основе
динамичного и устойчивого экономического роста. Выделено как приоритетное.

1. Улучшение демографической
ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости
и снижение уровня смертности.

2. Повышение уровня жизни
населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение
здравоохранения, образования и социального обеспечения.

3. Обеспечение населения доступным
жильем.

4. Увеличение экономического
потенциала области, развитие промышленного производства, агропромышленного и
строительного комплексов.

5. Расширение транспортной
инфраструктуры, обеспечение энергетической безопасности региона.

6. Снижение уровня загрязнения
окружающей среды, обеспечение экологической безопасности области.

Решение этих задач возможно
благодаря наличию в регионе значительного научного, промышленного и
сельскохозяйственного потенциала, существующей системе коммерческих контактов
со странами ближнего и дальнего зарубежья, разветвленной инфраструктуре и
транспортным коммуникациям.

Согласно Стратегии-2025,
социально-экономическое развитие Волгоградской области в долгосрочной
перспективе будет происходить по одному из трех разумных сценариев[2]:

1) инерционного развития;

2) комплексного развития;

3) инновационного развития.

Сценарий инерционного развития
предполагает использование имеющегося потенциала нефтедобычи и
нефтепереработки, химического и металлургического производства без их
существенной модернизации при прежнем состоянии транспортной инфраструктуры и
низкой динамике развития машиностроения и агропромышленного комплекса.

Второй сценарий основан на
комплексном развитии транспортной инфраструктуры, производственного и
агропромышленного комплексов за счет увеличения производства строительной
техники и обеспечения высокого уровня переработки промышленной и
сельскохозяйственной продукции.

Ключевыми характеристиками
сценария инновационного развития являются: развитие новых высокотехнологичных
производств, формирование инновационной инфраструктуры, увеличение доли
инновационной продукции. Этот сценарий имеет очевидное преимущество и, как правило,
ориентирован на факторы постиндустриального развития.

Механизм реализации Стратегии 2025
предусматривает мониторинг социально-экономического развития региона, на
основании которого оценивается эффективность реализации социально-экономической
политики и, как следствие, соответствующие корректирующие и регулирующие
действия. Поэтому многофакторная оценка эффективности социально-экономической
политики региона будет проводиться на основе расчета интегрального показателя с
учетом влияния трансформационных и трансакционных факторов его реализации,
которые указывает на наличие прямо пропорциональной зависимости между этими
группами факторов.

По результатам оценки, а также на
основании выявленных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для развития
Волгоградской области авторы исследования пришли к выводу, что для перехода
региона от инерционного к инерционному В инновационном сценарии
социально-экономического развития необходимо, прежде всего, совершенствовать
сферу управления, а также формировать и развивать транзакционную подсистему,
включающую организационную, информационную и институциональную составляющие
социально-экономической политики.

В современных
социально-экономических условиях устойчивое развитие территорий в долгосрочной
перспективе во многом зависит от их способности эффективно использовать
имеющийся потенциал. Комплексное развитие экономического потенциала по всем
возможным направлениям, состав которых зависит от наличия определенных
компонентов потенциала, выступает фактором повышения конкурентоспособности
регионов.

Для оценки экономического
потенциала территорий Волгоградской области выделены его основные компоненты:

· природно-ресурсный потенциал;

· промышленно-производственный потенциал;

· кадровый потенциал;

· инфраструктурный потенциал (строительная
инфраструктура, рыночная инфраструктура, социальная инфраструктура);

· инвестиционно-финансовый потенциал;

· сельскохозяйственный потенциал.

Рассмотреть
реализацию Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года,
утвержденного постановлением Волгоградской городской Думы от 24.12.2007 №
55/1399 «Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития Волгограда
до 2025 года» (далее — как Стратегический план), оценивающий уровень
соответствия целевым индикаторам Стратегического плана на период реализации
(2012-2020 годы) и объективные изменения в экономической и социальной сферах
Волгограда в конце 2012 года.

В таблице 1
представлена ​​сравнительная характеристика динамики выбранных показателей
устойчивости развития Волгограда за период 2012-2020 гг. На основании анализа
значений выборочных показателей можно сказать, что в целом
социально-экономическое развитие Волгограда имеет среднюю степень устойчивости.

К
положительным тенденциям можно отнести улучшение демографических показателей
(естественный прирост населения, снижение смертности, в том числе
младенческой), снижение преступности (в 1,6 раза), увеличение ввода жилья
(переменная тенденция) и др. [1] Жоглина Е. В.
Методические подходы к оценке экономического потенциала региона // Пространство
экономики. 2018. №1-2. [2] Казанцев С. В.
Оценка потенциала и масштабов инновационной деятельности в субъектах Российской
Федерации // Инновации. 2017. №8 (166).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы