Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Влияние дидактических игр на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме
исследования научно-педагогической литературы по теме ВКР
1.1. Особенности развития внимания в дошкольном
возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование развития
внимания дошкольников
2.3.Анализ полученных результатов
Список используемой литературы
Введение:
Актуальность
исследования. Значимость внимания среди других
психических процессов обуславливает актуальность данного исследования. Принимая
во внимание, тот факт, что внимание определяется как процесс, который
способствует концентрации сознания и концентрации на конкретных объектах,
явлениях или деятельности, необходимо признать, что само внимание «включает»
регулирование работы и психологических процессов. Поэтому трудности, связанные
с развитием внимания, особенно актуальны на сегодняшний день. Важнейшей
особенностью и условием развития детей как основной части образовательной
деятельности является развитие его произвольного внимания. Сегодня ФГОС
предъявляет высокие требования к развитию познавательных процессов у детей, в
том числе к развитию произвольного внимания.
Внимание позволяет
ребенку воспринимать, запоминать, понимать материал, действовать в соответствии
с инструкциями учителя, а компоненты тех или иных действий могут не
интересовать напрямую, но в то же время требовать самоорганизации, силы воли.
Развитие произвольного внимания у учащихся является одной из основных проблем
прикладной педагогической психологии. Однако, несмотря на большое количество
литературы по проблеме, она остается недостаточно разрешенной.
Объект исследования:
внимание дошкольников возраста.
Предмет исследования:
формирование внимания в дошкольном возрасте.
Цель исследования:
теоретически обосновать, составить и апробировать программу формирования
внимания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие внимания у
детей дошкольного возраста будет более эффективным, если составлена программа
которая содержит в себе комплекс игровых упражнений, включающих развитие
произвольного внимания, саморегуляции психофизиологических и эмоциональных
состояний.
В соответствии с целью и
гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
Провести теоретический
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования внимания.
Рассмотреть возрастные
аспекты проблемы формирования внимания.
Составить, апробировать и
определить эффективность программы формирования произвольного внимания у детей
с дошкольного возраста.
Методологической основой
исследования явились основные положения теории развития личности, способностей
и деятельности (К.К. Платонов); концепция Л.С. Выготского о двух взаимосвязанных
зонах развития ребенка; деятельностный подход к изучению моторики и психики
ребенка (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); идея единства
умственного, нравственного и физического в формировании личности (В.К.
Бальсевич, Л.И. Лубышев, В.И. Столяров), теория возрастной периодизации в
развитии ребенка Д.Б. Эльконина
Структура выпускной
квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной
литературы.
Заключение:
Внимание
– это важнейшее качество, которое регулирует процесс отбора нужной и важной
информации и исключение лишней, бесполезной. В человеческий мозг каждую секунду
поступает большое количество информации и если бы у человека отсутствовало
внимание, то наш мозг не смог бы справиться с таким потоком.
Внимание
обладает свойствами: объемом, концентрацией, устойчивостью и переключением,
распределением и переключаемостью, а так же произвольностью. Нарушение каждого
из свойств внимания приведет к тому, что ребенок не способен будет усвоить
необходимую информацию.
В
дошкольном возрасте у детей больше преобладает произвольное внимание, чем
непроизвольное. Но уже к среднему дошкольному возрасту увеличивается объем
внимания- ребенок может удерживать от 2 до 5 предметов. Развитие многих
действий ребенка увеличивает возможность распределения внимания. Устойчивость
внимания также возрастает, но произвольное внимание еще недостаточно устойчиво.
Часто
у детей встречается недостаточная произвольность внимания, у ребенка возникают
трудности в сосредоточении внимания по команде.
Развить
произвольность внимания у детей способствуют дидактические игры на развитие
внимания. В результате исследования мы выявили сущность понятия внимания и
охарактеризовали его особенности у дошкольников. Провели
опытно-экспериментальную работу по диагностике внимания у дошкольников..
Анализ
опытно-экспериментальной работы показал, что проблема развития внимания у
дошкольников очень значительна.
Полученные
результаты показали, что в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы
произвольности внимания на основе развития познавательных процессов. Внимание
приобретает опосредованный характер.
При
проведении методик, мы столкнулись с тем, что у многих детей наблюдалось
отсутствие интереса к выполнению заданий, что связано с недостатками в развитии
внимания.
Для
коррекции внимания детей, чьи результаты оказались ниже среднего мы подобрали
методические рекомендации по проведению дидактической игры.
В
целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста
целесообразна разработка методик и внедрение усовершенствованных задач.
Систематически использовать дидактические игры для развития внимания
дошкольников.
Таким
образом, цель нашей работы достигнута,
задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретический анализ по проблеме исследования научно-педагогической литературы
по теме ВКР
1.1. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
Возраст от четырех до
пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в
жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На
данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются
познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические
возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать
родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это
значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими
сверстниками.
Физические
возможности ребенка значительно возрастают:
улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом
сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в
целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с
младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что
физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано
с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому
ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для
отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они
существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и
набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем
детского организма.
Психическое
развитие ребенка в возрасте 4–5 лет
быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие
и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более
осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем
обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства
стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является
наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят
практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере
взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту
постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем
памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение
взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут
в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься
каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные
особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия
для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.