Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние особенностей эмоциональной атмосферы урока на развитие познавательных способностей младшего школьника с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава I Теоретические аспекты изучения влияния особенностей эмоциональной атмосферы урока на развитие познавательной активности младшего школьника с ЗПР 7
1.1. Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте (норма) 7
1.2. Эмоциональная составляющая социально-педагогического сопровождения процесса обучения младших школьников с ЗПР 15
1.3 Театральная деятельность как средство развития познавательной активности в младшем школьном возрасте 26
Выводы по главе I 31
Глава II Экспериментальное исследование познавательной активности младших школьников с ЗПР 33
2.1 Организация экспериментального исследования уровня познавательной активности младших школьников с ЗПР 33
2.2 Обобщение и анализ результатов эксперимента на констатирующем этапе 37
Выводы по главе II 42
Глава III Формирование системы коррекционно-обучающего сопровождения младших школьников с ЗПР, направленной на развитие познавательной активности посредством театральной деятельности 43
3.1 Содержание работы по повышению познавательной активности младших школьников с ЗПР посредством театральной деятельности 43
3.2 Результаты формирующего этапа эксперимента 52
Выводы по главе III 57
Заключение 58
Список литературы 60
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе развития среди наиболее значимых задач, стоящих перед отечественной системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного развития младших школьников. Инновационные процессы, которые занимают приоритетное место в образовательной системе, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, активной в социальном и познавательном плане. При этом, познавательная активность как целенаправленная, интенсивная деятельность рассматривается современными педагогами и психологами как главная, приоритетная предпосылка творческого и полноценного обучения и развития младшего школьника.
В течение последних лет наблюдается тревожная тенденция роста количества детей с разной степенью отклонений в состоянии психофизического здоровья, которые обусловлены различными факторами. При этом, весомую часть среди детей с отклонениями занимают дети с ЗПР — задержкой психического развития, которых на фоне общего ухудшения детского здоровья становится все больше. В данном контексте особое значение приобретает соответствующее совершенствование содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития, что имеет целью помочь успешной адаптации данной группы детей к условиям обучения, способствовать их оздоровлению и полноценному развитию.
Проблема развития познавательной активности младших школьников является одной из важнейших в системе начального обучения. Залогом эффективности учебной деятельности и процесса обучения младших школьников с ЗПР является результативность познавательной деятельности, от которой зависит целенаправленность мыслительной активности, развитие интеллектуальной рефлексии и врожденных задатков учеников и др. Анализ современных исследований и публикаций свидетельствуют о том, что наиболее важным и эффективным периодом для совместного обучения и развития познавательной активности детей является младший школьный возраст, поскольку в этот период развития существует уникальная возможность преодолеть ЗПР. Кроме того, при определенных условиях развитие детей младшего школьного возраста, нуждающихся в коррекции психофизического развития, может выравниваться или приблизиться к уровню развития здоровых сверстников, и в рамках существующих образовательных систем можно управлять этим процессом.
Проблема развития познавательной активности младших школьников является актуальной, а потому не удивительно, что была в поле зрения многих ученых, изучавших различные ее аспекты. Исследовали этот вопрос специалисты в области психологии и педагогики: М.А. Алиева, А.Н. Буторина, С.И. Репкина, Л. Аристова, Т.И Шамова, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили и другие.
В современной психолого-педагогической науке ряд актуальных исследований посвящены изучению проблемы эмоциональности обучения, влияния эмоций на различные компоненты процесса обучения: А.И. Белкин, А.Ф. Бондаренко, В. К. Вилюнас, Д. Майер и др.
Проблема задержки психического развития у детей младшего школьного возраста остро встала перед психолого-педагогической наукой уже давно. Изучением вопросов диагностики и коррекции данного психофизического состояния занимались известные психологи и дефектологи: Н.А. Бастун, И.Д. Бех, В.И. Бондарь, Т.А. Власова, Т.Д. Ильяшенко, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, Н.С. Певзнер, Н.В. Рождественская и др.
Некоторые вопросы коррекции задержки психического развития детей в контексте активизации познавательного интереса нашли свое отражение в научных работах И. Н. Агафоновой, И. В. Дубровиной, С. И. Ефимовой, Б. Г. Круглова, В. Г. Степанова, А. В. Фурмана.
Заключение:
Результаты проведенного анализа научной литературы по проблеме влияния театральной деятельности на познавательную активность младших школьников с ЗПР предоставили возможность для формулировки следующих выводов:
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что предлагает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности.
Младшие школьники очень чувствительны к воздействию окружающих их условий жизни, они впечатлительны и эмоциональны и в наивысшей мере воспринимают те объекты или свойства предметов, которые вызывают в них всплеск эмоций и эмоциональный отклик.
Эмоциональная составляющая учебной деятельности является не сопровождающим, а значимым элементом, который влияет как на результаты этой деятельности, так и на формирование познавательной активности, самооценки, уровня домогательств и др.
Эмоции обусловливают динамические характеристики познавательных процессов (тонус, темп, уровень активности) и побуждают к соответствующим действиям. При этом положительная эмоциональная окраска занятий является мощным мотивационным фактором в организации учебной деятельности с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности способствует активизации познавательных процессов, проявляется в способности к формированию основных учебных действий младших школьников с ЗПР.
Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на развитие познавательной активности младших школьников с ЗПР, способствует всестороннему целостному развитию личности. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира через многообразные образы, цвета, звуки, а точно заданные педагогом вопросы стимулируют их думать, анализировать, делать выводы, способствуют развитию умственных и творческих способностей.
Для диагностики уровня развития познавательной активности у учащихся начальных классов с задержкой психического развития нами были использованы методы наблюдения и анкетирование. Согласно обозначенным критериям уровней познавательной активности в процессе наблюдения, учащиеся начальных классов были распределены нами по уровням развития познавательной активности. В результате проведенного анализа полученных результатов на констатирующем этапе исследования мы пришли к выводу, что уровень познавательной активности младших школьников с ЗПР в обоих группах является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьников.
С целью повышения эффективности системы коррекционно-обучающего сопровождения младших школьников с ЗПР, направленной на развитие познавательной активности нами была разработана программа совершенствования познавательного интереса младших школьников с ЗПР посредством театрализованной деятельности с использованием в учебно-коррекционном процессе развивающих театрализованных игр «Учимся с интересом», которая была реализована в работе с экспериментальной группой детей (учащимися 3-а класса). Целью формирующего эксперимента является повышение уровня познавательной активности у детей с ЗПР средствами театрализовано-игровой деятельности. Следует отметить то, что в результате внедрения программы коррекционной работы по развитию познавательной активности средствами включения на коррекционно-развивающих занятиях в экспериментальной группе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития театрализованных игр и элементов театрализованной деятельности значительно улучшились показатели развития познавательной активности. При этом, в контрольной группе положительных изменений не наблюдается.
Фрагмент текста работы:
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом развития ребенка, охватывающим период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства и школьника.
Данный возрастной период является сенситивным для активного развития личности, формирования психических познавательных процессов, эмоционально-чувственной и мотивационно-ценностной сфер и определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Н.В. Бордовская, С.И. Розум отмечают, что психическое и личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте предопределяется «…особенностью социальной ситуации развития — началом обучения в общеобразовательной школе» .
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе . В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлена на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Так, ведущей деятельностью данного возрастного этапа является учебная — предполагающая целенаправленную образовательную деятельность учащихся, результатом которой является «..развитие личности, интеллекта, способностей, усвоение знаний, овладение умениями и навыками» .
В процессе обучения в начальных классах у младших школьников происходит интенсивное развитие и качественные преобразования всех процессов познавательной сферы: восприятие, внимания, воображения, памяти, мышления, обогащается эмоционально-волевая сфера. Ребенок учится с помощью взрослых управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать импульсивные желания. У него развиваются настойчивость, выдержка, самообладание. В конце этого периода познавательные процессы превращаются в высшие психические функции, которым присуща произвольность и опосредованность.
Среди основ учебной деятельности ведущими теоретиками и практиками педагогической науки выделяются познавательный интерес, представляющий собой выразительную интеллектуальную направленность ребенка на поиск нового в предметах, явлениях, событиях, сопровождаемый стремлением глубже познать их особенности, осознанное отношение к предметам, явлениям, событиям и новая социальная позиция.
В исследованиях проведенных А.М. Матюшкиным отмечается, что «…младший школьный возраст является сензитивным для: развития умения учиться, навыков и приемов учебной работы; развития навыков саморегуляции, самоконтроля и самоорганизации; формирования мотивов учения; развития устойчивых интересов и познавательных потребностей; усвоения нравственных и социальных норм; становления адекватной самооценки; развития коммуникативных навыков и критичности по отношению к себе и окружающим; раскрытия индивидуальных способностей и особенностей» .
По определению данному А.Н. Буториной, «…познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в процессе учебной деятельности» . Поскольку содержанием познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к реальному миру.