Общая психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние кризисных ситуаций в семье на развитие личности ребёнка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 6
1.1 Понятие и виды кризисных ситуаций в семье 6
1.2 Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности ребенка 15
1.3 Взаимосвязь кризисных ситуаций в семье и личностных особенностей ребенка 23
2. Содержание и методы эмпирического исследования влияния кризисных ситуаций в семье на особенности личности ребенка 34
2.1 Характеристика базы исследования: детского сада, групп 34
2.2 Характеристика методов исследования 36
2.3 Характеристика методов математической статистики 43
3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 44
3.1 Анализ эмпирических данных 44
3.2 Характеристика коррекционной программы по преодолению кризисных ситуаций в семье и работе с личностными особенностями ребенка 51
Заключение 58
Выводы 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

 

  

Введение:

 

Воспитание ребенка и развитие гармоничной личности, способной к творчеству и продуктивной деятельности, построению конструктивных взаимодействий и коммуникаций, с развитыми психическими и личностными качествами, с активной гражданской позицией, является значимой задачей системы образования и семьи. Направления и цели развития личности в образовательной и воспитательной деятельности представлены в документах, касающихся функционирования семьи и организации образования каждого ребенка, таких как Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании РФ, Федеральные государственные стандарты образования и др. При этом отмечается, что приоритетная роль в вопросах воспитания и образования ребенка принадлежит семье, соответственно, именно на семье лежит основная ответственность за то, какие качества личности будут сформированы у ребенка.
Современное состояние семьи в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций: увеличивается количество неполных семей, так называемых неблагополучных семей, разводов и др. Современная семья сталкивается с большим количеством кризисных явлений, помимо тех, которые в психологии семьи признаются нормативными и связаны с естественным циклом развития семьи. К подобным ненормативным кризисным ситуациям можно отнести феномены супружеской измены, смерть одного из семьи, насилие по отношению к кому-либо из членов семьи, значительное ухудшение финансового положения семьи, например, в связи с кризисом, потерей работы, тяжелая болезнь или инвалидность кого-то из членов семьи, наличие зависимостей у одного или нескольких членов семьи и т.д. Несмотря на то, что некоторые из перечисленных кризисов не затрагивают ребенка непосредственно, однако попытки родителей сохранить семью, неумение конструктивно взаимодействовать и разрешать возникшую кризисную ситуацию, разрушение семьи в результате неблагоприятных обстоятельств приводит к тому, что родители перестают уделять внимание воспитанию и общению с ребенком, а иногда ребенок в глазах родителей получает статус виновника произошедшего (например, при разводе), на котором можно выместить негативные эмоции. Даже в ситуации, когда родители стараются оградить ребенка от влияния кризисной ситуации, общая неблагоприятная атмосфера в семье все равно может воздействовать определенным образом на становление личности ребенка.
Исследователи отмечают, что в первую очередь страдает эмоциональная сфера ребенка. Возникают такие состояния, как тревожность, негативизм, агрессивность, развиваются разнообразные страхи и т. д. Причинами подобных тенденций может быть то, что зачастую родители неспособны наладить коммуникации друг с другом и преодолеть собственные эмоциональные и личностные проблемы, соответственно, для грамотной и продуктивной помощи детям у них не хватает энергетических ресурсов и необходимых знаний и навыков. Возникает необходимость внешней психологической помощи и поддержки, как со стороны психолога, так и со стороны образовательных учреждений, которые посещает ребенок. Можно предположить, что в образовательном учреждении целесообразно реализовывать направления деятельности, касающиеся непосредственно ребенка, а именно профилактика и преодоление развивающихся негативных личностных и эмоциональных тенденций, а также организация работы с детьми и родителями, позволяющая им осваивать умение конструктивно общаться и понимать собственного ребенка.
Анализ научных исследований по данному направлению деятельности показал, что вопросы влияния семейных кризисов на ребенка и работы в дошкольном учреждении по организации помощи семье и ребенку в преодолении последствий кризисных ситуаций в семье показывает, что данные вопросы исследованы недостаточно. Это определяет актуальность выбранного направления исследования.
Цель исследования: проанализировать особенности влияния кризисных ситуаций в семье на развитие личности ребенка.
Объект исследования: семейные кризисы.
Предмет исследования: влияние семейных кризисов на личность ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные виды и проявления кризисных ситуаций в семье;
2. Охарактеризовать роль семьи в развитии личности человека;
3. Изучить особенности влияния кризисных ситуаций на развитие ребенка;
4. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в семьях, столкнувшихся с кризисными ситуациями;
5. Предложить программу коррекционной деятельности по преодолению кризисных явлений в семье и их негативного влияния на личность ребенка.
Гипотеза: кризисные ситуации в семье оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние личности ребенка.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика «Шкала оценки эмоционального профиля дошкольников (до 3 лет) при адаптации к условиям детского сада» М.И. Студенкина, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан, методика изучения социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста, методика Рене Жиля, качественный и количественный анализ данных, методы математической статистики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья как социально-психологический феномен часто сталкивается с разнообразными кризисными явлениями в процессе своего жизненного цикла. Специалисты предлагают различные классификации возникающих в жизни семьи кризисных ситуаций, однако основным критерием, по которому они дифференцируются современными специалистами, является их нормативность или ненормативность. К нормативным кризисам могут быть отнесены такие кризисные ситуации, которые возникают естественном процессе жизнедеятельности и функционирования семьи, например, кризисы, связанные с появлением детей или их сепарацией от семьи. Такие кризисы ожидаемы, как правило, имеется опыт их преодоления другими семьями, поэтому достаточно часто они не оказывают разрушительного воздействия на семью. Они направлены на преобразование семейного уклада с целью перехода на новый этап жизненного цикла и оптимального функционирования на данном этапе.
Ненормативные кризисы также предполагают преобразование жизненного уклада семьи, однако, как правило возникают они неожиданно, что приводит к значительно более тяжелым последствиям для семьи: члены семьи тяжелей переживают подобные кризисы, часто возникают стойкие конфликтные взаимоотношения внутри семьи и т. д. В качестве примера подобных кризисов можно привести развод, смерть одного из членов семьи, тяжелая болезнь, резкое изменение финансового статуса семьи и т. д. Как правило, в таких ситуациях сильно страдают дети. Во многих случаях у взрослых не хватает ресурсов и знаний, чтобы преодолеть собственные эмоциональные и личностные проблемы, а ребенок в такой ситуации оказывается наедине со своими переживания, не получая необходимой поддержки и заботы от родителей. Это становится причиной возникновения негативных тенденций в развитии эмоционального состояния и формирования личности детей.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение эмоционального состояния дошкольников разных возрастных категорий, а также на изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, столкнувшихся с кризисными ситуациями. Были установлены следующие особенности. В группе детей раннего возраста было выявлено эмоциональное неблагополучие: дети демонстрируют низкий уровень адаптированности в детском саду, тревожность, страхи, проблемы в общении с окружающими (недоверчивость и др.).
В группе средних и старших дошкольников было выявлено также эмоциональное неблагополучие: такие дети демонстрировали наличие агрессивности, конфликтности, замкнутости и другие негативные тенденции. Родители всех воспитанников, участвующих в исследовании, продемонстрировали преобладающее неадекватное отношение к своим детям, что выражается в авторитарном стиле воспитании или отношении к своему ребенку как к «маленькому неудачнику».
В связи с этим возникла необходимость разработки комплексной программы психологической помощи семьям, столкнувшимся с кризисными ситуациями. В данной программе представлены направления помощи детям, а также работы с родителями, что позволяет параллельно корректировать эмоциональное состояние дошкольников, а также формировать у родителей адекватное отношение к своим детям и умения, позволяющие преодолеть кризис. Также родителям предоставляется информация об учреждениях, в которые они могут обратиться за помощью, помимо ДОУ.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
1.1 Понятие и виды кризисных ситуаций в семье

Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [13].
Семья выполняет ряд функций. В контексте данного исследования более интересна воспитательная функция, которая состоит в том, что она реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.
Теоретической базой системного подхода к изучению семьи становится общая теория систем, созданная в 40-е годы XX столетия Людвигом фон Берталанфи. Согласно основным тезисам данной концепции, семью следует интерпретировать как открытую систему, для существования которой необходим обмен с внешней средой. Тем не менее каждая конкретная семья имеет свои особенности, скрытые внутри нее, и с этой точки зрения она закрыта для внешнего мира. Соответственно, семья – система открыто-закрытая. Уже в данном случае можно говорить о смешении и перекрытии функций. Помимо этого, семья — система самоорганизующаяся. Из этого следует, что она организована в соответствии с принципом целесообразности и все ее поведение является целесообразным [4].
Источник трансформации расположен непосредственно внутри семьи. Требуется цель, которая могла бы задать направление функционирования всей семьи в целом и структурировала в нужном направлении. Семья — система первичная по отношению к каждому входящему в нее члену (элементу). Это следует интерпретировать как то, что те тенденции, в соответствии с которыми функционирует семья, могут отличаться и не соотноситься с теми закономерностями, по которым функционируют и действуют ее представители — ее элементы. Система «семья» регулирует членов семьи, иногда в противоположном их намерениям направлении. Намерения и действия поступки людей в системе являются вторичными и подчиняются правилу функционирования систем. Однако это семья, а не организационная структура, деятельность которой однозначно направлена на достижение общих целей и задач. Каждый человек, составляющий семью, также представляет собой систему, к тому же имеющую весьма сложную иерархию, интегрирующую физическую, химическую, биологическую и социальную константы в единую суть, развитие которой идет через неустойчивость и последующее разветвление (бифуркацию) [12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы