Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Взаимодействие семьи и ДОО как средство формирования положительного отношения к трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
§ 1. Трудовая деятельность у детей старшего дошкольного возраста: сущность и возрастные особенности 6
§ 2. Педагогические возможности взаимодействия семьи и ДОО в формировании положительного отношения к трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста 14
§ 3. Опытно-практическая работа по формированию положительного отношения к трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста 22
Заключение 29
Список литературы и источников 32
Приложение 1. Памятка родителям по трудовому воспитанию дошкольников 34
Приложение 2. Совместная деятельность родителей и детей 37
Приложение 3. Конспекты мероприятий по трудовому воспитанию дошкольника 39
Приложение 4. Консультациядля родителей по трудовому воспитанию…45
Приложение 5. Анкетадля родителей………………………………………..48
Введение:
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память, развивает мышление. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования усилен акцент на содержании трудового воспитания дошкольников, формировании у них положительного отношенияк труду.
Проблеме формирования положительного отношения к трудовой деятельности детей дошкольного возраста посвящены многие работы.Вопросами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались ученые В.Г.Нечаева, М.В.Крулехт, Д.В.Сергеева, Л.И.Сайгушева. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили Е.И. Радина, Г.Н. Година, Р.С. Буре, и др. Именно эти исследования даютответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.
Как показывает анализ научной литературы, положительное отношение ребенка к трудовой деятельности необходимо формировать и развивать во взаимодействии семьи и ДОО. Особенности трудового воспитания дошкольников в семье рассматривают Л.В.Загик, Т.А.Маркова. Ученые Р.И.Буре, В.Г. Нечаева, Е.И.Радина отмечают важность семейного аспекта воспитания трудолюбия как основы трудовой деятельности, заложенной с раннего детства в семье.
Необходимость взаимодействия семьи и ДОУ в формировании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста и определяет актуальность нашей работы.
Вышеизложенное позволяет сформулировать тему исследования «Взаимодействие семьи и ДОУ как средство формирования положительного отношения к трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ как средство формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучениепедагогическтх условий взаимодействия семьи и ДОО как средства формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «трудовой деятельности» детей старшего дошкольного возраста.
- Рассмотретьпедагогические возможностивзаимодействия семьи и ДОУ по формированию положительного отношения к трудовой деятельности дошкольников.
- Описать опыт исследования взаимодействия семьи и ДОО как средства формирования положительного отношения к трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы, используемые при написании выпускной квалификационной работы:теоретические (изучение научно-методической литературы, её анализ, синтез, обобщение), практические методы (опытно-практическая работа).
База исследования: БДОУ «Буратино» с. Верхняя Ентала Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.
Заключение:
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.
Анализ научной литературы позволил сформулировать основные понятия исследования.
Под трудовой деятельностью понимается целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатели и родители формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Возраст пяти-шести лет является сензитивным периодом для формирования первоначальных основ собственно трудовой деятельности. В дошкольном возрасте происходит переход от действий репродуктивных к продуктивным. Ребеноковладевает умением не только использовать готовый предмет, но и преобразовывать его в результате конструктивной деятельности, что имеет существенное значение для подготовки к трудовой деятельности.В старшем дошкольном возрасте в трудовом образовании важной проблемой считается развитие способности организовывать собственную и общую деятельность.
Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияетвзаимодействие с родителями.
Взаимодействие ДОО и семьи — объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка, вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство, оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.
Задача воспитателя − максимально оптимизировать процесс взаимодействия ДОО и семьи в формировании положительного отношения к трудовой деятельности дошкольников.
Теоретические положения позволили разработать программу опытно-практической работы, проведенной на базе БДОУ «Буратино» с. Верхняя Ентала Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.
Работа включала три этапа. На первом этапе намиоформлена и пополнена необходимыми, соответствующими материалами предметно-развивающая среда. Разработан комплекс мероприятий по трудовому воспитанию,связанных с видами трудовой деятельности ребенка и взаимодействием с семьей по формированию положительного отношения к трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Процесс формирования положительного отношения к трудуосуществляется в соответствии с принципом активности и сознательности деятельности, предполагающим заинтересованность детей, побуждение к трудовой активности. Использование индивидуального подхода реализовывалось через педагогический приём – неоднократное повторение трудового действия. К каждому ребенку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную трудовую активность. Наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов при реализациипринципа целостности педагогического процесса.Только опираясь на педагогические возможности семьи в трудовом воспитании и взаимодействие семьи и ДОО, мы сможем решить главную задачу − формирование положительного отношения к трудовой деятельности дошкольника.
