Начальное образование Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Внеклассная воспитательная работа как средство формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы по формированию здорового образа жизни в начальной школе 8
1.1 Особенности организации внеклассной работы в начальной школе 8
1.2 Психологические и возрастные особенности младшего школьника 14
1.3 Феномен здорового образа жизни 20
1.4 Особенности формирования гигиенических навыков в младшем школьном возрасте 28
Глава 2 Опытно-исследовательская работа (деятельность) по формированию навыков личной гигиены младших школьников 43
2.1 Организация исследования, описание методик выборки 43
2.2 Внеклассная деятельность по формированию гигиенических навыков младших школьников 49
2.3 Анализ эффективности проведенной экспериментальной деятельности 59
Заключение 65
Список литературы 67

 

  

Введение:

 

В современном социуме на первый план выходят вопросы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Особенно актуальны данные вопросы в отношении детей, в том числе младших школьников. Здоровые люди представляют собой основу для становления здорового и цивилизованного социума в будущем. От того, каким образом родители и педагоги решают данный вопрос в воспитательном и образовательном процессе, насколько осознанно дети воспринимают данную сторону жизни зависит их здоровье в дальнейшей жизни.
Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для людей любого возраста, поэтому любое учебное заведение должно ставить одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей [4].
Исследования показывают, что в знаниях обучающихся школ фиксируется пробел в представлениях о правилах личной гигиены, уходе за полостью рта, гигиене одежды, понятии режима труда и отдыха, и досуга. Эти знания, как правило, исходят от родителей, педагогов, при этом непосредственно дети во многих случаях недостаточно активно интересуются вопросами здорового образа жизни и личной гигиены.
Младший школьный возраст имеет большое значение в формировании осознанного отношения к собственному здоровью и понимания необходимость вести здоровый образ жизни. На данном этапе онтогенезе происходит достаточно активное развитие всех систем организма, формируются психические процессы и структуры личности, основные черты характера, происходит становления отношения к другим людям. Это обуславливает значимость грамотно спланированной воспитательной и образовательной деятельности, прививающей нормы здорового образа жизни и личной гигиены в младшем школьном возрасте.
Следует отметить, что повышенные нагрузки при обучении учащихся младших классов часто ведут к нарушению осанки — сколиоз, сутулость, сниженной двигательной активности, несмотря на включенные в общешкольную программу уроки физической культуры, знания по личной гигиене, здоровому образу жизни и вопросам безопасности в быту начинаются забываться в силу большого объема школьной программы.
Правила личной гигиены школьника – это основа хорошего здоровья, профилактика разного рода заболеваний. Знания, навыки и умения личной гигиены с раннего возраста формируются в семье, дошкольном и школьном образовательном учреждении. Однако, несмотря на это многие младшие школьники не знают порой элементарных правил гигиены, норм поведения в обществе, а при попадании в ситуации, в которых они не были ранее, дети вообще теряются и не знают как реагировать на ситуацию, что может вызвать затруднения и массу проблем у ребенка младшего школьного возраста и даже проблемы со здоровьем. Недостаточный объем знания ребенка о здоровом образе жизни и правилах личной гигиены может оказать негативное влияние на процесс привыкания ребенка к образовательному процессу в школе.
Актуальность темы данного исследования детерминируется потребностями конкретного субъекта, государства и социума в целом в формировании у младших школьников культуры здоровья. Исследования в данном направлении осуществлялись такими учеными, как Н. М. Амосов, И. И. Брехман, С. М. Громбах, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко, В. И. Дубовский, В. А. Сухомлинский и другие. Следует отметить, что вопрос формирования навыков здорового образа у младших школьников является предметом исследования в разных областях научного знания: медицины, психологии, педагогики, философии. Проблемы содержания, формирования здорового образа жизни, его сущностных характеристик рассматривали отечественные ученые в различных аспектах: физического воспитания (Л. П. Греев, А. П. Матвеев, С. Б. Шарманова и др.), гигиенического (Г. Н. Сердюковская, И. И. Соковня-Семенова), нравственного (О. С. Богданова, И. С. Марьяненко, И. Ф. Харламов и др.). Вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни в контексте педагогической валеологии рассматривают Г. К, Зайцев, Т. А. Тарасова, Л. Г. Татарникова, Б. М. Чумаков, в контексте воспитания экологической культуры личности – З. И. Тюмасева, И. В. Цветкова.
В современных условиях задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной частью развития системы начального образования. С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку. Рассматривая работы таких ученых как В. А. Сухомлинский, И. И. Брехман, Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, В. И. Дубовский и др. можно сказать, что здоровье это важнейшее составляющее нашего организма. В. А. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе.
Учитель начальной школы является одновременно классным руководителем и учителем по различным предметам. Его работа должна быть целенаправленной и системной деятельностью, строиться на основе программы воспитания образовательного учреждения. Жизнь детей неразрывно связана со школой и именно поэтому учитель может внести огромный вклад в здоровье школьника — как настоящее, так и будущее. Главной задачей учителя младших классов для решения этой важной задачи является формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний по оказанию первой медицинской помощи и безопасному поведению в различных ситуациях, культуры межличностных взаимоотношений. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы ориентирует учителя на развитие у детей представлений о ценности здоровья и формировании культуры здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на то, что программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые смогут обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих более полному познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы показал, что вопросы формирования здорового образа жизни в образовательном процессе являются весьма значимыми для жизни конкретного человека и государства в целом. Человека, сознательно, грамотно и последовательно реализующий принципы здорового образа жизни является основой для формирования, здоровой культурной нации.
Младший школьный возраст – это возраст, когда закладываются основы ценностно-нравственной сферы личности. Здоровье является одной из наиболее важных ценностей в человеческой жизни, соответственно, именно на данном этапе обучения должна начинаться соответствующая деятельность. Формирование навыков здорового образа жизни происходит как непосредственно на уроках, так и во внеклассной деятельности. Можно говорить о том, что вклад внеклассной деятельности в данную сферу развития младших школьников даже более весомый, поскольку учебный процесс не позволяет выделить достаточное количество времени для выработки у детей привычки к здоровому образу жизни и соблюдению гигиенических привычек.
Кроме того, некоторые особенности внеклассной деятельности способствуют лучшему усвоению понятий и привычек здорового образа жизни. К таким особенностям можно отнести меньший уровень регламентированности, большую свободу детей в плане самовыражения, возможность увеличить объем игровых форм деятельности в работе и др.
Анализ научной литературы показал также недостаточную степень изученности направления внеклассной работы в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников.
Далее нами было проведено экспериментальное исследование представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Было установлено, что дети не имеют достаточных представлений о существующих правилах и нормах ЗОЖ, а также недостаточно ответственно соблюдают их. Кроме того, отмечено достаточно равнодушное отношение детей к правилам ЗОЖ. Анкетирование родителей подтвердило такие выводы.
На формирующем этапе эксперимента была проведена развивающая деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни, а также привычки к их соблюдению. В комплексе развивающих мероприятий были предложены различные формы внеклассной работы: классные часы, викторины, экскурсии, а также совместные мероприятия с родителями.
Анализ эффективности проведенной работы показал, что знания детей о правилах здорового образа жизни и желание их соблюдать значительной повысилось, что указывает на успешность примененных форм деятельности.
Соответственно, мы можем говорить о том, что наша гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы по формированию здорового образа жизни в начальной школе
1.1 Особенности организации внеклассной работы в начальной школе

«Внеклассная работа – это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно- образовательных внеурочных мероприятий» [3, с. 18].
− Целью внеклассной работы является создание условий для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения в единстве с обязательным курсом [5, с. 6].
Внеклассная работа:
— носит, прежде всего, воспитательный характер;
— организуется классными руководителями под руководством заместителя директора по воспитательной работе (организатором внеклассной работы).
В педагогической литературе фундаментальные основы организации и проведения внеклассных работ (занятий, мероприятий, тренинговых упражнений и т. п.) с учащимися связаны с именем Б. Н. Делоне. Основные черты и содержательные характеристики системы внеклассных мероприятий, предложенной Б. Н. Делоне, сохранили свою актуальность и востребованность даже в наши времена при организации со школьниками внеклассных занятий. Так, главными составными звеньями организации внеклассных работ системы Б. Н. Делоне являются так называемые кружковые виды работ (по изобразительному искусству, рисованию, лепке, труду и много другое).
Кроме того, активно развивали и работали в направлении организации внеклассных занятий и мероприятий такие педагоги как П. С. Александров, А. Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник, В. А. Тартаровский и др. За прошедшие годы 20 века школа накопила значительный практический опыт в организации и проведении внеклассных работ с учащимися по разным школьным дисциплинам. Так, помимо кружков и олимпиад по разным дисциплинам реализовывались такие внеклассные работы, как командные соревнования, брейн-ринги и др.
Кроме того, говоря о познавательном развитии и активности школьников, следует отметить так же и развитие их общего уровня творческих возможностей, росту которого, безусловно, способствует внеклассное обучение. Так, согласно Л. С. Выготскому, обучение ребенка в школе «высвобождает» и развивает его творческую активность и делает ее центром осознанной и сознательной деятельности учащегося.
Внеклассная деятельность служит важной составляющей учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Она предоставляет младшим школьникам большой спектр занятий, которые направлены на их развитие. Внеклассная деятельность создается по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Таким образом, внеклассная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Внеклассная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, позволяет школе достичь качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особенное внимание, определено пространство и время в учебно-воспитательном процессе.
Специфика внеклассной деятельности обнаруживается на уровне следующих задач:
– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– улучшить условия для развития школьников.
Е. В. Советова считает, что внеклассная деятельность школьников – понятие, которое включает в себя все виды деятельности (кроме учебной), допустимых при решении задач их воспитания и социализации. Внеклассная деятельность служит основным компонентом образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся [7, с. 15].
По мнению В. Д. Шадрикова, во внеклассной деятельности обучающиеся получают возможность включаться в определенные социальные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл. Участие младших школьников во внеклассной деятельности представляет собой способ введения ребенка в общественную жизнь» [8, с. 38]. Внеклассная деятельность включает в себя совокупность занятий и общение учащихся в школе после уроков. По его мнению, сюда входят элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленную на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда [8, с. 11].
Развитие творческих способностей младших школьников происходит в различных видах внеклассной:
1) игровая деятельность;
2) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
3) проблемно-ценностное общение;
4) трудовая (производственная) деятельность;
5) познавательная деятельность;
6) художественное творчество;
7) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Согласно исследованиям известно, что обучение младших школьников в игровой форме, особенно под руководством учителя, содействует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать идеи, планы индивидуальных и коллективных действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы