Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Зависимость от компьютерных игр детей подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного и подросткового возраста 6
1.2 Основные особенности зависимого поведения 13
1.3 Компьютерная зависимость: основные черты и проблематика исследований 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 22
2.1 Цели, методы и процедура исследования 22
2.2 Описание и анализ полученных результатов 24
2.3 Программа работы с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников и подростков (тренинг на совершенствование коммуникационных компетенций детей и их родителей) 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
В настоящее время как в России, так и за рубежом наблюдается неуклонно растущий интерес специалистов самых различных специальностей — социологов, психологов, врачей, юристов, работников правоохранительных органов, к проблемам отклоняющегося поведения личности и формированию различных зависимостей (т.е. аддикций). При этом наибольший интерес современных исследований составляет проблематика исследования компьютерной зависимости у детей и подростков.
Последние десятилетия ознаменовались тотальным распространением интернета как в профессиональной, так и в повседневной жизни современного человечества. Именно через интернет совершаются покупки, происходит общение, а также черпается различного рода информация о всех аспектах жизни и окружающей действительности. Как справедливо замечают современные исследователи, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы интернет. Все это в итоге привело к тому, что для современного социума стала довольно актуальной проблема патологического использования компьютеров. При этом стоит отметить, что несмотря на растущее число исследований данного вида зависимости, проблема воздействия компьютерной зависимости современного ребенка и подростка представляется еще недостаточно изученной областью в практическом аспекте.
Таким образом, с указанными выше положениями связан выбор темы настоящего исследования, а также его актуальность и практическая значимость.
Проблема исследования заключается в том, что при тотальном распространении интернета возникает практическая необходимость в введении программ по профилактике интернет-аддикций как формы зависимого поведения.
Цель исследования – выявить основные особенности зависимости от компьютерных игр у детей и подростков.
Объект исследования – компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения. Предмет исследования – особенности эффективной социально-психологической работы по профилактике проявлений компьютерной зависимости.
Поставленная цель определила конкретизацию следующих задач исследования:
1. Определить основные черты и проблематику исследований в отношении компьютерной зависимости.
2. Проанализировать общую психолого-педагогическую характеристику младшего школьного и подросткового возраста.
3. Разработать практические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного и подросткового возраста.
Учитывая во внимание прогнозы темпов роста тотального распространения интернета и компьютеров в мировом пространстве, рост количества подростков и молодежи среди пользователей интернета увеличивается, в связи с данным фактором исследование профилактики компьютерной зависимости представляется довольно актуальной и практически значимой проблемой современной психологической науки.
Особенно значимым изучение данной проблематики необходимо в подростковом возрасте, когда в самосознании происходят фундаментальные изменения, которые несут кардинальное значение для всего последующего развития и становления молодого человека как полноценной личности.
Гипотеза исследования профилактика компьютерной зависимости будет иметь результативность, если соблюдается системный подход, который состоит в целенаправленной регулярной работе по профилактике компьютерной зависимости.
Методология исследования: Теоретические положения данного исследования базируются на работах Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других авторов о таких последствиях применения компьютерных технологий как компьютерная зависимость. Кроме этого, в качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные рассматриваемой проблематике.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
3. Психодиагностические методики
Научная новизна настоящего исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы. Практическая значимость может заключатся в том, что результаты исследования послужат базой для разработки коррекционных и профилактических программ компьютерной зависимости.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика
младшего школьного и подросткового возраста
В рамках рассматриваемой проблематики считается целесообразным рассмотреть прежде всего общую психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста и основные особенности развития личности младшего школьника. Как указывает Л.Ф. Обухова, в семь-восемь лет в психическом развитии ребенка обнаруживаются принципиально новые образования, а именно [5, с.11]:
1. Произвольность психических процессов и основных элементов поведения;
2. Конфигурации в собственном образе-Я;
3. Характерные особенности общения с ровесниками;
4. Всеми возможными методами ребенок зачастую ищет внимания взрослых (даже неблаговидными «плохими» поступками);
5. Проверяет прочность определенных взрослыми границ (соотношение параметров «хочу» и «можно»);
6. Явно наблюдается стремление к еще большей самостоятельности;
7. Стремиться все в большей степени быть похожим на важного для него взрослого;
Центральным новообразованием данного возрастного периода является четкое соподчинение мотивов и самосознания. Ребенок младшего школьного возраста приобретает четкую системную способность оценивать собственное поведение, пробует действовать в соответствии с теми нормами, которые он усвоил в процессе общения со взрослыми и своими сверстниками [16, с.38].
На поведенческом уровне в повседневной его деятельности уже четко проявляется первичное чувство долга, а также начинаются соблюдаться простейшие этические нормы в общении с другими детьми и окружающими взрослыми. Также стоит отметить, что самосознание формируется к концу старшего дошкольного возраста; самооценка возникает на основе исключительно эмоциональной самооценки и рациональной оценки поведения окружающих людей. При этом важно отметить, что в первую очередь ребенок обретает умение оценивать действия других людей, а далее — и собственные личные действия, моральные качества и различные умения.
Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на предварительную подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия.
Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же, как и специфика самой учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.