Наблюдение за трудовой деятельностью детей показало, что мероприятия по взаимодействию ДОО и семьи оказывают положительное влияние на трудовое развитие ребенка, служат одним из основных средств формирования положительного отношения к трудовой деятельности дошкольника, способствуют расширению словарного запаса по теме трудового воспитания.
Таким образом, цель работы −изучение взаимодействия семьи и ДОО как средства формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возрастабыла достигнута, задачи реализованы.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память, развивает мышление. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования усилен акцент на содержании трудового воспитания дошкольников, формировании у них положительного отношенияк труду.
Проблеме формирования положительного отношения к трудовой деятельности детей дошкольного возраста посвящены многие работы.Вопросами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались ученые В.Г.Нечаева, М.В.Крулехт, Д.В.Сергеева, Л.И.Сайгушева. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили Е.И. Радина, Г.Н. Година, Р.С. Буре, и др. Именно эти исследования даютответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.
Как показывает анализ научной литературы, положительное отношение ребенка к трудовой деятельности необходимо формировать и развивать во взаимодействии семьи и ДОО. Особенности трудового воспитания дошкольников в семье рассматривают Л.В.Загик, Т.А.Маркова. Ученые Р.И.Буре, В.Г. Нечаева, Е.И.Радина отмечают важность семейного аспекта воспитания трудолюбия как основы трудовой деятельности, заложенной с раннего детства в семье.
Необходимость взаимодействия семьи и ДОУ в формировании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста и определяет актуальность нашей работы.
Вышеизложенное позволяет сформулировать тему исследования «Взаимодействие семьи и ДОУ как средство формирования положительного отношения к трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ как средство формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучениепедагогическтх условий взаимодействия семьи и ДОО как средства формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «трудовой деятельности» детей старшего дошкольного возраста.
- Рассмотретьпедагогические возможностивзаимодействия семьи и ДОУ по формированию положительного отношения к трудовой деятельности дошкольников.
- Описать опыт исследования взаимодействия семьи и ДОО как средства формирования положительного отношения к трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы, используемые при написании выпускной квалификационной работы:теоретические (изучение научно-методической литературы, её анализ, синтез, обобщение), практические методы (опытно-практическая работа).
База исследования: БДОУ «Буратино» с. Верхняя Ентала Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.
Фрагмент текста работы:
Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста: сущность и возрастные особенности
Вопросы трудового воспитания дошкольников постоянно были в центре внимания педагогов и являлись предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX столетия. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами педагогов и психологов, таких как Е.И.Родина, В.Г.Нечаева, Д.В. Сергеева, Г.Н.Година создана концепция трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов[1].
О. Ю. Арнаутова в дошкольной педагогике выделяет следующие ключевые задачи трудовой деятельности ребенка: знакомство с трудом старших и развитие уважения к нему; обучение простым трудовым умениям и навыкам; развитие интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений работать в коллективе и для коллектива [14]. В детском саду, в семье, доступном ему социальном окружении — повсюду дошкольник встречается с работой старших, пользуется её результатами. Сначала интерес ребенка притягивают только внешние моменты: непосредственно процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Поочередное знакомство ребенка с работой старших в ближайшем окружении, а далее и за границами детского сада дает возможность создавать у них понимание сущности и смысла трудовых действий, объяснять на конкретных примерах отношение старших к труду, его социальную значимость.
Формируя у ребенка почтение к трудящемуся человеку, стремление быть похожим на него, педагог воспитывает у негоположительное, ценностноеотношение к труду и его результатам.Знания дошкольников о труде старших должны оказать огромное воздействие на развитие у них правильного отношения к труду, но они могут остаться формальными, если знакомство с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде ребята ощущают трудовое напряжение и понимают его необходимость для получения результата, осознают, что усердность включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая пред трудностями.
Труд закаляет ребенка физически, так как многие его виды выполняются на воздухе: перекопать грядку, принести воду, разгрести снег. Ребята учатся преодолевать трудности, связанныес трудовой деятельностью. Особое значение трудовая деятельность имеет для развития моральных качеств. Исполняя простые трудовые обязанности, помогая подготовить все необходимое к занятиям, ребята учатся быть нужными другим. Это создает у них стремление приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, с удовольствием выполнять посильные трудовые задания, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность. Об этом говорит в своих трудах А. В. Карпов [6].
Дошкольный возраст считается благоприятным этапом для развития трудовой деятельности. Куцакова Л. В. раскрывает понятие трудовой деятельность: трудовая деятельность – это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. [10]. В процессе своего развития ребенок усваивает не только формы культурного поведения, но и трудовые умения и навыки [3].
Малунова Г. С. поясняет, что трудовые умения – это это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления, трудовые навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. [11].
«Программа воспитания в детском саду» [7] раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми обязаны овладеть ребята каждой возрастной группы. Определяя сущность и последовательность обучения ребенка трудовым умениям, педагог обязан принимать во внимание характерные черты их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную значимость, а кроме того санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и формирования ребенка усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, степени её самоорганизации, возрастает объем и ускоряется темп выполняемой работы.
Труд должен приносить ребятам удовольствие от достигнутых результатов, от своей пользы другим. В детском саду решается задача развития у ребенка умения работать в коллективе. Совершается это постепенно, посредством организации ребенка в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже имеется навык работы вместе — втроем, в таком случае общее задание может осуществлять группа из 6—7 участников). В ходе такого труда педагог обучает ребенка понятиям общей ответственности за порученное дело, способности действовать согласованно и без помощи других, разделять между собою работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными стараниями достичьобщего результата.
Воспитателю необходимо отмечать проявление ребенком старательности, умения трудиться без отвлечений, стремление довести дело до конца. Давая оценку деятельности дошкольников, нужно принимать во внимание их силы и способности. Таким образом, положительно оценивая деятельность ребенка, педагог одобряет любую его попытку принять участие в труде. С ростом умений ребенка увеличиваются и требования, по этой причине, оценивая работу старшего дошкольника, педагог акцентирует внимание на его способности действовать в хорошем темпе, поддерживать инициативу, находчивость, организационные навыки. Об этом говорит в своих работах Комарова Т. С. [7].
Трудовая деятельность сопряжена с затратой физических сил, требует усилия внимания, по этой причине следует дозировать ее, принимая во внимание физические способности и характерные психологические черты ребенка данного возраста. Под дозировкой работы понимается продолжительность, объем, трудность, определение физических нагрузок, вызывающих переутомление. Ребята старшего возраста могут осуществлять работу на протяжении 20-30 минут. Более затратные разновидности трудовой деятельности — сгребание снега, перекапывание земли — требуют большего внимания кутомляемости дошкольников. Наблюдая за ними, педагог обращает внимание на появление внешних свойств утомления: частое дыхание, частые остановки, краснота лица. В таких случаях он переключает детей на иную работу. Для того чтобы не дать возможность перегрузки, можно предлагать замену действий через 10-15 минут: одни — вскапывают почву, другие — рыхлят её граблями, либо одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в назначенное для будущей постройки место[15].
Трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудомвзрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Г.С.Малунова различает четыре ключевых вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд [12].
Хозяйственно-бытовой труд – это труд по наведению порядка в помещении детского сада и на участке, направленный на формирование у ребенка осознания труда для общей пользы и стремления создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Для хозяйственно-бытового труда нужны фартучки, щетки, тазики, подносы; для работы в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде ребята применяют пилы, молотки и иное оборудование. Необходимо наличие и разных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т. д. Все, без исключения, оборудованиенеобходимо в достаточном количестве, отличного качества и отвечать возрасту ребенка, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки — все это радует ребенка, способствует формированию культуры труда.
Оборудование в группе и на участке располагается таким образом, чтобы им было комфортно пользоваться. Поэтому нужно рационально группировать оборудование по видам труда: в природном уголке — лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда,- пилы, молотки; приспособления для хозяйственно-бытового труда — щеточки и совки для уборки мусора можно расположить на специализированных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой — поближе к буфетной[7].
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников нужен в повседневной жизни ДОУ. Этот вид деятельности направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь старшим при организации режимных процессов.Дошкольники учатся видеть каждое нарушение порядка в группе либо на участке и по своей инициативе устранять его. В старшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у ребенка хозяйственно-бытовые навыки, и сущность хозяйственно-бытового труда существенно расширяется: дети сервируют стол, убирают посуду после еды; раскладывают на столы материалы и пособия для занятий, моют кисточки, баночки, тряпочки, используемые на занятиях по рисованию, по аппликации; вытирают столы после работы; убирают на место материалы и пособия; участвуют в еженедельной уборке групповой комнаты, поддерживают чистоту ипорядок. Вместе со взрослыми ремонтируют игрушки, подклеивают книжки, коробки для настольных игр.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд ещё более обогащается по содержанию, делается регулярным, во многом переходя в постоянные прямые обязанности дежурных. Отличительная черта хозяйственно-бытового труда старших дошкольников заключается в умении без помощи других организовать его: выбрать нужный инвентарь, удобно его расположить, привести всё в порядок уже после деятельности. В ходе труда ребята показывают старание, желание получить хороший результат, дружелюбно относятся к ровесникам.
Самообслуживание — это обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других. Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.В старшем дошкольном возрасте приобретаются следующие навыки самообслуживания: уборка постели, уход обувью и одеждой, личная гигиена. Процессы, связанные с ними, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников и взрослых. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, соблюдая правила ухода за собой.
Труд в природе – это активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными. Он предусматривает участие ребенка в уходе за растениями и животными, разведение растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Он может помочь воспитателю решать проблемы физического развития ребенка, совершенствования движений, повышения выносливости, формирования способности к физическому усилию.Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие наиболее сложных способов обслуживания, в огороде высаживаются разнообразные виды овощей с различным сроком вегетации, что дает возможность совершать трудовую деятельность регулярно.Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листочков, рыхлят почву. При поддержке педагога ребята подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают почву на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений с целью подкормки зимующих птиц. В ходе труда в природе воспитатель обучает ребенка наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, отличать растения согласно характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их понятия о жизни растений и животных, вызывает активный интерес к ним.
Ручной труд – это вид трудовой деятельности, творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Ручной труд подразумевает изготовление объектов из различных материалов: картона, бумаги, дерева, природного и бросового материала с применением меха, перьев, обрезков материи осуществляется в старших группах ДОУ. Ребята изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, автомобили, корзины, домики, мебель, макеты животных. Подобные поделки могут быть подарком близким, товарищам. Это является существенным признаком нравственного воспитания, приучает ребенка проявлять интерес к окружающему.
Ручной труд формирует конструктивные способности ребенка, творчество, воображение, фантазию. Дошкольники с заинтересованностью присматриваются к природному материалу, для того чтобы подобрать форму, соответствующую изготовлению запланированного предмета: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика. В ходе работы они знакомятся с качествами разных материалов, способами их обработки и соединения, обучаются пользоваться разными приборами. Изготовление задуманных объектов связано с приложением сил. Ребенку следует проявить упорство, терпеливость, аккуратность, для того чтобы поделкаполучиласьнадежной, имела аккуратный и нарядный вид.
Приобщение детей к трудовой деятельности оказывает воспитательное воздействие, формирует эстетические чувства и морально-волевые качества.
Взрослый, организуя трудовую деятельность дошкольников, обязан принимать во внимание возрастные и личностные качества ребенка. В ходе работы осуществляется положительное, эстетическое и физическое формирование личности ребенка. Подобную систему работы призван обеспечить воспитатель, родитель.Они должны стать образцом положительного отношения к трудовой деятельности.
Перед сотрудниками ДОУ стоит сложная, непростая цель – создать условия для сохраненияположительного отношения дошкольника к трудовой деятельности, неповторимости дошкольного этапа детства. Формирование у ребенка старшего дошкольного возраста умений и навыков, необходимых в жизни, сопряжено с работой, сосредоточенной на удовлетворение ежедневных индивидуальных потребностей.
Выводы по параграфу:
Под трудовой деятельностью понимается совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.Для трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста свойственен интерес к самому виду действий.
В дошкольной педагогике различают четыре ключевых вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Дошкольная педагогика выделяет задачи трудовойдеятельности ребенка: знакомство с трудом старших и развитие уважения к нему; обучение простым трудовым умениям и навыкам; развитие интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; умений работать в коллективе и для коллектива.
Под трудовыми умениями и навыками понимается способность человека к эффективному выполнению определенной работы на основе комплекса знаний, который реализуется в трудовой деятельности.
Возраст пяти-шести лет является сензитивным периодом для формирования первоначальных основ собственно трудовой деятельности. В дошкольном возрасте происходит переход от действий репродуктивных к продуктивным. Ребеноковладевает умением не только использовать готовый предмет, но и преобразовывать его в результате конструктивной деятельности, что имеет существенное значение для подготовки к трудовой деятельности.