Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Взаимодействие логопеда и родителей в работе по коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
І.1. Семья как
важнейший институт социализации личности
І.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
В
последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение речевой
активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 –
70% детей с низкой речевой активностью, в результате чего они хуже обучаются в
школе, редко задают речевые вопросы, не проявляют стремления к получению новых
знаний и самостоятельности[1].
Причины,
препятствующие развитию речевой активности: — готовые знания даются ребенку
раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают информацию, исполняют
роль «копилки»; — слабо владеют речевыми действиями. В связи с этим необходим
поиск эффективных способов и путей развития речевой активности у детей старшего
дошкольного возраста[2].
На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает исследовательская
деятельность.
Поэтому
исследовательская деятельность в условиях современных образовательных
стандартов даёт большую возможность для развития речевой деятельности детей с
учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и
обучения, что обусловливает актуальность
темы исследования.
Проблема
исследования: обоснование возможности использования взаимодействия ДОУ и родителей в процессе речевого
развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Цель
исследования: теоретическое обоснование
методики взаимодействия ДОУ и
родителей в процессе речевого развития детей старшего дошкольного
возраста с ТНР.
Объект исследования: взаимодействие ДОУ и родителей в процессе
речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Предмет исследования: методика взаимодействия ДОУ и
родителей в процессе речевого развития детей старшего дошкольного
возраста с ТНР.
Для
реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить
состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2.
Рассмотреть
педагогические возможности взаимодействия ДОУ и родителей в процессе речевого
развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР в речевом развитии
дошкольника;
3.
Выделить
методы и приемы использования возможностей взаимодействия ДОУ и родителей в
процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР в
дошкольном образовании.
Практическая значимость
исследования определяется необходимостью изучения особенностей речевого
развития дошкольников, на основании чего разрабатываются
психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и
воспитателей.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме
исследования.
Структура
работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения.
[1]
Ярусь О.Л. Воспитание
творчеством // Дошкольное воспитание. 2011. №1.
[2]
Яковлева Е.Е. Воображение и
творчество на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012. С. 14-19.
Заключение:
На современном этапе при
обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях речевая
деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных
позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на
каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в
дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое
значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, речевой
деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во
время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень
важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а
не только вооружить средствами. Реализация этих принципов воспитания
дошкольников с ТНР связана с формированием «общего творческого отношения к
действительности».
Обучение — основная форма
развития речевой активности. С одной стороны, во время учебного процесса
дошкольники приобретают новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой
— в процессе активной речевой деятельности развиваются учебные возможности дошкольника,
благодаря которым он может самостоятельно и творчески использовать не только
запас знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.
Большое значение для
развития речевой активности имеет развитие психических процессов — памяти,
внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для
развития продуктивного мышления и творческих способностей дошкольников.
Речевый интерес – важнейшее образование
личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека,
формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не
является имманентно присущим человеку от рождения.
Создание успешного взаимодействия между ДОУ и
семьями дошкольников с ТНР – важнейшее условие формирования речевого интереса и
развития личности дошкольника в учебном процессе. Это условие связывает весь
комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и
оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
І.1. Семья как важнейший институт социализации личности
В последнее время
увеличивается число детей, имеющих дефекты в речевом развитии. Это становится
настоящей проблемой как для родителей и воспитателей, так и для самих детей.
Находясь в группе своих сверстников, ребенку с дефектом речи сложно
адаптироваться, и вливаться в новый коллектив. Ребенка с дефектом речи могут не
понять, или же начнут высмеивать его, что может повлечь за собой ряд достаточно
серьезных проблем. К примеру, ребенок может стать более замкнутым, что
впоследствии станет препятствием для его дальнейшей социализации в обществе.
Для предотвращения данных
проблем родителям и педагогам необходимо не упустить наиболее благоприятные
моменты для коррекции речи детей с нарушениями речи. Кроме того, родителям
желательно ориентироваться в многообразии этих нарушений, с тем, чтобы вовремя
отслеживать и предпринимать меры по их коррекции. Чем раньше начнется работа с
ребенком, тем быстрее будет заметен желаемый результат. Как правило, активная
логопедическая работа с детьми начинается с 4-5 лет. Нет необходимости изнурять
ребенка логопедическими занятиями если в два года у него несвязная речь, и он
не произносит правильно какие-то слова. В этом возрасте основной упор работы с
ребенком делается на пополнение словарного запаса, через игровую деятельность, которая
включает в себя логопедические приемы (пальчиковая гимнастика, развитие мелкой
моторики, артикуляционная гимнастика, звукоподражание и др.).
В логопедической практике
существует огромное количество речевых нарушений у детей. И для того чтобы
выстраивать наиболее эффективную и приемлемую работу с ребенком по исправлению
того или иного дефекта, необходимо уметь выявлять и классифицировать их.
Анализ нарушений речи у
детей дошкольного возраста
Рассмотрим нарушения
речи, которые встречаются на практике наиболее часто.
Дислалия наиболее
распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет. Данный
термин означает, что ребенок обозначает неправильное произношение звуков,
иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита.
Если кроме дефектного
произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем
недоразвитии речи. Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся
такими характерными чертами: неразвитая связная речь; нарушение произношения и
дифференциации звуков; словарный запас беден и не соответствует возрасту;
словообразование и словоизменение затруднены.
При общем недоразвитии
речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети
поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить
высказывание не могут.
Алалия — это полное или
частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры
головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:
• Моторная — речь
окружающих людей понятна ребёнка, но он не может ее воспроизвести;
• Сенсорная — ребенок не
понимает чужую речь.
Ринолалия. В результате
анатомических дефектов или особенностей развития неба, носоглотки, губ звучание
фонем приобретает гнусавый оттенок, со своеобразным «носовым» звучанием.
Нарушения темпа и ритма
речи. Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:
• Тахилалия — ускоренное
произношение слов и предложений;
• Брадилалия —
замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает
такой ребенок тоже медленно);
• Спотыкание — остановки
в речи не судорожного характера;
• Заикание — одна из
самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех
отделов речевого аппарата.
Причина заикания —
неправильное речевое воспитание, психические травмы.
Анализ форм
взаимодействия педагога-логопеда и родителей
На данный момент ведется работа
с детьми 2-3-х лет в группе кратковременного пребывания по развитию речи.
Именно в этом возрастном промежутке происходит значительный прорыв в развитии
речи и внимания ребенка. Дети, которые не получили в этом возрасте
соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как
речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё
знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое
отношение к происходящему. На занятиях с детьми мне необходимо вести
систематическую и целенаправленную работу по развитию речи детей. Именно ранний
возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой,
красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому
задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно.
Помимо пополнения
словарного запаса детей, на занятиях применяется технология раннего
вмешательства. Цель данной технологии — выявить имеются или у ребенка
какие-либо нарушения, которые могут повлиять на его речевое развитие. Но стоит
отметить, что для более успешной и быстрой коррекции необходима не только
работа специального педагога, но и родителей.
Работа родителей будет
играть важную роль в коррекции выявленных речевых дефектов у ребенка, так как
ребенок проводит в семье больше времени, чем в дошкольном учреждении, и, именно
в семье он осуществляет свои речевые пробы. Исходя из этого, педагогу-логопеду
необходимо не только планировать свою работу, но и правильно организовывать
взаимодействие с родителями.