Библиотечное дело Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Гуманитарные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Внестационарное обслуживание маломобильных групп граждан

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ ВНЕСТАЦИОНАРНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.. 4

1.1.Библиотечное
обслуживание как один из основных видов деятельности современной библиотеки. 4

1.2. Формы и методы работы с людьми с ограниченными
возможностями. 19

Выводы по первой главе. 26

ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ЮГРА В
ФОРМИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ 
КРАЯ.. 27

2.1. Миссия Государственной библиотеки ЮГРА в работе с
людьми с ограниченными возможностями. 27

2.2. 
Внестационарные формы библиотечного обслуживания в библиотеке. 42

Выводы по второй главе. 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 56

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 59

 

 

  

Введение:

 

Задача современной
библиотеки не просто удовлетворить запрос пользователя, но также предоставить
равные права и возможности каждому гражданину.

Актуальность
исследования.
Сегодня особое внимание ориентированно на
способности каждой библиотеки удовлетворять информационные потребности
пользователей любой категории, максимально приближая свои услуги к потребителю.

Именно публичные
библиотеки как учреждения социального и культурного назначения способны
оказывать поддержку в получении информации и организации досуга людям с
ограниченными возможностями, нуждающимся в социальной реабилитации и адаптации
в обществе.

Сегодня публичная
библиотека занимает определенное место в системе обслуживания людей с
ограниченными возможностями. В основном оно сводится к решению традиционных
задач, связанных с обслуживанием населения. К настоящему времени в библиотеках
нашей страны всех типов накоплен большой опыт работы с лицами с ограниченными
возможностями. При этом используются различные формы и методы.

Теоретическая
база исследования.
В современных научных исследованиях
традиция гуманизации библиотечной политики выражается в актуализации поиска
эффективных моделей библиотечной работы для удовлетворения потребностей
широкого круга населения и решения ряда задач, которые сегодня стоят перед
обществом. В частности, внимание ученых привлекает тенденция трансформации
социальной и информационной деятельности библиотек, что проявляется в
расширении ассортимента библиотечных услуг. За рубежом указанная проблематика
затрагивается в работах Ф. Э. Говард, Д. Естреичер, Л. Луо, С. Томас, М.
Трокня, Л. Раинье, Дж. Б. Горриґан. Анализ научной литературы свидетельствует
об актуальности этого вопроса и для отечественных исследователей, среди которых
Л. И. Алешин [2], Н. Б. Голубенко [10], А. Р. Аминева [3], Ю. Н. Дрешер [14],
М. П. Коновалова [18], Е. Н. Благирева, 
Л. С. Логинова, Е. А. Мазурина и другие.

Объект
исследования:
библиотечное обслуживание.

Предмет
исследования:
особенности внестационарного библиотечного
обслуживания людей с ограниченными возможностями

Цель исследования: проанализировать роль
основных функций библиотечного обслуживания в современном обществе.

Задачи
исследования:

– рассмотреть сущность библиотечного
обслуживания;

– выделить особенности библиотечного
обслуживания людей с ограниченными возможностями;

– изучить формы внестационарного  обслуживания;

– на опыте отечественных библиотек изучить
формы и методы внестационарного обслуживания людей с ограниченными
возможностями.

Структура
работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, нами рассмотрена
тема внестационарного обслуживания в библиотеках с людьми с огранияенными
возможностями.

В наше время в основу
деятельности отечественных библиотек положены принципы доступности информации, продвижение
знаний к населению. Библиотеки, реализуя эти принципы, ориентируются не только
на обеспечение информацией в пределах стационарной библиотеки, но и активно
используют внестационарного формы обслуживания, таким образом, расширяя
информационное, культурное и образовательное пространство, без которого жизнь
местной общины сегодня трудно представить.

Среди приоритетных
направлений своей деятельности библиотеки определили задачи и организуют
мероприятия в помощь социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.

Инвалидность – это значительное
ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной неприспособленности
вследствие нарушения способностей человека к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности. К этой категории могут
попасть все группы населения: дети, подростки, молодежь, люди среднего и
зрелого возраста, пожилые, а также люди с временной инвалидностью (в результате
несчастного случая). При этом большинство из них имеют такие же глубокие
интересы и потребности, как и люди без сенсорных или других физических
ограничений. При условии правильного обучения и хорошего технического оснащения
образ их жизни может соответствовать общепринятым стандартам. Часть инвалидов
ведет достаточно активный образ жизни: они учатся, работают, общаются, занимаются
творчеством.

Данные направления работы
мы продемонстрировали на примере Государственной библиотекой Югры.

Сегодня Государственная
библиотека Югры является главной библиотекой округа, участвует в определении
приоритетов его библиотечной политики. Это современный информационный,
культурно-просветительский и образовательный центр регионального значения;
центральное хранилище краеведческих документов; научно-методический центр для
общедоступных библиотек округа.

Государственная
библиотека Югры является крупнейшей публичной общедоступной библиотекой для
всех категорий пользователей Ханты-Мансийска и округа, предоставляющей бесплатный
доступ к информационным ресурсам. К услугам читателей открыты
специализированные отделы, читальные залы, абонементы, центр открытого доступа
к ресурсам Интернет, Публичный центр правовой информации. Все годы своего
существования библиотека выполняет миссию просветительства, сохранения культурного
наследия, популяризации краеведческих знаний среди населения округа.

Одна из важнейших задач,
которую ставит перед собой Государственная библиотека Югры, – быть центром
интеллектуального общения, объединяющим людей самых разных интересов,
убеждений, конфессий.

Своими успехами
библиотека обязана высокому профессионализму сотрудников, главная цель которых
– обеспечение каждому пользователю максимальной доступности к информации и
фондам библиотеки, сохранение и возрождение духовных ценностей для сегодняшних и
грядущих поколений югорчан.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ ВНЕСТАЦИОНАРНОГО
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1.Библиотечное обслуживание как
один из основных видов деятельности современной библиотеки

Библиотечное обслуживание
– это открытая, многоуровневая подсистема библиотеки по предоставлению
разнообразных информационных услуг, ориентированных на пользователей.

Библиотечное обслуживание
читателей – один из главных направлений работы библиотеки, помогает
удовлетворить образовательные, информационные и культурные потребности человека
[21].

Наибольшие вызовы мы
видим в демографических, социальных и технических изменениях. Библиотекам
приходится обслуживать самые целевые группы: цифровое поколение, классических читателей,
молодежь из разных культур и социальных слоев. Для многих людей библиотека – это
пространство для получения информации и обучения, а также место встречи. К
каждой из этих категорий читателей библиотеки должны применять дифференцированный
подход и новейшие формы обслуживания.

Немецкий ученый-социолог
Макс Вебер обратил внимание на то, что главным в социальной жизни является
«ожидание». Обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает получить необходимую
информацию. Создать условия и удовлетворить его ожидания, выполнить запросы и обеспечить
доступ к информации – одна из главных функций библиотеки. Выполнение данной
функции существенно влияет на работу всех ее подразделений, технологические
процессы, формирует имидж современной библиотеки.

Под влиянием
экономических и социальных факторов постепенно трансформируется привычный образ
публичной библиотеки, ее социальная роль в обществе. Благодаря развитию
информационных технологий меняются запросы пользователей, что приводит к
оптимизации традиционных библиотечных технологий и форм библиотечного
обслуживания населения, взаимодействия с органами власти и социальными
партнерами, творческими и общественными организациями и тому подобное. К
традиционным просветительским и образовательным функциям добавились функции
информационных центров, обеспечивающих доступ к информационным сетям и базам
данных [13].

Спектр информационных
услуг, предоставляемых библиотеками значительно расширился. Но ограниченное
финансирование библиотечной отрасли порой негативно сказывается на
несовершенном комплектовании и техническом оснащении библиотек, не дает
возможности в полной мере накапливать, систематизировать и анализировать любую
информацию из разных областей знаний, успевать за культурным и
информационно-технологическим развитием общества. Поэтому возникла
необходимость пересмотра приоритетных функций библиотек, определение новой
социокультурной ориентации библиотечной деятельности, которая заключается во
взаимодействии библиотеки с обществом [4].

Сегодня основными
направлениями деятельности публичных библиотек являются:

ü расширение
возможностей доступа пользователей к библиотечным ресурсам;

ü индивидуализация
их обслуживания;

ü удовлетворение
информационных, духовных и социально-бытовых запросов;

ü создание
качественно новых библиотечных услуг;

ü формирование
читательских предпочтений;

ü повышение
уровня читательской активности, культурной компетентности пользователей;

ü осведомленность
пользователей с достижениями мировой культуры;

ü ориентированность
мероприятий социальные аспекты жизни общества [25].

В последнее время
наблюдается снижение активности посещения публичных библиотек, ослабление
интереса к чтению, особенно у детей и молодежи. Появление Интернет-технологий
отвлекает их от чтения, мешает общему и культурному развитию, расширению
мировоззрения с помощью книги.

В связи с этим,
библиотеки пытаются поощрять читателей к пользованию библиотекой, воспитывают в
них любовь к чтению, рекомендуют интересные книги, помогают в выборе
необходимых изданий, используя современные информационные технологии,
креативные, социально-значимые формы работы. Ведь библиотека – это место, где
каждый гражданин может реализовать конституционное право на свободное развитие
своей личности.

Хотя с течением времени
суть библиотечного обслуживания и остается неизменной, и постоянный рост
читательских потребностей, развитие информационных технологий требуют внедрения
в практику работы библиотеки новых форм обслуживания [19].

Качество для библиотеки –
это ориентир на интересы пользователей, постоянное удовлетворение их
информационных потребностей в соответствии с учебными, научными и культурными
запросами.

В условиях жесткой
конкуренции с электронными средствами массовой информации, Интернет, создание
комфорта и современного дизайна в библиотеках создаются условия для
обслуживания читателей любой категории. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы