Методика преподавания английского языка Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Внеурочные виды деятельности как средство повышения мотивации при изучении иностранного языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методические
аспекты изучения основ внеклассной работы по иностранному языку. 7

1.1
Внеурочная работа как методическое понятие. 7

1.2 Формы
организации внеурочной работы по иностранному языку. 13

1.3 Принципы
организации внеурочной деятельности по английскому языку  19

Выводы по
главе 1. 23

Глава 2.
Использование внеурочных видов деятельности для повышения мотивации  25

2.1 Мотивация
как методическое понятие. 25

2.2 Опытно-диагностические
показатели применения метода проектов на уроках английского языка в средней
школе. 30

Выводы по
главе 2. 44

Заключение. 46

Приложения. 52

 

  

Введение:

 

Внеурочная работа по иностранному
языку имеет большое общеобразовательное и развивающее значение. Эта работа не
только расширяет знания иностранного языка, но и способствует обогащению
культурологического кругозора учащихся, развитию их творческой активности,
эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и
культуры другой страны. Постоянное совершенствование системы и практики
образования обусловлено социальными изменениями, происходящими в обществе.
Вопросы повышения качества формирования иноязычной коммуникативной компетенции
и уровня воспитанности личности так и остаются приоритетными в современной
методике преподавания иностранного языка.

Внеурочная
работа способствует повышению интереса учащихся к изучению английского языка.

Внеурочная
работа по иностранному языку является неотъемлемой частью общего
учебно-воспитательного процесса. Опыт передовых учителей иностранного языка
свидетельствует о том, что правильно организованная внеурочная работа
способствует улучшению качества знаний учащихся по языку, углубляет их
практические умения, навыки, развивает их творческую активность, инициативу.

Учебно-познавательной
мотивацией учащихся является их деятельностный подход к учебе, реализация
желания хорошо учиться. Мотивация при изучении иностранных языков значительно
возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на
занятиях, но и во внеаудиторной деятельности. Формирование мотивации — это не
«перекладывание» учителем в голову ученика готовых, мотивов и целей учения. На
практике формирование мотивов обучения — это создание условий, в которых будут
проявляться внутренние мотивы (мотивы, цели, эмоции) обучения; осознание их
учащимся и дальнейшее саморазвитие его мотивационной сферы. При этом учитель
выступает не просто наблюдателем за тем, как развивается мотивационная сфера
учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных
методов. Под мотивом, побуждающим учащегося к обучению, понимается не один, а
целый ряд мотивов различного свойства, которые можно разделить на следующие
группы:


учебно-познавательные (интерес к обучению, стремление к знаниям, познавательная
потребность, любознательность и др.);


непосредственно-мотивирующая (яркость, новизна, занимательность, боязнь
наказания и т. д.);


перспективно-импульсивная (ответственность, чувство долга и т. д.).
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной
учебной мотивации у школьников необходимо вести целенаправленную работу. На
сегодняшний день существует проблема недостатка методических разработок по
повышению мотивации к изучению иностранного языка. Учебно-познавательные
мотивы, занимающие особое место среди представленных групп, формируются только
в процессе активного развития учебной деятельности

В
настоящее время никто не оспаривает важность и необходимость проведения с
учащимися различных внеклассных и внешкольных мероприятий по иностранному
языку. За последние годы в методической литературе появились ряд статей,
описывающих передовой опыт учителей в области внеурочной работы с учениками на
иностранном языке. Участие учащихся во внеурочной работе стимулирует их к
углубленному изучению английского языка. Ученики, которые по разным причинам не
могут реализовать себя на уроке, имеют возможность раскрыть свои скрытые
способности во время внеклассной работы.

Немало
исследований посвящено организации внеурочной работы в области языкового
образования; но имеющиеся публикации устарели. Изучению теории и практики
развития основных форм внеурочной работы на различных исторических этапах посвятили
свои труды: И. В. Рахманов, III. Амонашвили, В. И. Шепелева, Г. И. Мокроусова и
Н. Ю. Кузовлева и другие ученые. Во второй половине 20 века многие
исследователи сосредоточили свое внимание на изучение иностранного языка в
формальной и неформальной среде. Оутс и Хоули в 1983 году предложили привлекать
местных носителей изучаемого языка к проведению внеклассных мероприятий, таких
как встречи, видеозаписи интервью, ролевые игры, сценки, индивидуальные
презентации, оформление газеты и др.

Актуальность проблемы,
поднятой в работе, заключается в том, что организация и проведение внеурочной
работы со стороны учителя требует как умелого наблюдения, так и изучения
интересов учащихся; учета их возрастных и психологических особенностей. Это
требует от учителя тонкого и умелого наблюдения и изучение интересов учащихся.
Несмотря на определенный успех, которого добиваются учителя со своими учениками
во внеурочной работе, в этой области есть ряд нерешенных и спорных проблем.
Авторы существующей методической помощи (Е.Л. Петренко(2014); Е. М. Гаврилова,
О. А. Шаймарданова, Л. В. Брусова.(2019); К. В. Павлова (2016)) и методик
по-разному, например, определяют содержание внеурочной работы по иностранному
языку. Многие учителя, понимая, что содержание внеурочной работы должно быть
тесно связано с учебным материалом, тем не менее, на практике эта связь
осуществляется не всегда удачно. При этом либо страдает один из важных
принципов организации внеурочной работы — ее увлекательность, или недостаточно
учитывается требование о недопустимости перегрузки учащихся.
В этом и является
актуальность выбранной исследовательской темы.

Объект исследования – внеурочные
виды деятельности по иностранному языку.

Предмет исследования
внеурочные виды деятельности как средство повышения мотивации
при изучении иностранного языка.

Цель работы:
рассмотреть внеурочные виды деятельности и их влияние
на повышение мотивации при изучении иностранного языка. Данная цель
предполагает решение ряда задач:

Задачи исследования:

— дать определение понятию
«внеурочная деятельность»;

— рассмотреть формы
организации внеклассной работы по иностранному языку;

— выявить принципы
организации внеурочной деятельности по английскому языку;

— рассмотреть мотивацию
как методическое понятие;

— провести опытно-диагностическое
обучение;

Теоретическая значимость
работы представлена анализом теоретических положений ведущих методистов в
области преподавания иностранных языков.

Практическая ценность данной работы заключается в
том, что ее результаты могут быть использованы студентами при прохождении
педагогической практики.

Методы исследования.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ научных литературных источников, обобщение, сравнение.

Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внеклассная
работа – это система неоднородных по содержанию, назначению и методикой
проведения воспитательных мероприятий, выходящих за пределы обязательной
учебной программы.

Во
внеклассной работе традиционно различают 3 основные формы работы: массовая,
групповая и индивидуальная. Эти формы определены на основе таких критериев, как
количественный охват и стабильность состава учащихся.

Массовая
форма работы охватывает нестабильное количество учащихся, определяется как
структурная форма. В зависимости от периодичности их проведения, различают
массовые эпизодические: вечера, конференции, олимпиады, конкурсы, КВН и т. д.;
и массовые постоянные формы работы: неделя иностранного языка в школе, выпуск
еженедельной газеты.

Индивидуальная
внеклассная работа является не структурной, проводится с отдельными учениками,
и главной ее задачей является выявление индивидуальных способностей детей. Она
включает в себя подготовку докладов, изучение стихов, песен, изготовление
стендов.

Работа
посвящена комплексному анализу роли учителя иностранного языка по организации
работы по развитию дополнительной образовательной языковой среды в
общеобразовательном учебно-воспитательном учреждении, что является необходимым
условием повышения качества изучения иностранных языков.

Урок
является основной формой организации учебно-воспитательного

процесса. Однако, одного
урока не достаточно для решения всех задач по изучению иностранного языка в
общеобразовательном учреждении. Поэтому

внеклассная работа по
иностранному языку способствует значительному расширению потенциального словаря
учащихся, охватывает большой круг проблем и вопросов, которые выходят за
пределы школьной программы, углубляет социокультурные знания учащихся.

Подводя
итог, можно утверждать, что игровые ситуации открывают широкие возможности для
активной внеклассной работы в процессе формирования коммуникативной компетенции
учащихся.

Деятельность
учащегося во время внеклассной работы 
направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс
взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми
различными потребностями учащегося, она проявляется при возникновении
необходимости, недостатка в чём-либо.
Массовая форма
внеклассной работы по английскому языку предоставляет возможность учащимся
продемонстрировать свои умения и навыки владение иностранным языком,
приобретенные в таких занятиях.

В 7классах проведение игр необходимо из-за
некоторого 
снижения интереса к иностранному языку. В это время учащиеся выполняют не только интересное, но и
трудное дело. У школьников появляется осознанное стремление к углублённому
изучению данной  темы, в том числе
использование идиом и пословиц по теме на английском языке.

Игровая
технология способствует развитию познавательного интереса учащихся, стимулирует
учеников к участию, повышает интерес к изучению предмета. Аутентичные песни,
игры на английском языке позволяет учителю развивать организаторские
способности, творческий подход к работе, дает возможность самореализации.
Активное участие школьников в поиске подходящих песен к теме на английском
языке указывает на необходимость и целесообразность организации внеклассной
работы по иностранному языку. Это, несомненно, способствует повышению мотивации
к изучению предмета, а также имеет воспитательное и развивающее значение.

