Часть дипломной работы Педагогика/Психология Клиническая психология

Часть дипломной работы на тему Алекситимия у обучающихся колледжа (сравнительный анализ между мальчиками и девочками)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ АЛЕКСИТИМИИ 7
1.1. Понятие «алекситимия» 8
1.2. Алекситимия норма и патология 19
1.3. Направления психологической коррекции алекситимии 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЗ ИСТОЧНИКОВ 35

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена ростом нарушений эмоционального здоровья современного человека. С одной стороны, это связано с возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, экологические катаклизмы. С другой стороны, как отмечают отечественные (C.B. Воликова, Н.Г. Гаранян, В.В. Николаева, C.B. Ма-лыхина, А.Б. Холмогорова) и западные исследователи (К. Хорни, Г. Кристал, П. Куттер, Н. Петцольд, X. Томэ, X. Кэхеле), значительная часть современных людей негативно относится к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека.
Эмоциональный мир личности в рамках современного общества зачастую находится вне его поля внимания. Недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни, ее игнорирование приводят к утрате навыков психогигиены в эмоциональной жизни, ослаблению и потере эмоционального здоровья, что в свою очередь приводит к серьезным неблагоприятным последствиям для психического и физического здоровья и для качества жизни в целом (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова и др).
На сегодняшний день, имеющиеся данные о связи соматических расстройств и нарушениях контакта человека со своей эмоциональной сферой наиболее полно аккумулировались и синтезировались в теориях алекситимии (Д. Неймиах, П. Сифнеос, Г. Кристалл, В.В. Калинин, В.М. Провоторов, B.C. Ротенберг, И.С. Коростелева, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова и др.). В общем понимании алекситимия представляет собой затрудненность осознавать и описывать свои эмоциональные переживания и определять их у других людей. Она обусловливает предрасположенность к заболеваниям с психосоматической специфичностью.
На сегодняшний день вопрос о природе этого явления до сих пор остается открытым. В данной работе мы рассматриваем алекситимию в рамках социально-психологического подхода, развиваемого Г. Кристал, Д. Тэйлор, C.B. Воликовой, Н.Г. Гаранян, C.B. Малыхиной, А.Б. Холмогоровой, согласно которому изучаемый феномен имеет психологическую, а не физиологическую основу.
Изучение алекситимии, как фактора, препятствующего осознанному контакту человека со своей эмоциональной сферой, создающего затруднения в коммуникативной сфере личности, являющегося предпосылкой в развитии целого спектра психосоматических заболеваний, становится важным и значимым в контексте исследования образовательного процесса в колледже. В отечественной психологии традиционно подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в развитии как психики (вне отрицания роли наследственности), так и всей личности в целом (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, А.В.Запорожец, П.Л. Гальперин, Н.Ф.Талызина и мн.др.).
Обучение, стимулируя развитие, в то же время опирается на него, «между процессами обучения и развития устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» (Л.С. Выготский). Процесс образования направлен на развитие личности в целом — особенно к этому стремится гуманистически-ориентированное образование (И.А. Зимняя, Б.Б. Коссов, И.Б. Котова, A.B. Непомнящий, E.H. Шиянов И.С. Якиманская). Изучение эмоционального здоровья студентов колледжа в рамках теории алекситимии позволяет напрямую увидеть связь между проблемами в области эмоциональной рефлексии и саморегуляции, во-первых, с развитием личности и, во-вторых, с физическим здоровьем и соматической сохранностью всего организма.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ АЛЕКСИТИМИИ

1.1. Понятие «алекситимия»

П. Сифнеос ввёл термин «алекситимия» для того, чтобы обозначить ведущее, согласно его мнения, психическое расстройство, которое лежит в основе многих психосоматических заболеваний, а если конкретнее, то в ограниченные способности личности воспринять собственные чувства и эмоции, и адекватно их вербализировать и передавать.
Для алекситимиков характерным является не развитая фантазия, импульсивность, бедность межличностных связей. Существует несколько черт, которые являются характерной для тех, кто страдает на алекситимию. Это: когнитивные функции, расстройство эффективных функции, особое миропредставления и нарушение самосознания. Существует много разных подходов для того, чтобы объяснить природу этого явления:
В то время, когда алекситимию описывают как социокультурный феномен, её связывают низким социальным статусом, а также высоким уровнем образования и отсутствием словесной культуры. Если рассматривать алекситимию со стороны психоанализа, то это защитный механизм, которое действует против непереносимых эффектов. Какие люди зачастую имеют жалобы соматического характера, что можно изучать как проявление соматизации аффекта [1]
Для того чтобы противостоять стрессовым ситуациям, человек подавляет неприятные переживания, которые с ним связаны и привязывает их к себе. «Эмоциональная тупость» развивается при постоянном подавлении своих чувств, а также когда эмоциональные реакции на стрессовые ситуации входят в привычку. В таком случае чувства становятся «блеклыми», при этом сам человек этого не осознает.
Другие учёные считают, что алекситимия являет собой проявление дефекта развития. Это неспецифическое расстройство в течении и переживании эмоций, то есть «досимволический стиль психики». Он является характерным для людей, которые имеют менее организованную структуру психики. Фактически такая психика относится к преневротическому уровню. Именно поэтому для алекситимиков характерно использование незрелых э механизмов психологической защиты, то есть: отрицание, отреагирование, проективная идентификация. Причинами такого дефекта развития может стать расстройство на ранних отношениях между матерью и ребенком, которые негативно влияют на формирование образа Я. Помимо этого, если у матери наблюдается преневротическая патология, то она проявляется латентным отвержением или гиперопекой в воспитании, то есть такая мать не может научить ребенка самостоятельной саморегуляции, самозащите, а также стратегии совладания с напряжением [2].
В. В. Николаева подробно изучает связь феномена алекситимии с особенностями психологической саморегуляции. Рефлексия является важным источником устойчивости, саморазвитие личности и свободы, она помогает осознать смысл в личной жизни, а также деятельности. Рефлексия — это частный механизм личности мотивационного уровня саморегуляции. Параллельно с этим дефицит рефлексии является важным признаком алекситимии. Для алекситимиков не является характерным управлениями своими побуждениями, он не может гибко их перестраивать. При онтогенетического развития по любым причинам потребность саморегуляции иногда оказывается не сформированной. Как результат и возможно реализовать актуальные потребности, что приводит к хронизации эмоций, а также стойким соматическим изменениям. Существует гипотеза, с которой предполагается, ограниченное осознание эмоций, а также когнитивной переработки аффекта, что приводит к концентрированию внимания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения, а также его усилении.
Этим можно объяснить тенденцию алекситимического типа личности и их развитии в ипохондрических и соматических расстройствах. Можно наблюдать усиление физиологических реакций на стресс, что часто может закончиться психосоматическими заболеваниями. Существует две модели, которые объясняют синдром алекситимии, также её роль в формировании психосоматических расстройств. В «модели отрицания» можно наблюдать глобальное торможение аффектов. Они не способны к осознанию эмоций, а также фантазированию. «Модель дефицита» в их отношении является более адекватной, в соответствии с ней наблюдается не торможение, а отсутствие некоторых из психических функций, которые приводят к снижению способности символизировать инстинктивные потребности и фантазировать. Сифнеос придерживается такой точки зрения. Окончательно нерешенным остается вопрос про то, является ли алекситимия таким состоянием, которое зависит от ситуации, или это устойчивая личностная характеристика. Неясной остаётся причина алекситимических черт: вызывается ли врождёнными факторами или обусловливается прижизненной задержкой в развитии из-за социальных, семейных, или культурных влияний?

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы