Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Агрессивное поведение осужденных мужского пола: диагностика и коррекция

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА 7
1.1. Анализ психологических подходов к изучению агрессивного поведения осужденных мужского пола 7
1.2. Психологические особенности агрессивного поведения осужденных мужского пола 15
1.3. Организация и методика экспериментального исследования 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ У ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА 31
2.1. Исследование агрессивного поведения осужденных мужского пола 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

  

Введение:

 

Нестабильность политической и социально-экономической обстановки в обществе оказывает негативное влияние на формирование нравственности и правовых представлений, агрессия воздействует на все стороны общественной жизни. В связи с увеличением роста преступности происходит и рост численности осужденных, у которых при отбывании наказания на фоне физического и нервного истощения накапливаются негативные эмоциональные переживания, перерастающие в тревожность, депрессию, уход в себя, раздражительность, озлобленность. Адаптация осужденных к криминальной субкультуре провоцирует агрессивные проявления, служащей в качестве адаптивной реакции на угрозы выживания. Систематический надзор и неспособность осужденных к саморегуляции обеспечивают переход их на эмоционально-импульсивный уровень регуляции, результатом чего является агрессивное поведение. В качестве наиболее распространенной и деструктивной формы агрессивного поведения у осужденных проявляется физическая агрессия, обусловленная как фрустрирующими ситуациями, так и индивидуально-психологическими личностными особенностями осужденных.
Анализ пенитенциарной практики и психологических исследований, направленных на изучение специфики агрессивного поведения осужденных мужского пола, свидетельствует об их ограниченности. Вместе с тем системой ФСИН сформирован заказ на научное обоснование классификации осужденных, имеющих склонность к агрессивному поведению. Среди пенитенциарных психологов, занимающихся изучением закономерностей воздействия условий отбывания наказания на проявление осужденными определенных видов агрессивного поведения, можно назвать таких, как К. Бартол [7], Р. Блэкбори [10], Е. Мегарджи, Х. Точ, И.П. Башкатов [8], Е.Н. Казакова [24], Т.В. Калашникова, В.Ф. Пирожков [38], Д.В. Сочивко [39], А.И. Ушатиков [54] и др. Исследование психологических закономерностей агрессивных тенденций у осужденных позволяет выявить роль различных факторов, обусловливающих агрессивное поведение при отбытии наказания осужденными.
Большинство зарубежных исследователей рассматривают специфику и детерминанты агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон и т.д. [13]). В то же время изучением особенностей агрессивного поведения в среде осужденных, выявлением его причин, генезиса и последствий посвящены работы В. Франкла, Б. Беттельхайма, Ф. Зимбардо [56] и др. Проблемами криминальной агрессии в отечественной науке занимались такие ученые, как Ю.М. Антонян [4, 5], И.П. Башкатов [8], Я.И. Гилинский [15], А.Ф. Зелинский [22], А.Р. Ратинов, А.А. Реан [42], Л.М. Семенюк и др. Кроме того, психологические механизмы и детерминанты агрессивного поведения осужденных освещаются в работах Э.П. Булатчика [12], М.И. Еникеева [19], С.Н. Ениколопова [20, 21], А.Ф. Зелинского [22], И.А. Кудрявцева [26], О.Ю. Михайловой [31], и др. Ряд диссертационных исследований также посвящен изучению особенностей агрессивного поведения осужденных, и среди них работы Е.Н. Казаковой [24, 41], Э.П. Булатчик [12], О.П. Гнидина [16], Р.Р. Искамндарова [23], Е.Ф. Штефан [64].
В настоящее время обоснованы концептуальные модели и психокоррекционные технологии и тренинги с разными категориями осужденных (В.М. Поздняков, В.Б. Шевелев, А.И. Ушатиков, О.И. Шеламов, С.Д. Хачатурян и др.) [41, 54, 55] . Наибольшее распространение получили методики психокоррекции агрессивных проявлений у осужденных посредством применения педагогического аутотренинга (А.С. Новоселова), тренинга ассертивного поведения (Е.Н. Казакова) [41]. Вместе с тем отмечается недостаточная изученность специфики и закономерностей агрессивного поведения у осужденных мужского пола, что обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: агрессивное поведение осужденных мужского пола.
Предмет исследования: диагностики и коррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола.
Цель исследования: изучение психологических особенностей агрессивного поведения осужденных мужского пола, а также экспериментальная апробация психодиагностического инструментария и модели психокоррекции агрессивного поведения осужденных.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что экспериментальная апробация технологии психокоррекции будет способствовать снижению агрессивных проявлений у осужденных мужского пола.
В качестве задач исследования определены следующие:
1. Описать отечественные и зарубежные теоретические подходы к изучению агрессивного поведения осужденных мужского пола.
2. Охарактеризовать психологические особенности агрессивного поведения осужденных мужского пола.
3. Определить психодиагностический инструментарий и разработать комплексную программу психокоррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола.
4. На основании полученных результатов оценить эффективность программы психокоррекции и разработать рекомендации сотрудникам психологических служб ФСИН по организации психокоррекционной работы с заключенными.
Теоретическая и практическая значимость исследования основана на обосновании сущности и психологических особенностей агрессивного поведения осужденных мужского пола; разработана и апробирована на практике программа психокоррекции. Разработанные рекомендации относительно организации психокоррекционной работы с осужденными мужского пола, направленной на снижение у них агрессивных тенденций, могут быть использованы как в учебном процессе при подготовке пенитенциарных кадров, так и в работе психологов служб ФСИН.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА

1.1. Анализ психологических подходов к изучению агрессивного поведения осужденных мужского пола

Проблема агрессивности становится предметом научного анализа, потому что для уточнения и понимания ее природы необходимо уточнение значения и смысла данного понятия. Агрессия – (от латинского «нападение, приступ») — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии. Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению [50, с. 8-9].
Анализ научной литературы по проблеме выявления природы агрессии позволяет выделить следующие направления. Первое направление основано на изучении биологических основ агрессивного поведения и связано с выявлением биохимических и гормональных механизмов, воздействующих на его развитие (М.И. Буянов, А.Е. Личко) [29]. Второе направление агрессивные проявления рассматривает с позиций устойчивой готовности индивида осуществлять деструктивные действия, обусловленные вытесненные малоосознаваемые переживания (З. Фрейд) [57].
Представители третьего подхода — бихевиорального — в качестве итога социального научения рассматривают контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение (А. Бандура) [6].
Четвертое направление агрессию определяет как реакцию на фрустрацию — интенсивность негативных эмоциональных состояний ведет к утрате эмоционального контроля и снижению порога агрессивных поведенческих реакций — «фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии» (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский) [53].
З. Фрейд [57], как представитель психоаналитической концепции речевой агрессии, теории влечений, проявление агрессии определяет в качестве врожденного инстинкта, обусловленного инстинктами самосохранения. С точки зрения З. Фрейда, агрессия является реакцией на блокирование или разрушение либидных импульсов. Лоренц описывает, что «агрессивность обусловлена процессом внутривидового отбора», что служит доказательством того, что агрессивность является врожденной [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы