Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему «Внеурочная работа по истории и обществознанию».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения внеурочной деятельности по истории и обществознанию 5
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена 5
1.2 Внеурочная деятельность как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе 11
ГЛАВА 2. Методика организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию 19
2.1 Виртуальная экскурсия по выставке «Семь чудес культуры Древней Руси» 19
2.2 Интеллектуальная игра «Радуга-цветок» по теме «Культура и быт Руси в XV–XVI веков» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность исследования. За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях, что определяет цель современной системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Одно из главных направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны.
Вследствие чего определяются проблема в школьном историческом образовании найти такие формы, где царит деловая творческая обстановка, желание школьников бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, где им интересно ощущать себя в роли той или иной исторической личности.
Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории и обществознанию. Она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и обществознанию, применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и обществознания, потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Объект исследования: внеурочная работа по истории и обществознанию.
Предмет исследования: методика организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию.
Цель исследования: на основе анализа научно-методической литературы выполнить методические разработки внеурочной деятельности по истории и обществознанию.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена.
2. Рассмотреть внеурочную деятельность как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
3. Разработать виртуальную экскурсию по выставке «Семь чудес культуры Древней Руси».
4. Разработать интеллектуальную игру «Радуга-цветок» по теме «Культура и быт Руси в XV–XVI веков».
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— изучение опыта педагогов;
— синтез и обобщение знаний;
— индукция и дедукция.
Структура работы. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Аттестационная работа была посвящена изучению внеурочной деятельности по истории и обществознанию.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что система российского образования переживает реформирование. Целевым приоритетом, согласно новой образовательной системе, становится развитие у учащихся целостного комплекса универсальных знаний, навыков и умений, способности к присвоению социального опыта, позволяющей достичь саморазвития.
Развитие внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях школы, по ФГОС ООО, выступает одним из эффективных средств, способных реально противодействовать негативным тенденциям влияния окружающей среды, обеспечить реализацию конструктивной деятельности учащихся.
По итогам выполнения аттестационной работы ее цель была достигнута, что позволило на основе анализа научно-методической литературы выполнить методические разработки внеурочной деятельности по истории и обществознанию.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
— были описаны психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена;
— была рассмотрена внеурочная деятельность как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе;
— была разработана виртуальная экскурсия по выставке «Семь чудес культуры Древней Руси»;
— была разработана интеллектуальная игра «Радуга-цветок» по теме «Культура и быт Руси в XV–XVI веков».
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Возраст индивида является автономным периодом развития человека, отличающимся определенным своеобразием. Возрастные периоды человеческого развития выделяются на основании характеристик онтогенеза, специфических особенностей культурных представлений или социальных процессов. Подростковый возраст является примером скорее онтогенетического выделения возраста, поскольку он связан с началом полового созревания (пубертатом). К подростковому периоду в связи с этим можно отнести период с 10-12-летнего возраста до 15-17-летнего возраста. В этом возрасте, в связи с его важностью и противоречивостью, ученые также определяют отдельные этапы. В частности, младший подростковый возраст характеризуется периодом от 10-12 лет до 13 лет; средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15 лет до 17 лет. Таким образом, можно говорить о соответствии младшего подросткового возраста с докритической стадией, среднего подросткового возраста – с критической стадией, старшего подросткового возраста – с посткритической стадией развития [7].
Отечественная возрастная периодизация используется в качестве основной теории в исследованиях Л.С. Выготского [8]. В соответствии с его теорией, процесс развития заключается в присвоении индивидом социально-исторического опыта вследствие взаимодействия с окружающим пространством и иными людьми.
Д.Б. Эльконин [30] считает, что ведущие критерии выделения определенного возраста могут заключаться в следующих критериях:
— социальной ситуации развития;
— ведущего типа деятельности;
— основных новообразований возраста [30].
В социальной ситуации подростковый возраст имеет определенные отличия, заключающиеся в:
— смещении сферы воздействия с семьи на круг ровесников;
— общении в качестве ведущего типа деятельности для подростка;
— чувством взрослости, стремлением к самоопределению, формированием концепции своего «Я» выступают в качестве основных новообразований возраста [30].
В соответствии с Д.Б. Элькониным [30], человек переживает возрастные кризисы перехода между периодами между возрастными периодами.
Характеристики подросткового кризиса заключаются в следующих признаках:
— негативизме, то есть устойчивой негативной установке по отношению ко всем окружающим;
— склонностью к самоанализу и анализу;
— подростковой депрессией, выражаемой в появлении безразличия к окружающему, чувством пустоты, непонятности и одиночества [30].
Течение кризиса подросткового возраста может осуществляться в соответствии с двумя различными сценариями:
— «кризис независимости», выражаемый с помощью развитого негативизма, упрямства, грубости, бунтарства, стремления поступать по своему желанию, противостояния авторитетам, ревностного отношения к личному пространству;
— «кризис зависимости», выражаемый через чрезмерное послушание, возврат к формам поведения ребенка, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность суждений, подчинение мнению большинства [30].
Существует три основных фазы подросткового возраста:
— фаза 1 – предкритическая (негативная); характеристикой данного периода является разрушение в сознании подростка стереотипов. Данный период характеризуется наличием многих разногласий в семье, поскольку родители зачастую не понимают, что происходит с их ребенком;
— фаза 2 – кульминационная кризисная точка; обычно ее проходят дети 13-15-летнего возраста; формирование установок на девиантные поведенческие формы, протест, бунт осуществляется именно в рамках кульминационной точки кризиса;