Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Воспитание творческой активности у детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Анализ литературных источников по вопросам воспитания творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности 7
1.2. Особенности развития детей с ОНР 13
1.3. Педагогические условия воспитания творческой активности у детей с ОНР 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Оценка уровня творческой активности у детей дошкольного возраста с ОНР 28
2.2. Коррекционная работа по воспитанию творческой активности у детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности 37
2.3. Оценка результативности коррекционной работы 39
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОНР 48
3.1. Рекомендации по организации занятий по изобразительной деятельности для детей с ОНР 48
3.2. Рекомендации по развитию речи детей с ОНР через изобразительную деятельность 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 60
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема разви-тия творческой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвити-ем речи привлекает к себе пристальное внимание специалистов в области педа-гогики, психологии и дефектологии. Прогрессивные веяния в становлении об-разовательной практики и психологической науки провоцируют новейшие за-дачи в её исследовании. Одна из подобных задач — это положение об индивиду-альных спецификах развития воображения, проявлений личности ребенка в его творческой деятельности. Воображение — создание новейших образов на осно-вании предыдущего опыта. Это самая важная составляющая в творческой дея-тельности человека, в случае если проблематичная ситуация характеризуется отсутствием знаний или же представлений.
В развитии и функционировании воображения, а следовательно и творче-ской активности, особенное место имеет речь. Мощнейший шаг вперед в разви-тии воображения у дошкольников происходит напрямую с усвоением речи. Через речь у ребенка формируются и остаются в памяти представления о предметах. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне скудными формами воображения. Это предоставляет право сделать заключение о том, что речь считается главнейшим инструментом воображения, наравне с мышлением.
Наиболее продуктивным периодом для воображения считается старший дошкольный возраст (5-6 лет), так как напрямую на данном этапе развития ак-тивируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.
Изобразительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется весьма интенсивной работой воображения. В данном возрасте интерес ребенка притягивают занятия изобразительной деятельностью, кото-рые совсем не обходятся без воображения. Патологии одного из важнейших средств общения — речи, приводят к неполноценности представлений об окру-жающей действительности, недостаточности закрепления и обобщения практи-ческого опыта детей в слове, из-за чего проистекает запоздалое формирование представлений. Чем проблемматичнее патологии речи, тем сильнее ограничи-ваются возможности ребенка проявить творчество, для них становится про-блемно составление новых образов.
Проблема развития творческой активности передана в работах Л.С. Вы-готского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, Т.Г. Казаковой.
Заключение:
Творческая активность — это умение видеть прекрасное не по замыслу пе-дагога или по условиям поставленным заданием, а в жизни в окружающем нас мире. Несомненно, влияние занятий по изобразительной деятельности велико на формирование самостоятельной творческой активности ребенка. Изобрази-тельная деятельность содействует формированию самостоятельной творческой активности детей, которая возможна лишь в процессе усвоения и практическо-го применения знаний, умений и навыков. Задача педагога помочь ребенку научиться выносить все приобретенные умения, навыки и чувства за пределы занятия. Мы учим ребенка видеть и переносить, изображать, передавать все то прекрасное, что есть вокруг, внутри нас в действительность. Многие педагоги думают что, развивая детское творчество, они развивают творческую актив-ность, но это далеко не так. Это умение вносит всю красоту, которая есть в ду-ше у человека не только в рисунок, поделку, но и в различные жизненные си-туации. Педагог лишь должен научить техники, способам, вложить в души де-тей тягу к освоению прекрасного, научить видеть, а ребенок творить будет сам. Необходим и важен так же индивидуальный подход к каждому ребенку. Разви-вать творческую активность на занятиях по изобразительной деятельности можно при помощи: развития творческого воображения и мышления; развитие средств выразительности, а непосредственно чувство цвета; обучение детей не-традиционным техникам рисования; стимулировать и поощрять творческую самостоятельную деятельность на занятиях; создания проблемных ситуаций и задач на занятиях.
Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности являет-ся воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Творческое воображение формируется в ходе творческой деятельности. Для детей дошкольного возраста наиболее доступной формой формирования и развития творческого воображения является изобразительная деятельность. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизу-ются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Создание новых оригинальных продуктов в изобразительной деятельности ребенка служит ха-рактерной чертой творческой активности ребенка. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее. Мыш-ление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отраже-ния, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. На занятиях педагогу нужно стремиться к развитию у детей творческого вообра-жения и мышления, вследствие чего будет развиваться творческий подход ре-бенка к любому виду деятельности. Творческое мышление это такое мышление, которое:
1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
2) подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;
Все сказанное доказывает нужность развития творческого мышления и воображения на занятиях по изобразительной деятельности, для воспитания творческой активности ребенка.
Свое отношение к изображаемому, движения и психологические портре-ты изображаемого дети могут передавать при помощи средств выразительно-сти. Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. При помощи цвета ребенок выражает эмоциональное от-ношение к изображаемому. Чувство цвета педагог развивает на занятиях по изобразительной деятельности. С самого рождения цвет управляет эмоциями, вызывает те или иные чувства, формирует отношения к предметному миру, природе. Все те чувства, которые ребенок воспринимает с цветом педагог, раз-вивает, направляет в русло изобразительной деятельности. Развивая более тон-кое и острое видение цветового мира, педагог учит ребенка более точно и тон-ко видеть, чувствовать красоту окружающего мира, отображать свои чувства и эмоции.
Содержание самостоятельной творческой деятельности направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей. Через самостоятельную деятельность ребенок учится творчески мыслить, действовать без установок пе-дагога, находить креативные решения, а в дальнейшем переносить приобре-тенные навыки в повседневную жизнь, в чем и состоит творческая активность. Важно разнообразить материал и способы работы с ним, тогда дети смогут творчески подходить к решению поставленных задач, а не по указки педагога. Научить пользоваться и применять средствами выразительности, приемами и техникой изображения. Только овладев изобразительным искусством, различ-ной техникой работы с материалами ребенок может заниматься самостоятель-ной творческой деятельностью. Педагог ни в коем случае не навязывает своих мнений, а только подталкивает ребенка и стимулирует развитие самостоятель-ной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕН-НОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИ-ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ литературных источников по вопросам воспитания твор-ческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобра-зительной деятельности
Ребенок дошкольного возраста — личность думающая, наблюдающая, любознательная, экспериментирующая. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу изобретений и открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. По мнению психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, в дошкольном возрасте происходит наиболее ин-тенсивное становление и развитие личности. Искусству и творческой деятель-ности отводится в этом процессе особое место. Именно в них создаются наибо-лее благоприятные предпосылки для проявления и воспитания познавательной активности у старших дошкольников, складываются способы познавательной и практической продуктивной деятельности, адекватные поставленным познава-тельным задачам.
В работах Е. Е. Клопотовой подчеркивается яркое проявление познава-тельной активности в дошкольном возрасте, находящее свое проявление в бес-конечных детских вопросах «Почему?». По мнению автора, организация учеб-ного и воспитательного процесса должна быть построена таким образом, что-бы всегда пробуждать у дошкольников желание активно использовать свои си-лы и возможности, становиться в позицию активного деятеля. У детей до-школьного возраста ярко выражена творческая активность. Для дальнейшего развития познавательной и творческой активности дошкольников можно ис-пользовать занятия по разнообразным видам изобразительной деятельности [1].
Продуктивные и творческие виды деятельности стимулируют развитие познавательной активности у старших дошкольников. Естественные для ребен-ка любопытство и познавательная потребность перерастают в любознатель-ность, а затем — в познавательный интерес и постепенно формирующуюся по-требность к систематическому активному усвоению знаний, умений и навыков [1].
Чтобы формирование познавательной активности ребенка старшего до-школьного возраста шло успешно на занятиях различными видами изобрази-тельной деятельности, взрослому необходимо знать особенности развития творческой деятельности старших дошкольников, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и четко представлять себе, что понима-ется под данным определением. В современной науке существуют различные точки зрения относительно понятия «познавательная активность»:
Ряд ученых, такие как Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Дж. Локк и другие, рассматривают данное понятие как естественное стремление детей к познанию, которое проявляется с ранних дней его жизни.
Л. С. Выготский, П. Н. Груздев, Н. Н. Поддьяков придерживаются дру-гой, достаточно популярной точки зрения и определяют познавательную ак-тивность как характеристику деятельности дошкольника.
Еще одна группа ученых считает, что познавательная активность — это качество личности, которое включает в себя стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Среди педагогов и психологов, разделяющих данную точку зрения, можно отметить Г. И. Щуки-ну, Л. И. Божович, Т. И. Шамову и др.
Выделяются несколько типов активности:
1. Репродуктивно-подражательная активность. С ее помощью опыт деятельности накапливается через опыт другого. Здесь приобретение самостоя-тельного опыта происходит не сразу, а через освоение опыта других.
2. Поисково-исполнительская активность. Это более сложный тип, так как он предполагает большую степень самостоятельности. Здесь ребенок вы-ступает в роли исполнителя, а педагог ставит перед ним задачи.
3. Творческая активность — высший тип активности. Здесь задачи мо-гут ставиться самими детьми, но способы их решения всегда выбираются новые и оригинальные [2].
Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста понимается активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованности старших дошкольников в получении информации, в жела-нии уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на ин-тересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его.