Подготовка 
и участие в
 выставке газет по теме,  или  к праздникам,
традициям Англии и Америки также влияет на мотивацию учащихся. Кроме того,  конкурс мини-викторин по лексике и грамматике
английского языка для всех классов их подготовка
нацеливает
учащихся на достижение хорошего результата, активное участие в мероприятии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретико-методические аспекты
изучения основ внеклассной работы по иностранному языку

1.1 Внеурочная работа как
методическое понятие

 

Внеурочная
работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное и развивающее
значение. Эта работа не только расширяет знания иностранного языка, но и
способствует углублению культурологического кругозора учащихся, развитию их
творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию
к изучению языка и культуры другой страны. Хотя в некоторых странах организация
внеурочной работы в школе имеет давнюю традицию, только в начале 21 века
качеству внеклассной деятельности стало уделяться повышенное внимание в
образовательной политике и практике Европы. Например, в 2003 году в Германии
начали пропагандировать «школу на весь день», и число таких школ было расширено
по всей стране. В то же время в Финляндии только что был введен «комплексный
школьный день» с организованными внеурочными мероприятиями в рамках школы с
целью сокращения количества времени, которое дети проводят без присмотра.
Примерно в это же время можно отметить аналогичное развитие событий в Англии,
где были предоставлены «расширенные услуги», включая внеклассную деятельность в
школах, в попытке наладить сотрудничество между школами и семьями. В Швейцарии
за последнее десятилетие произошли аналогичные изменения в школьной системе,
тогда как в Соединенных Штатах Америки это развитие началось в 1990-х годах. В
большинстве стран внеклассное обучение предлагается в школах в форме
внеклассных мероприятий. Внеурочные мероприятия проводятся на регулярной основе
под наблюдением взрослых. Они включают в себя академическую деятельность, такую
как коррекционные курсы и неакадемические виды деятельности, такие как спорт,
театр и садоводство. Кроме того, молодежные организации предлагают в школах
общественные программы, например, исследователи. Как правило, все эти виды
деятельности не соответствуют учебному плану и не оцениваются по успеваемости[1]

Постоянное
совершенствование системы и практики образования обусловлено социальными
изменениями, происходящими в обществе. Эта работа ведется как в городских, так
и в сельских школах. Различные книги и статьи на эту тему, опубликованные в
последнее время, являются доказательством популярности этой работы среди
учителей иностранных языков и ее важности для достижения целей и задач,
поставленных программой.

Внеурочную
работу по иностранному языку можно определить как «систему неоднородных по
смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных
мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.[2]
Внеурочная работа по иностранному языку — это разнообразная деятельность
учителей, воспитателей, направленная на воспитание учащихся и осуществляемая во
внеурочное время. Она тесно связана с классными занятиями, но не подменяет их,
хоть и решает те же учебные и воспитательные задачи, и в этом отношении
является продолжением той работы, которая проводится на уроке. Поэтому задачей
учителя  является построение учебного
процесса, в частности, деятельности, выходящей за пределы учебных аудиторий,
так чтобы ученики были заинтересованы в этом. Такие меры существуют для
дополнения учебного плана школы и улучшения учебного опыта. Участие во
внешкольных мероприятиях является добровольной. Независимо от успеха ученика,
он может принять решение участвовать в них или нет. Необщительные,
стеснительные дети пассивно принимают участие в подготовке к событию или
выступают как зрители. Почти любой тип участия в школьном мероприятии
положительно влияет на обучение и развитие ребенка. Внеурочные занятия создают
условия для привлечения и взаимодействия друг с другом, что приводит к
углубленному изучению и языковой практике.

Следует
заметить, что к тематике внеклассной работы обращались многие педагоги и
исследователи. Л.Н. Шабанова в своей работе «Внеклассная работа по английскому
языку с «трудными» детьми» отмечает что, их больше увлекает сам процесс обучения
и сама организация внеклассной работы подкрепляет слова учителя.[3]

В
изучении иностранных языков важной частью также является работа во внеурочной
деятельности[4]. Внеклассная
работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и
развивающее значение. Проведение внеурочных мероприятий в оригинальной,
познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных
видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует
навыки общения в коллективе и творческую инициативу. 

Хорошо
организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной
стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, а с другой
– глубже раскрывать богатства языка, знакомить учащихся с теми фактами языка,
которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой
практике.

Внеурочная
работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и
способствует заинтересованности учащихся в его изучении, повышении мотивации к
знакомству с ее культурой.

Значительного
прогресса можно достичь с внедрением соответствующих технологий, которые смогут
сделать учебно-воспитательный процесс более гибким, индивидуализированным.
Такие перспективы вызывают необходимость исследования доступных на сегодняшний
день признанных педагогами технологий, а также определение возможностей
развития и воспитания школьников в рамках их функционирования.

