Часть дипломной работы на тему 1й пункт: Обзор темы смысла жизни в психологической литературе.2й пункт: психоаналитический взгляд на тему поиска смысла жизни и деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1.1 Обзор темы
смысла жизни в психологической литературе В
течение продолжительного периода времени проблема поисков смысла жизни была
объектом исследования в философских и религиозных школах. Статус объекта
исследования в психологической науке феномен смысла жизни получил относительно
недавно, что можно объяснить личностно-индивидуализированной и сугубо интимной
природой данной дефиниции.
Рассмотрение
вопросов «смысла жизни» встречается в психологии еще со времен психоанализа З.
Фрейда [21]. Однако в его исследованиях интерпретация смысла жизни еще не имеет
научной направленности. Он выдвигал гипотезу о том, что каждая личность
ориентирована на поиск счастья и смысла. В свою очередь, поиск счастья также
обладает двумя аспектами: стремление к удовольствию и желание избежать
неудовольствия. Также З. Фрейд указывал на то, что смысл человеческой жизни
должен обладать определенной, константной опорой, соответственно данная
проблема непосредственным образом соотносится с вопросами сознания.
Согласно
концепции К.Хорни, основные причины тревоги и беспокойства личности – это
неадекватные человеческие взаимодействия. При этом в большинстве случаев на
поиске смысла жизни сосредоточены невротики.
Максимально
подробно интерпретация смысла жизни представлена в трудах Альфреда Адлера [2]. Основатель
концепции индивидуальной психологии сам говорит о том, что центральным
конструктом в его концепции выступает учение о смысле человеческих действий и
экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и
самим себе, хотя предмет изучения индивидуальной психологии шире и не сводится
полностью к изучению этих смыслов.
Смысл
жизни А.Адлер соотносит с разрешением трех глобальных вопросов: труд, дружба и
любовь.
Смысл
жизни, согласно представлениям А. Адлера, заключается в том, каким образом
субъект решает указанные три вопроса. Так как каждый человек решает данные
вопросы для себя по-своему, соответственно, смысл жизни для каждой личности
уникален. Тем не менее А. Адлер также говорит и о критерии истинности смысла
жизни, который является единым для всех уникальных смыслов каждого отдельного
субъекта. Истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими
людьми.
Другое
представление о вопросах смысла жизни характерно для создателя аналитической
психологии К.Г.Юнга [24]. С его точки зрения, поиск смысла жизни —
естественная, специфически человеческая потребность и задача, которую должен
решить каждый субъект. Смысл жизни соотносится с формулировкой духовных или
культурных целей, тенденция достичь которые представляет собой обязательный
фактор для сохранения душевного здоровья. Причем в отличие от А.Адлера, который
утверждал, что смысл жизни имеется у каждого субъекта, даже если он сам этого
не осознает, то К.Г. Юнг говорил о существовании особой потребности в поиске и
реализации смысла жизни.
Одновременно,
К.Г. Юнг указывает на то, что смысл жизни личности формируется в процессе индивидуализации
становления самости) и соотносится с коллективным бессознательным и
божественным началом, по причине чего он не только индивидуален, но и
«надындивидуален». Говоря иначе, поиск и осуществление смысла жизни
представляет собой принятие субъектом его родовой сущности.
Рассматривая утрату
смысла как психологическую проблему, К.Г.Юнг связывал ее с ориентацией человека
на навязанные извне социальные роли, либо на выдуманный, внушенный