Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние самооценки на успешность обучения младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2. Понятие самооценки и ее особенности у младших школьников 11
1.3. Проблема успешности обучения в младшем школьном возрасте 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1.Организация исследования влияния самооценки на обучение детей 22
2.2. Анализ связи уровня самооценки с успешностью обучения младших школьников 25
2.3. Рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Введение:
Актуальность темы работы. Среди индивидуальных свойств личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, влияют на формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.
Младших школьный возраст занимает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля, действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Основной деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов, влияющих на формирование самооценки детей. Поэтому является необходимым понимание условий, факторов и обстоятельств, которые оказывают влияние на формирование самооценки младших школьников в условиях современного педагогического процесса.
Решающее значение в процессе формирования личности ребенка имеют воспитательные воздействия, основной целью которых выступает обеспечение успешного усвоения индивидом норм и требований общества и постепенное превращение их во внутренние регуляторы поведения. В связи с этим успешность обучения выступает важным моментом в психологическом здоровье личности школьника.
Степень изученности темы исследования. Само понятие самооценки было введено в педагогическую науку такими зарубежными исследователями как К. Роджерс, У. Джеймс, Р.Бернс, а так же отечественными учеными И.С. Коном, Б.Г. Ананьевым и Л.И. Божовичем.
Проблема самооценки, как одного из наиболее сложных аспектов психологии личности, была объектом изучения сравнительно немногих психологов. Свой вклад в исследование проблематики самооценки и ее влияния на успешность обучения сделали П.К. Анохин, П.П. Блонский, М.И. Боришевский, Л.Н. Деркач Л.В. Долинская, И.О. Зимняя, М.Г. Гаспарова, А.А. Леонтьев, К.П. Мальцева, С.Ю. Николаева, Г. Салливан, В.И. Селиванов, Б. Скиннер, Г.П. Якобсон и др.
Целью выпускной квалификационной работы является определение роли самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Определить понятие самооценки и ее особенностей в младшем школьном возрасте.
3. Изучить проблему успешности обучения у младших школьников.
4. Организовать исследование по определению влияния самооценки на обучение младших школьников.
5. Проанализировать связь уровня самооценки с успешностью обучения детей.
6. Составить рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – связь уровня самооценки и успешности обучения у детей младшего школьного возраста.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования:
— теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала;
— эмпирические методы (наблюдение, опытно-экспериментальное исследование);
— количественная и качественная обработка полученных данных.
Структура работы состоит из введения, которое определяет актуальность исследования, цель и круг задач исследования;
Главы 1, которая посвящена изучению особенностей влияния самооценки на успешность обучения младших школьников;
Главы 2, в которой раскрывается проведенное эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния уровня самооценки на успешность обучения детей младшего школьного возраста;
Заключения, в котором подводятся итоги проведенного исследования, списка литературных источников и приложений.
Заключение:
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки – не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребенка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении обучающегося в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.
Для того, чтобы сформировать адекватную самооценку и уровень самоконтроля у младших школьников нами были выявлены психолого-педагогические условия:
— использование форм, методов и средств организации учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки младших школьников;
— организация педагогического взаимодействия с обучающимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи», направленного на возникновение у обучающихся адекватной самооценки;
— актуализация и развитие рефлексивных навыков;
— педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;
— создание ситуации успеха.
Данные условия помогут сформировать самооценку и самоконтроль школьников, являющиеся подлинным регулятором их деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда будет правильно организованна сама деятельность учеников, когда их учат анализировать ее ход.
Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать адекватную самооценку младших школьников. Незаменимо для формирования адекватной самооценки и создание ситуаций успеха.
Родителям рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку. А также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.
Проблема самооценки, как одного из наиболее сложных аспектов психологии личности, была объектом изучения сравнительно немногих психологов. Свой вклад в исследование проблематики самооценки и ее влияния на успешность обучения сделали П.К. Анохин, П.П. Блонский, М.И. Боришевский, Л.Н. Деркач Л.В. Долинская, И.О. Зимняя, М.Г. Гаспарова, А.А. Леонтьев, К.П. Мальцева, С.Ю. Николаева, Г. Салливан, В.И. Селиванов, Б. Скиннер, Г.П. Якобсон и др.
Целью выпускной квалификационной работы является определение роли самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Определить понятие самооценки и ее особенностей в младшем школьном возрасте.
3. Изучить проблему успешности обучения у младших школьников.
4. Организовать исследование по определению влияния самооценки на обучение младших школьников.
5. Проанализировать связь уровня самооценки с успешностью обучения детей.
6. Составить рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – связь уровня самооценки и успешности обучения у детей младшего школьного возраста.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования:
— теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала;
— эмпирические методы (наблюдение, опытно-экспериментальное исследование);
— количественная и качественная обработка полученных данных.
Структура работы состоит из введения, которое определяет актуальность исследования, цель и круг задач исследования;
Главы 1, которая посвящена изучению особенностей влияния самооценки на успешность обучения младших школьников;
Главы 2, в которой раскрывается проведенное эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния уровня самооценки на успешность обучения детей младшего школьного возраста;
Заключения, в котором подводятся итоги проведенного исследования, списка литературных источников и приложений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития [1].
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
По мнению одного из исследователей В.В. Давыдова, младший школьный возраст является особым периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и общественно оцениваемой учебной деятельностью.
Отметим, что в 6-7-летнем возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с другими людьми в связи с переходов в школьный возраст. В этот период времени происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами отношения с окружающими становятся новыми [6].