Калечиц
Т.Н отмечает, что целями внеурочной работы по иностранному языку должны быть[5]:


расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной
коммуникативной деятельностью;


стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

-всестороннее
развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и
духовно-нравственную сферы.

Внеурочная
работа по иностранному языку решает следующие задачи:


совершенствование знаний, навыков и умений, приобретенных на уроках ИЯ;


помощь ребенку в формировании мировоззрения;

-развитие
их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов;

-воспитание
любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

При
обучении иностранному языку учащиеся должны знать не только язык, но и культуру
той нации, язык которой они изучают. Учителя при этом могут выстраивать
отношения между культурой и языком и изучать эффективные способы привнесения
межкультурного элемента в учебный процесс: учащиеся должны знать о следующем:
образе жизни; системе убеждений; общей истории страны изучаемого языка.

Мы
не можем быть компетентными в языке, если мы не понимаем культуру, которая
сформировала и информировала его. Мы не можем выучить иностранный язык, если у
нас нет осознания этой культуры. Учащиеся должны знать культуру того или иного
народа, и тогда от них ожидается нужный уровень овладения языком[6].

Следует
отметить, что в процессе организации внеклассной работы по иностранному языку
необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и
психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного,
психологического, интеллектуального и эмоционального единства, эмоциональное
состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе. Знание
психологических особенностей учащихся — необходимая предпосылка успешного
выбора соответствующих форм внеурочной работы, определения содержания этих
форм, организация и проведения внеклассной работы. Успех в обучении
иностранному языку во многом зависит от того, какой интерес они могут вызвать у
своих учеников. Учебные группы, как правило, состоят из учащихся с разнородными
способностями. Работая вместе, чтобы добиться успеха в группах, они учатся
ценить различия в навыках, способностях, стилях обучения, личностях, целях и
интересах. Совместное обучение также помогает учащимся достичь более высоких уровней
академической успеваемости.

Лучший
способ избежать межличностных проблем, будь то в парах или небольших группах, —
это структурировать совместную учебную деятельность таким образом, чтобы
содержание было сложным, а темп — подходящим. Следует избегать монотонности,
планируя работу с классом, парой, небольшой группой и отдельными группами
учащихся[7].

Поскольку
с помощью внеурочной работы учитель может повысить уровень владения языком
учениками в целом, то привлекать к работе только лучших, ярких учеников, как
рекомендуют некоторые методисты и учителя — плохая идея. За внеклассовую
деятельность участникам не ставятся оценки, хотя учитель ведет тщательный учет
работы, проделанной каждым из них. Результаты проделанной внеурочной работы
можно оценить, когда в школе проводятся конкурсы, собрания, смотры стенгазет,
смотры художественной самодеятельности, увеселительные вечера и др., на
иностранном языке. Поскольку внеклассная работа носит добровольный характер и
основывается на активности, инициативе и творчестве учащихся, ученики должны
оказать помощь учителю в выполнении этой работы. Учитель рекомендует своим
ученикам различные виды внеклассовой деятельности, отбирает материал и
разрабатывает методы и приемы, как следует выполнять ту или иную работу.
Учителя выбирают участников в соответствии с их способностями и ведут учет
проделанной работы. Внеклассная работа может быть тесно связана с работой
школы.

Хотя
цели и задачи учебной и внеучебной работы полностью совпадают, в содержании,
организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основные отличия внеклассной работы:[8]

1.
Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе к труду в отличие
от принудительной учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об
участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего, в соответствии
со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заниматься языком
дополнительно с какими-то определенными целями.

2.
Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго
установленной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения.
Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, умений и навыков, местом работы.
Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме учета,
концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т.д.



[1] Natalie Fischer, Falk Radisch, Marianne Schüpbach.
International perspectives on extracurricular activities: Conditions of effects
on student development, communities and schools – Editorial/
Journal for educational
research online. – 2014. — № 3. — S. 5-9.

[2] Щуркова Н.А.
Новые формы воспитательной работы//Иностранный язык в школе — 1994. — № 4. —
С.61-63.

[3] Шабанова Л.Н.
Внеклассная работа по английскому языку с «трудными» детьми. // ИЯШ. -1997.-
№3, с. 52-55.

[4] Григорьев
Д.В. Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя / Д. В. Григорьев,
П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

 

[5] Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с
учащимися. / Т.Н.Калечиц.- М.: Просвещение, 1980. – 261с.

 

[6]
George, Creativity in Organizations/ J. Walsh, A. Brief// Academy of Management
Annals
ю
– 2007. — vol. 1.

[7] Shalley C., Zhou J., Oldham G.R. The Effects of
Personal and Contextual Characteristics on Creativity: Where Should We Go from
Here?//Journal of Management. – 2006.- vol. 36. – no. 6.

[8] Шепелева В.И. Внеурочная работа по немецкому языку. Просвещение, М.: 1993 – 124 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы