Юриспруденция Часть дипломной работы Юриспруденция

Часть дипломной работы на тему Актуальные проблемы контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации 8

1.1. Правовые основы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок 8

1.2. Правовой статус участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок 17

Глава 2. Реализация регулирующей функции в системе государственных и муниципальных закупок 24

2.1. Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок 24

2.2. Контроль при осуществлении государственных и муниципальных закупок 31

2.3. Ответственность за нарушения норм права, регулирующих порядок осуществления государственных и муниципальных закупок 36

Глава 3. Практика и вопросы совершенствования механизма организации государственных и муниципальных закупок 43

3.1. Аналитический обзор административной практики в сфере государственных и муниципальных закупок 43

3.2. Противодействие коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

  

Введение:

 

Государственные закупки выступают одним из ключевых процессов, обеспечивающих потребности государства и отражающих систему взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов на рынке поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Одним из наиболее важных и приоритетных направлений в совершенствовании элементов бюджетной системы является совершенствование механизма проведения процедур государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг на государственные и муниципальные нужды, что невозможно без надлежащей законодательной регламентации. Данное направление является направлением стратегического характера для обеспечения безопасности всего государства, как внешней, так и внутренней.

Крайне важным вопросом в закупочной деятельности является соблюдение законодательства в контрактной системе и обеспечение эффективности закупок. В свою очередь, соблюдение законности способствует реализации государственной политики в области закупочной деятельности, а эффективность способствует получению более высокого результата в части защиты охраняемых государством интересов. Для достижения данных целей применяются и используются созданные средства и правовые способы. Все эти инструменты и механизмы закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . В свою очередь, важно обеспечить контроль и наиболее строго проследить за каждым шагом закупочной деятельности, что и сделал законодатель, урегулировав действия закупщика от появления идеи закупки, до ее исполнения, приемки товара (работы или услуги). В Законе № 44-ФЗ предусмотрены обязанности заказчика обосновать необходимость закупаемого товара (работы или услуги), а также цели использования товара, составление планов закупок и т.д. Все это необходимо для предотвращения злоупотребления в действиях заказчика, проконтролировать расходование выделенных средств, на заявленные заказчиком цели, ликвидировать возможность необоснованной закупки.

Несмотря на достигнутые положительные результаты за период действия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует отметить наличие организационных и правовых пробелов в регулировании контрактной системы.

Среди основных рисков эксперты отмечают затягивание процессов закупок, сложности для заказчиков в понимании механизмов регулирования (в частности, в силу большого объема правового регулирования подзаконными актами), несоразмерность информационного и кадрового обеспечения. Кроме того, можно выделить следующие проблем, требующие своего решения:

 во-первых, сложным является вопрос относительно баланса между государственным контролем и вмешательством;

 во-вторых, широкие границы в отношении государственных и муниципальных закупок имеет коррупция;

 в-третьих, не является совершенным и сам процесс осуществления закупок. Так, на подготовительном этапе актуальным являются вопросы отсутствия оценки потребности и неэффективного планирования бюджета закупок, объективные критерии выбора победителя, неправильный расчет сроков торговли. Непосредственно в процессе осуществления торгов обнаруживается несогласованность доступа к закупочной информации, отсутствует доступ к информации о выборе победителя, отсутствует конкуренция. На заключительном этапе обнаруживается недостаточный контроль за исполнением заключенного контракта, непрозрачность выбора, отсутствует проверка и контроль над системой оплаты.

Данные проблемы и обусловили выбор и актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы — провести комплексный научно-теоретический анализ правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1) рассмотреть правовые основы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок;

2) проанализировать правовой статус участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок;

3) исследовать планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок как одну из регулирующих функций системы закупок;

4) выявить особенности контроля при осуществлении государственных и муниципальных закупок;

5) рассмотреть ответственность за нарушения норм права, регулирующих порядок осуществления государственных и муниципальных закупок;

6) провести аналитический обзор административной практики в сфере государственных и муниципальных закупок;

7) наметить основные пути совершенствования правового и административного механизма организации государственных и муниципальных закупок.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие, возникающие в процессе развития контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются законодательство, регулирующее контрактную систему в сфере закупок для государственных нужд, а также судебная и иная правоприменительная практика по рассматриваемым отношениям.

Нормативная основа выпускной квалификационной работы. Конституция РФ , ГК РФ , и другие нормативные правовые акты.

Методологическая основа выпускной квалификационной работы. При исследовании контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения полученных результатов как в учебной деятельности при изучении курса «Юриспруденция», так и в практике при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

1. На сегодняшний день устранены далеко не все пробелы закупочного законодательства, его постоянное усложнение приводит к совершению нечестных закупок и порождению коррупции. Таким образом, ещё неоднократно будут происходить изменения в системе государственных и муниципальных закупок, но главная задача создать единый механизм законодательного регулирования, который будут использовать в правоприменительной практике при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

2. По нашему мнению, единые, универсальные требования к субъектам в сфере закупок были разработаны и закреплены для того, чтобы исключить возможность искусственно ограничить конкуренцию и для создания равных возможностей для всех потенциальных субъектов и участников системы государственных и муниципальных закупок.

3. Сегодня становится очевидным, что дальнейшее совершенствование исполнительного механизма законодательства в сфере закупок напрямую зависит от своевременного и качественного внедрения и применения всеми участниками отношений современных информационных и специализированных систем (электронных программных продуктов), позволяющих в максимальной степени автоматизировать все процессы и исключить ошибки и нарушения, связанные с «человеческим фактором», реализовать операции в требуемые сроки, сделать операции прозрачными и подконтрольными надзорным органам. Бурно развивающиеся технологии «искусственного интеллекта» могут стать ключом к решению рассмотренных проблем.

4. Риск-ориентированный подход является системой предупреждения рисков нарушения законодательства, который обеспечивает двойной контроль — внутренний и внешний. Для роста данного показателя необходимо: принять меры по стимулированию развития риск-ориентированного подхода на основе разъяснений с примерами, содержащих обоснование основных требований на основе обзора лучших практик внедрения, формирование репутационного рейтинга объектов контроля, отражающего факт внедрения риск-ориентированного подхода.

5. Необходимо признать, что в нынешнее время в Российской Федерации создали единую, эффективную системы по противодействию коррупции в сфере государственных закупок, которая помогает минимизировать факторы, которое порождает коррупция. Коррупция в данной сфере сильно влияет на все сферы жизни общества, поэтому борьба с ней является важнейшей задачей всех субъектов права, а в особенности государства.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Законодательство в сфере государственных закупок имеет достаточно большую историю своего становления и развития, первые законы начали появляться еще в царские времена, так как появилась необходимость поиска подрядчиков для выполнения заказов. Законодательство в данной сфере претерпело большое количество изменений, прежде чем получить тот вид, который мы имеем на сегодняшний день, однако, поскольку сфера государственных закупок должна постоянно совершенствоваться вместе с развитием общества и появлением новых технологий, полагаю, что изменения в данной области должны осуществляться регулярно, с целью устранения существующих пробелов, а также упрощения действующей системы.

На сегодняшний день устранены далеко не все пробелы закупочного законодательства, его постоянное усложнение приводит к совершению нечестных закупок и порождению коррупции. Таким образом, ещё неоднократно будут происходить изменения в системе государственных и муниципальных закупок, но главная задача создать единый механизм законодательного регулирования, который будут использовать в правоприменительной практике при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

2. По нашему мнению, единые, универсальные требования к субъектам в сфере закупок были разработаны и закреплены для того, чтобы исключить возможность искусственно ограничить конкуренцию и для создания равных возможностей для всех потенциальных субъектов и участников системы государственных и муниципальных закупок. При верно выстроенной системе законодательного регулирования функционирования государственных и муниципальных закупок, они могут стать действенным инструментом реализации экономической политики государства, создания прозрачной системы расходования средств государственного бюджета и стимулирования развития экономики России в целом.

3. Планирование закупок является первым этапом в осуществлении закупок. Планирование должно обеспечиваться формированием, утверждением и ведением планов закупок и планов-графиков закупок.

Мониторинг закупок — это наблюдение, производимое на постоянной основе, за закупками государственных и муниципальных заказчиков с использованием информации, содержащейся в ЕНС.

В настоящее время реализуется реформа контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в Российской Федерации. В основе реформы лежит идея эффективной защиты охраняемых законом ценностей посредством оптимизации государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Аудит в сфере закупок является формой внешнего государственного финансового контроля. Для него характерны общие проблемы этой системы, повлекшие необходимость ее реформирования: недостаточная конкретизация сущности, цели контроля, полномочий контролирующих субъектов, дублирование функций разных ветвей контроля, нечеткость и множественность нормативных требований, и ряд других. В этой связи возникает вопрос о возможности применения в аудите в сфере закупок подхода к организации контроля, который является целевым в проводимой реформе контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.

4. Система контроля в сфере государственных закупок должна опираться на согласованную нормативную базу, быть функционально независимой от руководства подлежащего проверке объекта, основываться на единых правилах и инструкциях по его реализации и способствовать сокращению потерь государственных материальных и денежных средств. Для этого необходимым представляется принятие мер, направленных на повышение надёжности и качества внутреннего контроля, организация координации развития и методологического обеспечения его системы и обеспечение доступности результатов контроля органам государственного финансового контроля, исполнительной власти и местным администрациям. Благодаря внедрению комплекса мер по совершенствованию государственной системы контроля возможно достигнуть стабилизации ситуации в стране, целесообразного и эффективного использования государственных финансовых ресурсов и повышения уровня экономической безопасности участников контрактной системы в сфере государственных закупок.

5. Сегодня становится очевидным, что дальнейшее совершенствование исполнительного механизма законодательства в сфере закупок напрямую зависит от своевременного и качественного внедрения и применения всеми участниками отношений современных информационных и специализированных систем (электронных программных продуктов), позволяющих в максимальной степени автоматизировать все процессы и исключить ошибки и нарушения, связанные с «человеческим фактором», реализовать операции в требуемые сроки, сделать операции прозрачными и подконтрольными надзорным органам. Бурно развивающиеся технологии «искусственного интеллекта» могут стать ключом к решению рассмотренных проблем.

6. Риск-ориентированный подход является системой предупреждения рисков нарушения законодательства, который обеспечивает двойной контроль — внутренний и внешний. Для роста данного показателя необходимо: принять меры по стимулированию развития риск-ориентированного подхода на основе разъяснений с примерами, содержащих обоснование основных требований на основе обзора лучших практик внедрения, формирование репутационного рейтинга объектов контроля, отражающего факт внедрения риск-ориентированного подхода.

Целесообразно осуществлять популяризацию внедрения данного подхода для снижения недобросовестной конкуренции, предупреждения незаконных действий и смягчения нагрузки на Счетную палату РФ. Проведенный анализ и выявленные тенденции позволяют сделать вывод о том, что Счетная палата РФ осуществляет проверки, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок, стремится повысить свою результативность и эффективность. Основной тенденцией аудиторской деятельности Счетной палаты РФ является рискориентированный подход, который направлен на снижение риска незаконных действий (бездействий) в сфере закупок, на предоставление возможности объектам контроля внедрять механизмы саморегулирования, исключая чрезмерное регулирование вышестоящего органа, и, как следствие, на снижение уровня правонарушений.

7. Необходимо признать, что в нынешнее время в Российской Федерации создали единую, эффективную системы по противодействию коррупции в сфере государственных закупок, которая помогает минимизировать факторы, которое порождает коррупция. Коррупция в данной сфере сильно влияет на все сферы жизни общества, поэтому борьба с ней является важнейшей задачей всех субъектов права, а в особенности государства. Для борьбы с ней наиболее эффективным способом является метод гласности и прозрачности всех закупочных процедур, который может быть реализован с помощью общественного контроля. Данный метод позволит проводить финансовый контроль средств, выделяемых государством, при проведении закупок, кроме того, осуществлять контроль за потоком денежных масс чиновником, которые осуществляют деятельность в данной сфере для своевременного выявление коррупционных действий.

Таким образом, вопросы повышения эффективности и результативности государственных и муниципальных закупок на современном этапе развития государственных финансов имеют первостепенное значение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации

1.1. Правовые основы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок

Государственные (муниципальные) закупки — важнейший инструмент государственного и муниципального управления, что обуславливает повышенное внимание к вопросам их нормативного правового регулирования.

Первое задокументированное упоминание о конкурсной закупке для нужд государства в России относится к середине 17 в., временам правления царя Алексея Михайловича. Речь шла о государственном подряде на доставку продуктов в Смоленск.

В дальнейшем система государственного подряда в России, как, впрочем, и в других странах Европы развивалась путем последовательной эволюции. Возникновение системы государственного заказа было связано, в первую очередь, с необходимостью снижения расходов казенных средств и воспрепятствования их хищению .

В полном соответствии с законами эволюции, система государственного подряда участвовала в естественном отборе наряду с прочими и оказалась наиболее эффективной в части соответствия этим двум требованиям. Впервые общий регламент публичных торгов, не относящийся к конкретному случаю, был принят при Петре I, тогда же была сформирована и первая система учета полученных в конкурсном порядке подрядов.

Основным законодательным актом, регулирующим систему государственного подряда при Петре I, был «Регламент Адмиралтейства и верфи». Он определял критерии эффективности («нижайшая цена»), процедуру проверки статуса заказчика и сроки проведения конкурса. Также были введены элементы прозрачности в проведении торгов – обязательная фиксация всех участников, публичное оповещение о результатах торгов и проч. «Регламент…» Петра многократно дополнялся, пока в 1758 г., при Елизавете Петровне, не был издан очередной крупный документ, регламентирующий торги — «Регул провиантского правления», положения которого, претерпевая некоторые изменения и дополнения, действовали до 1832 г., когда было принято «Положение о казённых подрядах и поставках».

Последний документ действовал вплоть до революции 1917 года, и в последней, 1900 г., редакции содержал более 250 статей, касающихся сферы действия документа, возможного круга подрядчиков и заказчиков, действующих от имени казны, порядка организации торгов, условий договора, сроков и способов его исполнения и т.д.

Последующее внедрение плановой системы хозяйствования, основанной на принципе централизованного распределения ресурсов, на принципиальном уровне как будто исключило из экономической жизни страны саму необходимость государственного подряда. Однако экономические реалии, не в полной мере изменившиеся вслед за социальными, требовали правового регулирования государственного подряда хотя бы в сфере заключения договоров с иностранными контрагентами.

Введение же в 1921 г. новой экономической политики (НЭП) вполне естественным образом потребовало вернуть понятие государственного подряда в экономический и правовой оборот. «Положение о государственных подрядах и поставках» было принято Советским правительством 30 сентября 1921 г., а в 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, содержавший, в т.ч., ст. 235 «Подряд» .

После «угара» и свертывания НЭП государственный подряд на конкурсной основе стал редкостью в экономической и правовой жизни страны.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы