Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Адаптация детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….
2.1 Диагностика адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации…………………………….
2.2 Реализация комплекса мероприятий по сопровождению адаптации детей младшего дошкольного возраста………………………………….
2.3 Оценка эффективности комплекса мероприятий по сопровождению адаптации детей младшего дошкольного возраста….
Выводы по главе 2…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской.
Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Закладываемое в это время эмоциональной отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, возрастные особенности ребенка
Адаптация — это привыкание, приспособление организма к внешним меняющимся условиям, то есть к новой среде. Такие изменения не проходят без следа для психики, для взрослого человека, что там уже и говорят о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для маленьких детей дошкольная образовательная организация — совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.
Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любопытства ко всему окружающему, возникновение привязанности к воспитателю, желание играть со сверстниками, что указывает на эмоциональное благополучие ребенка.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень умственного и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, формирование навыков самообслуживания, уровень развития коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками, личные особенности ребенка, а также уровень тревожности и личных качеств родителей. Детям с отклонениями в этих областях труднее адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Они могут выработать эмоциональную и стрессовую реакцию, ведущую к нарушению здоровья.
Период адаптации к изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении в дошкольную образовательную организацию, является сложным, своеобразным критическим периодом в жизни ребенка, который определяется психологическим и биологическим стрессом. Наиболее актуальной проблемой является адаптация у маленьких детей, которые часто болеют, которые перенесли перинатальную гипоксию, которые характеризуются несовершенством, незрелостью механизмов адаптации и иммунной системой. Адаптация у таких детей часто возникает как «адаптивное заболевание» с выраженными поведенческими, соматовегетативными расстройствами и снижением резистентности, что вызывает значительное повышение восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям.
Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением его окружения, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамический стереотип) ребенка, приводит к необходимости установления социальных связей и адаптации к новым условиям жизни.
Для предотвращения дезадаптации в дошкольных образовательных организациях создают адаптационные группы, задачей которых является реализация индивидуального подхода к образованию в отношении детей, как готовых, так и не готовых к поступлению в ДОО, с тем чтобы избежать дальнейших серьезных психологических проблем у ребенка и школьной дезадаптации.
Основными принципами работы по адаптации детей являются:
1. Постепенное заполнение групп (2-3 ребенка в неделю).
2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность остаться с матерью).
3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
4. Сохранение привычек ребенка в первые 2-3 недели.
5. Ежедневный мониторинг состояния здоровья, эмоционального состояния, аппетита, сна ребенка в первый месяц (для этого на каждого ребенка заполняется так называемый «лист адаптации»).
В заключение следует подчеркнуть, что тип личности ребенка в основном обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношений, общения с ребенком, организацией его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, в котором ребенок принимает участие.
В дошкольном возрасте на фоне благоприятной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении могут возникать условия, при которых воздействие окружающей среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку оно ущемляет его. Аналогичная ситуация, когда возникает противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка (сформированными в семье) и сверстников.
Современная педагогическая наука предлагает множество методов и приемов для успешной адаптации маленьких детей к условиям дошкольной образовательной организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Диагностика адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации
Выполняя экспериментальную часть работы, мы ставили перед собой следующие задачи:
• проверить состояние рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
• разработать комплекс мероприятий — на занятиях и в повседневной жизни — по успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения;
• провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Для решения этих задач был проведен трехступенчатый педагогический эксперимент:
1. Констатирующий;
2. Формирующий;
3. Контрольный.
В экспериментальной работе, участвовали дети ДОУ «Василек» г. Заинск в количестве 40 человек двух первых младших групп.
В ходе эксперимента нами были, использованы следующие методы исследования:
1. Наблюдение за детьми в разных ситуациях.
2. Беседа с воспитателями и родителями.
3.Анкетирование родителей.
4. Анализ документации ДОУ.
5. Анализ предметно – развивающей среды.
Цель первого этапа экспериментальной работы: выявить степень адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Для этого было проведено: изучение системы в планировании работы по адаптации детей к дошкольному учреждению (перспективного и календарного плана воспитателя); анализ предметно-развивающей среды: наличие игрушек, альбома с фотографиями всей группы и их родителей; беседа с воспитателями, методистом, с целью выявления уровня работы с детьми в данном направлении, анкетирование родителей.
Из беседы со старшим воспитателем, а также воспитателями групп было выявлено, что в детском саду проводятся консультации для педагогов ( «Игры в адаптационный период», ««Одомашнивание» группы в период адаптации»), открытые занятия, консультации для родителей («Какова причина детских страхов», «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача)»). Работа с родителями ведется в этом направлении и в группах: имеются консультации для родителей, оформляются стен газеты.
Кроме этого было проведено диагностическое исследование по методике А. Остроуховой (см. Приложение 1) детей как экспериментальной, так и контрольной групп.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено исследование по выявлению степени социальной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Оценивались следующие критерии: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон аппетит.
Контрольные задания для определения степени социальной адаптации ребенка к дошкольному учреждению занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Методика диагностики уровня степени социальной адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Каждый из факторов оценивался от +3 до -3
По результатам обследования все дети были распределены на 4 уровня адаптации: высокий, средний, сложный, дезадаптации.
Уровни адаптации определяются следующим образом.
Легкий уровень – +12 — +8 баллов.
Средний уровень – +7 — 0 баллов.
Сложный уровень – -1 – -7 баллов.
Дезадаптация — -8 — -12 баллов.
По результатам диагностики была сделана сводная таблица (см. таблица 2 и 3).
Таблица 2
Результаты исследования уровня готовности ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию в экспериментальной группе
на констатирующем этапе исследования

Таблица 3
Результаты исследования уровня готовности ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию в экспериментальной группе
на констатирующем этапе исследования

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы