Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние интерактивных форм обучения на развитие личностных метопредметных результатов освоения общеобразовательной программы школьниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Метапредметные
образовательные результаты: их сущность и структура
1.2. Технология интерактивных
форм обучения
2.1. Организация исследования.
Описание методик
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
Введение:
Коренные изменения
приоритетов школьного образования привели к переходу от «знаниевого» обучения к
личностному развитию (Т. Н. Бондаревская, Н. В. Кузьмина, А. Маслов, В. В.
Сериков и др.), направленному на учет интересов и потребностей школьников [13].
Согласно новым
федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), смысл
современного образования заключается в актуализации личности ученика, активации
его внутреннего потенциала не только в развитии конкретной учебной
деятельности, но и в формировании образовательных результатов (метапредметных,
личностных и предметных).
Наиболее важными
является достижение метапредметных результатов, которые включают в себя навыки
постановки целей, планирования, информационного поиска, логического мышления,
коммуникативной культуры, рефлексии и т.д. Внедрение нового ФГОС также связано
с развитием идей деятельностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин и др.)
Данный подход
требует от учителя включения в учебных процесс новых форм преподавания для
активизации познавательной деятельности учащихся, перевода их на позиции
субъектов познания. При обучении упор делается на организацию самостоятельной
учебной деятельности учащихся, открытие ими новых знаний и способов действия,
т.е. о переходе к активному обучению в классе в сотрудничестве с учителем в
качестве партнера, а также с другими учащимися. В этом случае учащийся активно
участвует в процессе обучения не как пассивный слушатель, воспринимающий
информацию, предоставленную ему учителем, а как субъект, который способен в
большей степени контролировать процесс обучения и свою собственную учебную
деятельность[3]. Следует отметить, что достижение новых результатов обучения, в
том числе личностных и метапредметных (А.Г. Асмолов, И.В. Гребенев, В.Г.
Разумовский и др.), возможно только в процессе изучения предмета учебной
деятельности. Важными составляющими предметной деятельности являются
последовательное раскрытие объективной логики основ научного содержания
предмета, изучаемого в школе, и формирование понимания обучающимся сути
изучаемого раздела науки, а не содержания текста учебника [2]. При этом
необходимой частью деятельности учителя является непрерывная проверка и
коррекция конструкции урока (рефлексия и обратная связь).
Однако, как показывает
анализ, актуальность развития личностных метапредметных результатов становится
неоспоримой, а с другой стороной, сегодня особенно остро стоит проблема в
практике использования интерактивных форм обучения в их развитии. Это связано с
тем, что, несмотря на стремительные процессы информатизации, оснащение многих
школ техническими средствами обучения до сих пор несовершенно, в том числе, не
все педагоги могут эффективно их использовать на уроке. В связи этим возникает
необходимость в изучении влияния интерактивных форм обучения на развитие
личностных метапредметных результатов освоения общеобразовательной программы
школьниками.
На основании
вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каково влияние
интерактивных форм обучения на развитие личностных метапредметных результатов?
Объектом данной
работы вступили младшие школьники.
Предмет
исследования — личностные метапредметные результаты освоения
общеобразовательной программы.
Цель исследования
— определить влияние интерактивных форм обучения на развитие личностных
метапредметных результатов освоения общеобразовательной программы школьниками.
Гипотеза исследования: предполагается,
что систематическое использование интерактивных форм обучения будет способствовать эффективному развитию личностных метапредметных
результатов освоения общеобразовательной программы.
Задачи
исследования:
1. изучить
теоретические основы интерактивных форм обучения как средства достижения
обучающимися личностных метапредметных результатов освоения общеобразовательной
программы школьниками,
2. определить
особенности применения интерактивных форм обучения в развитии личностных
метапредметных результатов обучения,
3. выявить
эффективность использования интерактивных форм обучения в развитии личностных
метапредметных результатов обучения,
4. разработать
практические рекомендации по развитию личностных метапредметных результатов
обучения посредством интерактивных форм обучения.
Основные методы исследования:
— теоретические:
анализ научной литературы по теме исследования,
— наблюдение,
беседа, тестирование,
— методы
качественной и количественной обработки данных.
Исследование
осуществлялось поэтапно.
1 этап: проводился
комплексный анализ научно-методической литературы по использованию
интерактивных форм обучения, определялся круг методов и средств в развитии
личностных метапредметных результатов.
2 этап: проводилось
исследование по выявлению уровня развития личностных метапредметных результатов.
3 этап: были
апробированы интерактивные формы обучения как средство развития личностных метапредметных
результатов, проводилась вторичная диагностика, были сделаны основные выводы.
Новизна данной работы заключается в том, что
были предложены интерактивные формы обучения в развитии личностных
метапредметных результатов обучения, которые могут использованы на уроках в начальной школе.
Практическая
значимость данной работы заключается в том, что основные выводы могут быть
использованы в практической деятельности педагогов и педагогов-психологов в
диагностической деятельности личностных метапредметных результатов.
Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.
Заключение:
По результатам
проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В процессе
анализа научной литературы были изучены основные подходы к интерактивным формам
обучения как средства достижения обучающимися личностных метапредметных
результатов освоения общеобразовательной программы школьниками.
Было выявлено, что интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Интерактивные
формы используются для создания ситуации на занятии, дающей учащимся
возможность совместной работы, усвоения, повторения, систематизации учебного
материала, выполнения практических лабораторных работ, создания атмосферы
сотрудничества, творческого взаимодействия в процессе обучения: лучшего
восприятия и усвоения материала, создания микроклимата, побуждающего учащихся
свободно выражать свои мысли и впечатления, что способствует освоению материала
с учетом конкретных результатов обучения.
2. Были определены особенности применения
интерактивных форм обучения в развитии личностных метапредметных результатов
обучения. Было установлено,
что использование интерактивных методов обучения в начальной школе оказывает
существенное влияние на личность младшего школьника, способствует формированию
активности, самостоятельности, креативности, способности адаптироваться к
изменениям внешней среды. Развивается учебная деятельность (планирование,
рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль); формируются учебные мотивы, гуманные
отношения между детьми; формируется способность к сотрудничеству.
3. В ходе
проведения исследования вявлена эффективность использования интерактивных форм
обучения в развитии личностных метапредметных результатов обучения.
Высокий уровень на констатирующем этапе не
продемонстрировал ни один ученик из двух классов. Дети не умеют: работать с
первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезу,
разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать
достижения смежных наук. По результатам контрольного этапа, следует отметить,
что динамика в контрольном классе была не столь существенна, как в
экспериментальном классе. Дети из контрольного класса не умеют: работать с
первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезы,
разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать
достижения смежных наук. Дети экспериментального класса обладают развитыми
навыками: умением работать с различными источниками информации; умением
правильно разрабатывать методику исследования.; умение критически осмыслять
материал, представленный в том или ином источнике информации; умение
анализировать различные ситуации, выявлять наиболее важные и достоверные в
данной ситуации; умение не ясно и четко выражать свои мысли, уметь обосновывать
свои суждения; умение конструктивно подходить к проблеме; умение планировать
свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты; умение использовать
возможности ИКТ для представления результатов исследования.
4. Были
разработаны практические рекомендации по развитию личностных метапредметных
результатов обучения посредством интерактивных форм обучения.
Фрагмент текста работы:
1.1. Метапредметные образовательные результаты: их
сущность и структура
Стремительные изменения, происходящие
в обществе, обусловили необходимость оперативного реформирования российской
образовательной системы. Метапредметные
результаты обучения по ФГОС стали новым показателем эффективности
школьного обучения ввиду того, что только универсальные учебные действия (далее
– УУД), освоенные в ходе выполнения различных образовательных задач,
гарантируют готовность выпускников:
·
уверенно применять
полученные знания на практике, реализовывать освоенные умения и навыки в
нестандартных ситуациях;
·
быстро
ориентироваться в потоке информации, мыслить критически;
·
действовать в
условиях ситуациях выбора, аргументировано отстаивать свою позицию и нести
ответственность за принятое решение.
Понятие метапредметности, тесно
связанное с личностными достижениями, в методической науке трактуется в
значении «надпредметности» – объема компетенций, позволяющие решать различные образовательные
задачи независимо от их предметного содержания.
Разработчиками
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования метапредметность рассматривается с позиции интеграции, как способ
развития универсальных учебных действий, абстрактного мышления и овладения
учащимися целостной естественно–научной картиной мира [34].
