Юридическая психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Я концепция девиантных подростков/ Особенности я концепции девиантных подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Я КОНЦЕПЦИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие девиантного поведения подростков 6
1.2 Анализ «Я-концепции» девиантных подростков 12
Вывод по первой главе: 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 19
2.1 Методики и констатирующий эксперимент исследования 19
Вывод по результатам констатирующего эксперимента: 31
2.2. Формирующий эксперимент по коррекции «Я концепции» девиантных подростков 32
2.3. Контрольный анализ результатов исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

  

Введение:

 

Актуальность темы. За последние два десятка лет изменение социально-экономического уклада нашей страны привело к резкому росту, особенно в молодежной среде, асоциальных форм поведения. Сегодня наблюдается значительное количество безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, подростков, употребляющих алкоголь, наркотики, совершающих противоправные поступки, что является серьезной угрозой и способствует росту преступности в целом, наркомании и других болезней социальной направленности.
Развитие девиации в подростковой среде подрывает, прежде всего, нравственные и моральные устои общества и несет угрозу национальной безопасности страны, так как ее состояние зависит от физического, духовного и социального здоровья молодого поколения. Ввиду того, что в настоящее время молодое поколение чаще всего отторгнуто от сферы семьи, требуется более концентрированное внимание и забота со стороны государства и общества. В рамках Конституции государство обязано обеспечить подросткам право на жизнь, охрану здоровья, получение образования с тем, чтобы стать полноценными и полноправными членами общества.
Для решения этой актуальной задачи необходима совместная деятельность общественных, правоохранительных, властных, учебно-воспитательных и других структур. Повышение общего уровня жизни населения, формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей будут способствовать эффективной социализации подростков. Профилактика девиантного поведения подростков – одна из наиболее важных составляющих этого процесса.
Проблемами профилактики правонарушений несовершеннолетних, изучением феномена преступности несовершеннолетних, а также попытками найти эффективные модели организации деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних занимаются разные науки – юриспруденция, педагогика, психология, медицина, социология и др. Ученые проводят достаточно большое количество исследований, посвященных данной проблеме, однако нет исследований, которые были бы направлены на объяснение целостной системы междисциплинарной профилактики подростковых девиаций, что дает основание говорить о недостаточной ее научной разработанности.
Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).
К основным формам данного поведения подростков в современных условиях можно отнести: побеги из дома, алкоголизм, наркотизм, проституция, суицидальное поведение.
Проблема формирования «Я-концепции» у девиантных подростков в научной психологической литературе практически не изучена. Лишь отдельные аспекты «Я-концепции» девиантных подростков представлены в работах немногих ученых: самооценка, самоуважение (А.А. Реан, Ю.Б. Гиппенрейтер), самосознание, самоактуализация (Д.И. Фельдштейн). Поэтому указанная проблема требует тщательного детального изучения.
Таким образом, цель исследования: изучить особенности «Я концепции» девиантных подростков.
Объект исследования: психологические особенности девиантных подростков.
Предмет исследования: особенности «Я-концепции» девиантных подростков.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у девиантных подростков имеются некоторые особенности в структуре их «Я-концепции», которые можно рассматривать как предмет психокоррекционной работы.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие девиантного поведения подростков;
2. Проанализировать теоретические представления об особенностях «Я концепции» девиантных подростков;
3. Эмпирическим путём выявить особенности «Я-концепции» девиантных подростков;
4. Разработать программу психологической коррекции особенностей «Я-концепции» девиантных подростков и оценить эффективность разработанной программы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностические способы, опрос, анализ результатов деятельности.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения (ОСО) В. В. Столина;
2. Тест межличностных отношений Т. Лири;
3. Методика «Кто Я?» в модификации Н. Л. Ивановой, Т.В. Румянцевой.
Организация исследования. Выборка исследования представлена учащимися Колледж радиоэлектроники им. Яблочкого, г. Саратова. В исследовании приняли участие 40 человек от 16 до 18 лет. 20 из них с условно нормальным поведением и 20 с девиантным.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 22 наименования, и приложения. Общий объём работы составил 49 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена изучению особенностей «Я-концепции» девиантных подростков. Под девиантным поведением нами понимается система поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, дезадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением. «Я-концепция» определяется нами как «относительно устойчивая, более или менее осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
В работе нами было произведено эмпирическое исследования особенностей «Я-концепции» подростков с девиантным поведением, разбитое на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. На констатирующем этапе исследование было произведён сравнительный анализ особенностей «Я-концепции» подростков с девиантным и нормативным поведением. Были получены следующие выводы:
1. При анализе эмоционального компонента «Я-концепции» было установлено, что подростков обоих групп характеризует довольно высокий уровень самоотношения по всем шкалам, кроме ожидаемого отношения других. Однако подростки с девиантным поведение в целом относятся к себе значительно хуже, чем подростки с нормативным поведением, проявляют меньше самоуважения и самоинтереса, а также ожидают к себе более негативного отношения со стороны окружающих.
2. В поведенческом компоненте «Я-концепции» подростков двух групп обнаруживаются кардинальные различия. Самооценка межличностных отношений девиантных подростков характеризуется преобладанием агрессивности и эгоцентризма, в то время как у подростков с нормативным поведением ведущим является показатель дружелюбия. По всем трём показателям различия достигают достоверного уровня значимости.
3. В структуре самоидентификации подростков с девиантным поведением преобладает идентификация с социальными ролями и различными видами деятельности, нормативные подростки также идентифицируются преимущественно с социальными ролями, но кроме того и со своими личностными особенностями. Подростки с нарушениями поведения значительно чаще идентифицируют себя со своими занятиями и психофизическими данными, но значительно реже с личностными и коммуникативными качествами.
На основе данных, полученных в результате исследования, была разработана коррекционная программа, направленная на психологическую коррекцию «Я-концепции» подростков с девиантным поведением. Программа разбита на два основных блока, первый из которых подразумевает создание в группе комфортной атмосферы, активизацию процессов межличностного взаимодействия, стимуляцию самораскрытия и самопознания, уверенности в себе и позитивного самоотношения. Целью второго блока является актуализация личностных ресурсов подростков, развитие навыков рефлексии, способности управления своим поведением и жизнью в целом, формирование чувства удовлетворённости жизнью. На формирующем этапе исследования была произведена апробация разработанной программы на подростках экспериментальной группы.
С целью анализа эффективности разработанной психокоррекционной программы была произведена повторная диагностика «Я-концепции» подростков с последующим сравнением показателей до и после проведения программы. В результате разработанная нами программа доказала свою эффективность в формировании позитивного самоотношения, самоуважения и самоинтереса, ожидания позитивного отношения со стороны окружающих, снижении агрессивности и эгоцентризма, развитии дружелюбия, а также рефлексии, социальных и коммуникативных навыков.

 

Фрагмент текста работы:

 

Нарушения поведения – это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий, в которых реализуется внутренняя мотивация человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения),так и в высказываниях, суждениях (словесные нарушения поведения).
Нарушения поведения включают отклонения в поведении здорового человека – девиантное поведение и расстройства поведения при нейропсихиатрических заболеваниях [14].
Е.В. Змановская отмечает, что девиантное поведение является социально-психологической концепцией, поскольку оно означает отклонение от норм межличностных отношений, принятых в определенном историческом обществе: действия, поступки и заявления, сделанные в рамках психического здоровья [8].
Характер поведенческих расстройств у подростков может быть очень разнообразным. Чаще всего они выражаются в незаконных действиях, игнорирующих существующие порядки и требования, употреблении алкоголя, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.
Патологические ситуационные и личные реакции, которые по своей природе являются переходными, обратимыми, могут, тем не менее, стать стереотипом поведения и личности в определенных неблагоприятных условиях.
Патологические формы девиантного поведения являются проявлением нейропсихических расстройств, которые стоят на грани нормы и патологии.
Более того, эти нейропсихические расстройства являются динамическими. В некоторых случаях они могут полностью исчезнуть, в других – менее благоприятных, – превратиться в стабильные патологические свойства личности. В этом отношении девиантное поведение может приобретать патологический или непатологический характер.
Девиантное поведение – это система действий или индивидуальных действий, действий человека, которые имеют характер отклонения от принятых в обществе правил, противоречия с юридическими и моральными нормами.
По словам О.И. Шестак «…понятие «девиация» пришло в социологию из биологии и означает – отклонение. Отклонение организма от естественного развития» [20, c. 100]. Согласно различным научным источникам в настоящее время до сих пор не существует единой точки зрения на то, что конкретно означает термин«отклоняющееся поведение». По мнению одних исследователей отклоняющееся поведение – это любые отклонения от одобряемых обществом социальных норм, другие утверждают, что это нарушение правовых норм. Так же существует мнение, что это различные виды социальных патологий, таких как нарко- и алкозависимость, убийства и т.д.
У девиантного поведения имеется множество различных проявлений, потому что грань между нормой и отклонением достаточно размыта и зависит от позиции того, кто оценивает тот или иной поведенческий акт. Нормы, как и поведение, отклоняющееся от них, достаточно не однородные и разные по своей социальной значимости. Одной из форм отклоняющегося поведения является асоциальное поведение, которое определяется как нарушение моральных норм, существующих в обществе обычаев и традиций. Данную форму поведения имеет не значительную степень общественной опасности, которую можно определить как общественную вредность. Но если же нарушаются не только моральные, а еще и правовые нормы, то поведение принимает форму противоправного, которое так же проявляется в хулиганстве, хищении и других преступлениях. Еще одной формой девиантного поведения является деструктивное поведение, в процессе которого личность причиняетвред только самому себе (мазохизм, конформизм и т.д.).
О.И. Шестак в своей работе разделяет девиантное поведение на такие виды как:
1. Нарушение дисциплины, которое проявляется в нарушении норм, которые регулируют поведение общества и отдельных групп на неформальном уровне.
2. Большие преступления и малые правонарушения [20, c. 108].
В процессе всей жизни человек может приобрести какую-либо девиацию, но наиболее опасный и не защищенный от внешних воздействий возраст – подростковый.
В период подросткового возраста происходит «впитывание» ребенком основных моральных ценностей, норм общества и устанавливаются свои собственные понимания окружающего его мира, что в одинаковой мере дает ему возможность приобрести как социально-позитивное, так и социально-негативное поведение. Подростковый период –период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Традиционно в психологии этот период классифицируют с 10-11 до 14-15 лет, некоторые ученые расширяют эти рамки до 17 лет [21].
В процессе жизнедеятельности подросток усваивает некоторую систему знаний, норм и ценностей, дающих ему возможность чувствовать себя полноценным членом общества, то есть, осуществляется его социализация наряду с физическим, психическим развитием и половым созреванием. Он начинает чувствовать все свои возможности и ресурсы. Происходит развитие логического мышления, а так же появляется стремление постигнуть суждения и действия взрослого. Очень часто происходит не понимание между поколениями, в результате чего взрослые не считаются с мнением подростков, это в первую очередь приводит к отчужденности или неприязни к родителям и иным взрослым со стороны подростков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы