Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Женские страхи в отношениях с мужчинами и их влияние на ощущение счастья/счастливости.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования женских страхов в отношениях с мужчинами и их влияния на ощущения счастья / счастливости 6
1.1. Особенности феномена страха 6
1.2. Специфика ощущения счастья 10
Глава 2. Анализ женских страхов в отношениях с мужчинами и их влияния на ощущения счастья / счастливости 16
2.1. Описание проведения исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 17
Заключение 27
Список источников и литературы 29
Приложение 1 32
Приложение 2 36
Введение:
Мы живем в мире, где и социальная, и политическая и экономическая ситуация в стране обладают все нарастающими вариативностью и динамичностью.
При этом обрушивающийся на нас поток информации несет все больше негативной и тревожной информации с вкраплениями о благополучной жизни избранных персон.
На все это накладывается личный опыт взаимоотношения с социумом в целом и с противоположным полом в частности, что напрямую влияет на ощущение человеком счастья / счастливости [11].
Концепт «счастье» органично связан с идеей позитивности человека. Эта идея произрастает из гуманистической психологии, представленной в работах, авторами которых в частности являются Маслоу, Роджерс, Франкл.
В дальнейшем это направление психологической мысли можно проследить в экзистенциальной психологии в работах таких авторов, как Бьюдженталь, Лэнгле, Мэй.
В идеях этих направлений представлена концепция, согласно которой у человека постоянно есть потребность в саморазвитии и самоактуализации [9]. И от того, насколько реализована эта потребность у человека, у него возникает ощущение своей психологической целостности и удовлетворенности жизнью, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Рассмотрение структуры ощущения счастья / счастливости с учетом социально – психологических характеристик личности, позволит понять, как человек может прийти к психическому состоянию ощущения собственного потенциала самореализации.
Здесь мы имеем дело с такой переменной как возраст человека. Показано, что наибольший потенциал такого состояния приходится на молодость.
Как показано в работах таких ученых, как Левин, Марсиа, Шпрангер, Эриксон, Выготский, Гинзбург, Поливанова, Эльконин и др., этот максимальный потенциал в значительной степени детерминирован тем, что в это время происходит не только значительное изменение человека к окружающему миру, но и не менее значительное изменение отношения человека к самому себе.
В этот период для личности важной задачей становится формирование положительных отношений с окружающими (Болотова, Волков, Кон, Мухина, Хухлаева), эго – идентичности (Эриксон), способности к эмпатии, нравственному отношению к другим и к себе, к принятию социальных ролей (Мухина).
В работах по определению влияния гендерного фактора на счастье / счастливости рассматривались гендерные различия в зависимости от положения в семье, от престижности работы и некоторых других.
С этим связана новизна работы по исследованию женских страхов в отношениях с мужчинами и их влияния на ощущения счастья / счастливости.
Объектом исследования в рамках настоящей работы выступают женские страхи.
Предметом исследования является влияние женских страхов в отношениях с мужчинами на ощущение счастья / счастливости.
Целью работы является исследование влияния женских страхов в отношениях с мужчинами на ощущение счастья / счастливости.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследование влияния женских страхов в отношениях с мужчинами на ощущение счастья / счастливости.
2. Проанализировать женские страхи в отношениях с мужчинами и их влияние на ощущение счастья / счастливости.
Теоретической и методологической базой исследования являются теории о сущности и характеристиках позитивного функционирования человека:
− гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс),
− психоаналитическая психология (КГ. Юнг, Э. Эриксон),
− позитивная психология (Е. Diener, М. Seligman),
− экзистенциальная психология (В. Франкл, А. Лэнгле),
− теория самодетерминации (E.L. Deci, R.M. Rain),
− теория психологического благополучия К. Рифф,
− субъектно-деятельностный подход (C.JI. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, Л.И. Анциферова),
− исследования потенциала человека (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко),
− концепции возрастного развития (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Д. Левинсон, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
При написании работы использованы методы синтеза, анализа, сравнения, абстрагирования, дедукции, индукции, опроса, моделирования.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список источников и литературы и два приложения.
Заключение:
В российском обществе в настоящее время наблюдается повышение глубинной психоэмоциональной тревожности молодого поколения, и это связано с проявлениями личностной деформации при организации взаимоотношений между людьми.
Современные коммуникации приводят к тому, что молодые люди живут в условиях значительной эмоциональной и социальной депривации.
При этом в настоящее время можно наблюдать значительное смещение от смыслового и эмоционального характера взаимодействия в сторону формального характера. Это происходит и в семьях, где уходят теплые отношения, и в социальных институтах, где снижается их воспитательное значение.
Межличностная ориентация человека в значительной степени определена тем, насколько положительным или отрицательным был в молодом возрасте его опыт формирования межличностных отношений.
В молодости в большой степени у человека ощущается необходимость в установлении таких отношений, в которых появится ощущение, что он нравится, что он любим.
Если такая потребность удовлетворена, то это будет способствовать появлению счастья, а при неудовлетворении этой потребности появляется риск психологического неблагополучия.
Существуют некие правила проявления эмоций или замещение эмоции на более нейтральную с точки зрения общества. Например, считается, что мужчина, проявляющий свой страх публично является трусом, а женщине не рекомендуется проявлять агрессивность. Более того, контролировать или подменять страх, имеющий социальную природу становится возможно в силу того, что этот страх менее интенсивный по сравнению со страхом биологическим.
Женские страхи в отношениях с мужским полом напрямую влияют на стабильность функционирования института семью. Изучение семьи как социального института позволяет обществу лучше понять взаимосвязь трансформации потребностей общества с развитием брачно-семейных отношений, выявить, что дезорганизует общество, определить типы семейного поведения, социальный механизм формирования и изменения семейных норм, ценностей в различных культурных, политических , экономических, идеологических условиях, а также соотношение этих норм, образцов поведения с реальным исполнением ролей в брачно-семейных отношениях, ответить на многие другие социальное важных вопросов, которые требуют определенного общественного регулирования. В общем, парадигма социального института ориентирована в основном на внешние связи семьи, а ее внутренние связи исследуются через призму понятий, характеризующих малую социальную группу.
В результате проведенного исследования сделан вывод, что женские страхи в отношениях с мужчинами связаны с эмоциональной неудовлетворенностью мужчин, с потерей мужчин вследствие их высокой внешней социальной активности, с собственной внешностью. Эти страхи непосредственно влияют на ощущение женщинами счастья / счастливости, поскольку, как комплексы, блокируют удовлетворенность и психологическое благополучие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования женских страхов в отношениях с мужчинами и их влияния на ощущения счастья / счастливости
1.1. Особенности феномена страха
В настоящее время феномен страха рассматривается общественными науками в разных ракурсах и с различных точек зрения, и, пожалуй, не существует единой концепции, которая дала бы его точное определение. Сотни публикаций, исследующих природу конфликтов, стрессов, не устранили многозначности используемых понятий [18].
Основные познавательные трудности содержатся в самом объекте исследования, поскольку в настоящее время не существует точных способов отличия страха от близких ему психических состояний. Различные подходы (философский, психологический, социологический), рассматривая феномен страха с различных позиций, дополняют друг друга, позволяя исследователю более точно представить и описать лингвистическую природу страха, особенности его языкового представления. Поэтому в рамках данного исследования нам кажется целесообразным показать четыре исследовательских позиции: философа, социолога, психолога и. лингвиста. Философский и психологический аспекты мы рассмотрим кратко, более подробно же остановимся на социальном и лингвистическом аспектах, так как, на наш взгляд, они напрямую связаны с исследуемым нами понятием социолингвистики.
В философии рассматривается не тот привычный страх, который знаком среднему обывателю, значение которого зафиксировано в словарях. Это не страх, вызванный реальной или воображаемой опасностью, имеющий биологическую или социальную природу, различающийся по каузатору, адекватности и продолжительности проявления. Философский страх относится к внутренним страхам человека, созданным самим человеком и страдающим от них [13].
Страх всегда интересовал философов прошлого. Эпикур, например, определяет страх как результат неправильных представлений человека о взаимоотношениях с богами, о понимании цели счастливой жизни. Декарт разрабатывает целую концепцию страха, основанную на понятии «удовлетворенности души по поводу обладания каким-либо благом»: ощущая опасность потери этого блага со стороны внешней силы, душа испытывает «состояние ревности», которая есть вид страха, связанный с желанием сохранить за собой обладание каким-либо благом [16]. Б. Спиноза раскрывает понятие страха в противопоставлении его надежде: «Надежда есть ни что иное как непостоянное удовольствие, возникшее из образа будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы сомневаемся: страх, наоборот, есть непостоянное неудовольствие, возникшее из образа сомнительной вещи. Далее, если сомнение в этих аффектах уничтожается, то надежда переходит в уверенность, страх в отчаяние, т.е. в. удовольствие или неудовольствие, возникшее из образа вещи, которой мы боялись или на которую возлагали надежды… [29].
Одна из первых попыток научного анализа страха была предпринята в психоанализе начала нашего столетия. Ранний психоанализ начал различать рациональный страх перед какой-либо опасностью и иррациональный страх, являющийся следствием нереализованных жизненных стремлений и проявляющийся как способ функционирования супер-эго (Фрейд 1991).
Страх стал одним из базовых понятий философии экзистенциализма. Понятие страха было введено С. Кьеркегором (Кьеркегор 1992), различавшим обычный «эмпирический страх-боязнь» (Furcht), вызываемый конкретным 50 предметом или обстоятельством, и, неопределенный, безотчетный «страх- тоску» (Angst) — метафизический страх, неизвестный животным, предметом которого является «ничто» и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом.
Вслед за С. Кьеркегором экзистенциалисты (М. Хайдеггер, А.Камю, Ж-П.Сартр, К.Уилсон) продолжают трактовать страх в двух его формах с небольшими вариациями, М. Хайдеггер называет страх «основной фундаментальной настроенностью человеческого бытия, единственным средством человека вырваться посредством переживания чувства страха из неопределенного, неконкретизированного и отчужденного мира» [21].
Поскольку язык отражает мировосприятие человека, то несложно предположить, что такие особенности понимания страха, как неопределенность, глобальность, постоянность должны быть зафиксированы в словарях. Так оно и есть: словари английского и немецкого языков фиксируют особое слово «Angst» для обозначения философского страха. В русском языке философский/экзистенциальный аспект выражается атрибутивным словосочетанием и характеризуется употреблением слова страх во множественном числе: экзистенциальные страхи.
По признанию психолингвистов, «экзистенциальный страх как переживание, в определенной степени присущ каждому человеку, — правда, он редко осознается нами как постоянный и неизбежный спутник на жизненном пути» [18].
Таким образом, переживание экзистенциального страха коренится в самой сути человеческого существования: постоянной борьбе между стремлением к устойчивости, покою и стремлением к новому, рискованному. Это страх перед жизнью, которая всегда требует ориентации в новых условиях, принятия решений, последствия которых никто не в силах предсказать. Непредсказуемость жизни, неизвестность будущего, возможность потерять накопленные блага внушает человеку страх и в некоторых случаях тормозит его развитие.
Известно, что человеку присуще испытывать страх в определенных обстоятельствах. Более того, страх, если он не выходит за рамки нормального, играет положительную роль в жизни человека, выполняя адаптивную функцию. Таким образом, можно сказать, что страх — нормальное, естественное состояние человека, если только оно не выходит за рамки привычного.
Если причины страха неясны и расплывчаты, если интенсивность переживания неадекватна причине возникновения страха или субъект не осознает, не может отделаться от этого чувства, при этом имеет место нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия), то говорят о патологическом страхе. Именно этим видом страха занимается психология, а точнее психиатрия. В рамках психологии принято говорить о навязчивых состояниях, навязчивых страхах, тревожных состояниях или фобиях. Проблема их разграничения по-прежнему остается актуальной для психиатрии.