Федеральным
государственным образовательным стандартом установлено, что метапредметными
результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены
следующие показатели: самостоятельное
определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в
обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность
в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных
задач; способность определять свои действия в соответствии с планируемыми
результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе
достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий
в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить
корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; реально
оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи,
возможность собственных ресурсов для её решения; способность определять
понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное
рассуждение, подводить итоги; владение фундаментальными способами самоконтроля,
основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в
учебной и познавательной деятельности; владение способами создания, применения
и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения
решений учебных и познавательных задач; способность к организации учебного
сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать в
составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать
конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон,
аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность осознанно, в соответствии
с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих
чувств, мыслей, желаний и потребностей; умение планировать и регулировать свою
деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить
смысловое чтение; умение формировать и развивать компетентности в сфере
информационно-коммуникационных технологий; способность к формированию и
развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и
профессиональной деятельности [39].
В представленной
А.Г. Асмоловым позиции содержательная составляющая метапредметных достижений
учащихся не требует введения особых учебных дисциплин — метапредметов.
Формирование метапредметных результатов должно происходить на всех предметах
без исключения, за счет дополнения специфических для каждого учебного предмета
действий и операций универсальными (метапредметными) действиями предполагается
устранение разобщенности учебных предметов [3].
Основным объектом оценки метапредметных результатов ФГОС
определяет сформированность ряда УУД:
Личностные УУД:
—
групповые проекты незаменимы в процессе проведения диагностики, поскольку позволяют наблюдать учителю за тем,
как ученики коллективно выбирают тему работу, распределяют роли с учетом
способностей детей таким образом, чтобы каждый внес важный вклад в реализацию
проекта.
—
портфолио индивидуальных достижений — фиксация ситуации успеха, дарящая
уверенность в себе и повышающая самооценку, стимулируя к самообразованию и
совершенствованию личностных качеств [40].
Регулятивные УУД: без целеполагания
полноценное освоение темы неосуществимо, а потому детям в первом этапе урока
предлагают ответить на вопросы: Что я уже знаю? Что я смогу узнать? Какие
предметные области для этого понадобятся? В конце урока предлагают найти ответ
на другой вопрос: Что я узнал нового на уроке? Что было для меня наиболее
интересным?
Познавательные УУД: для
диагностики общеучебных действий педагогическая практика использует проблемные
творческие продуктивные задачи, которые включены в различные этапы проектов,
постановка тестовых вопросов и поиск ответов на них.
Коммуникативные УУД: для диагностики используются
—
уточняющие вопросы к выступающему ученику, что развивает мыслительные процессы
детей, навык составления вопроса, ведения дискуссии со сверстниками;
—
выступление перед классом с сообщением или докладом — развитие способности
высказывать свои суждения, аргументировать собственное мнение, практика
монологической речи;
—
продолжение суждения одноклассника или поиск контраргументов — прием, который
предполагает развитие красноречия и мышления, умения слушать и слышать
одноклассников, навыки построения высказывания;
— учебная
дискуссия (мозговой штурм, круглый стол, дебаты) — эффективный прием
диагностики, который помогает дать оценку умения вести диалог, отстаивать
собственное мнение, использовать аргументы [40].
В основе личностных метапредметных результатов учащихся лежит содержание
концепции А. Г. Асмолова [3]:
1) самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
2) целеполагание в постановке учебной задачи; планирование — определение
последовательности деятельности; прогнозирование; контроль в форме сличения
способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция — внесение
необходимых дополнений и корректив; оценка — выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
3) общеучебные; логические; постановка и решение проблемы.
4) умение слушать и вступать в диалог; учет позиции других людей;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка
вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; — умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владение монологической
и диалогической формами речи педагогический опыт.
Критериями оценки выступают личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные УУД. При этом показателями
сформированности личностных метапредметных результатов являются:
—
развитие у школьников познавательного интереса;
—
повышение успешности обучаемых по учебному предмету;
—
овладение общеинтеллектуальными умениями, такими как:
— умение работать с различными источниками
информации;
— умение правильно выработать методологию
исследования;
— умение критически осмысливать материал,
представленный в том или ином источнике информации;
— умение анализировать различные ситуации,
выделять главное и достоверное в той или иной ситуации;
— умение не четко и ясно излагать свои
мысли, уметь обосновывать свои суждения;
— умение конструктивно подходить к решению
поставленной проблемы;
— умение планировать свою деятельность,
проверять и оценивать ее результаты;
— умение использовать возможности ИКТ для
представления результатов исследования [40].
Метапредметные результаты обучения младших школьников выступают механизмом
и средством оценки сформированности метапредметности на уровне начального
общего образования.