Гражданское право Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Юриспруденция

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Общая характеристика юридической ответственности за нарушение прав потребителей 6
1.1. История становления института юридической ответственности за нарушение прав потребителей в России и за рубежом 6
1.2. Общее понятие юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей 18
Глава 2 Юридическая ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей 26
2.1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя 26
2.2. Иные виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей 30
Глава 3 Проблемы привлечения к юридической ответственности за нарушение прав потребителей в Российской Федерации 44
3.1. Проблемы привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей 44
3.2. Проблемы привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей 49
Заключение 59
Список использованных источников 62

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ : «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а защиту прав и свобод человека и гражданина Основной закон относит к обязанности государства. Каждый день граждане вступают в общественные отношения, направленные на удовлетворение естественных материальных или бытовых потребностей. Степенью развития правового регулирования таких отношений определяется уровень защиты интересов населения. Характерным индикатором отношения государства к гражданину является сфера потребления. В современных условиях развития рыночных отношений задача урегулирования правового обеспечения прав потребителя наиболее актуальна.
В рамках потребительского рынка сочетаются, а также вступают в противоречие интересы тех, кто реализует товары или услуги и тех, кто выступает в роли покупателя товаров или потребителя услуг. Именно поэтому данная сфера отношений требует особой регламентации.
Принятый в 1992 году закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» задал направление развития правовой политики России по обеспечению жизненно важных интересов населения.
Закон о защите прав потребителей – это акт, который устанавливает права и обязанности как покупателя, так и продавца. Достаточно часто можно встретить различные типы нарушений законодательства, и многие ситуации остаются нерешенными, поскольку не каждый из нас осведомлен о своих правах. Ведь некоторые споры решить возможно только в принудительном порядке, составив исковое заявление о нарушении.
Статистика говорит о том, что более 50% процентов покупателей были когда-то обмануты или обвешаны в процессе приобретения товара. Часто это происходит на продовольственных и вещевых рынках, но некоторые официальные государственные торговые точки не гнушаются подобным видом заработка.
Согласно статье 17 Закона «О защите прав потребителей» клиенты имеют право обратиться в суд с претензией к продавцу, если ранее урегулировать спор мирно не удалось. Как показывает судебная практика, вплоть до 2016 года наблюдалась постоянная тенденция к существенному росту объемов судебной работы: количество рассмотренных дел данной категории увеличилось за пять лет на 71 % и достигло 397 145 в 2016 г.
Об актуальности темы исследования говорит и то, что, несмотря на появление в 2014 году ст. 238.1 УК РФ «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» , количество зарегистрированных по ней преступлений с каждым годом растет. И если в 2016 году за преступления по данной статье УК РФ было осуждено всего 2 человека, то в 2017 – уже 13, а в 2018 – 38.
Проблемы развития российского законодательства в сфере защиты прав потребителей до настоящего времени не были предметом комплексного научного исследования. Вопросы правового регулирования защиты прав потребителей в большинстве случаев рассматривались с позиции исключительно гражданского права.
Имеющиеся многочисленные научные работы, монографии, учебные пособия, главы в учебниках, научные статьи по вопросам ответственности за нарушение прав потребителей не решили всех важнейших вопросов выработки современной научной концепции правового регулирования в данной сфере.
Актуальность и недостаточность исследования проблем юридической ответственности за нарушение прав потребителей обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Объект исследования — общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны прав и законных интересов потребителей.
Предмет исследования — нормативно-правовые акты уголовного, административного и гражданского законодательства, которые устанавливают ответственность за нарушение прав потребителей.
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в проведении системного анализа юридической ответственности за нарушение прав потребителей. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть историю становления института юридической ответственности за нарушение прав потребителей в России и за рубежом;
— раскрыть общее понятие юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей;
— исследовать гражданско-правовую ответственность за нарушение прав потребителя;
— исследовать иные виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей;
— выявить проблемы привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей;
— выявить проблемы привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили такие методы научного познания как общенаучный, сравнительно-правовой, логический, системно-структурный, социологический и др.
Теоретическая база исследования. Теоретическую основу исследования составили научные труды и монографии, принадлежащие перу таких авторов как Благодир А.Л., Беляев Н.А., Белов В.А., Бунич Г.А., Бычко М.А., Гончаров, А.А., Еналеева И.А., Замков И.В., Корнилов Э. В., Парция Я.Е., Потапов Ю.Г., Распопин А.Н., Садиков О.Н., Сергеев А.П., Смолянинов В.П., Сутягин А.Г., Толстой В.К. и др.
Нормативно-правовая основа исследования. В процессе исследования были проанализированы соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих охрану прав потребителя, а также отечественная и зарубежная юридическая литература, освещающая данную проблематику.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем предпринята авторская попытка расширения и дополнения научно-практических представлений о защите прав потребителей с применением современной методологии и актуальных данных.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Выявленная характеристика потребителя с позиции его правового статуса, позволяет утверждать, что под таковым следует понимать любое физическое лицо, гражданина, приобретающего или приобретшего товар (работу или услугу), в т. ч. в пользу другого лица, исключительно для личного не связанного с предпринимательской деятельностью потребления. Данная формулировка является доктринальной, поскольку определяется не только по нормам действующего в гражданской сфере законодательства, но и по тем признакам, которыми наделен потребитель, основным из которых является наличие у него некоторой совокупности специальных прав.
В то же время, правовыми элементами статуса потребителя, являются не только права, но и обязанности, а также соответствующая ответственность за их нарушение или ненадлежащее исполнение.
Такое положение в полной мере отвечает потребности обеспечения защиты прав потребителя на современном этапе развития общественных отношений в России от установления диктата тандема «продавец — производитель» на рынке потребительских товаров и услуг.
Анализ правовых элементов статуса потребителя показал, что имеющиеся у него на сегодняшний день права, обязанности, а также ответственность за их нарушение определенно скоррелированы в сторону первых, что, соответственно, отражено в заметно низком уровне двух других элементов – обязанности и ответственности.
Такая ситуация не могла не выразиться в наличии проблемы удержания баланса интересов потребителей и продавцов в равнозначном значении со стороны законодателя, который в системе «продавец — потребитель» уравновешен лишь частично, с некоторым перевесом в пользу второго.
Уяснение смысла законодательного регулирования баланса интересов потребителя с интересами продавца (изготовителя, производителя) товаров (работ, услуг), позволило определить необходимость разработки и введения в действие механизма адекватного реагирования на неправомерные потребительские требования. Совершенно очевидно, что в действующем законе о защите прав потребителей не хватает определенной проработанности позиции продавца при некоторых ситуациях, связанных в частности:
а) со свойствами отдельных категорий товаров (автомобили, технически сложные устройства и др.);
б) с порядком возмещения их стоимости либо восстановительных работ.
Также в результате исследования:
1. Предложено расширить круг субъектов ст. 238 УК РФ за счет привлечения к ответственности иных лиц, в действиях которых содержатся признаки объективной стороны данного состава.
2. Для устранения коллизий между уголовным и административным законодательством предложено исключить из КоАП РФ ч. 2 ст. 14.4 и вследствие этого расширить толкование ст. 238 УК РФ.
3. Обоснована необходимость изложения п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ в следующей редакции: «те же деяния, если они совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до четырнадцати лет». В данном случае, непосредственным объектом преступления выступает здоровье детей. Предметом – детское питание, одежда, игрушки, школьные принадлежности. Снижать данный возраст до шести лет нецелесообразно.
4. Предложено дополнить диспозицию ч. 1 ст. 238.1 УК РФ такими общественно опасными действиями, как изготовление, хранение, перевозка и сбыт ФЛС, представив её в следующей редакции: «Производство, изготовление, хранение, перевозка с целью сбыта или сбыт фальсифицированных лекарственных средств».
5. Обосновано предложение по исключению из диспозиции ч. 1 ст. 238.1 УК РФ указания на крупный размер, а из примечания 2 его толкования, так как речь не может идти о размере фальсификата в какой-либо сумме, можно говорить о сумме причинённого ущерба.
К основным проблемам квалификации преступлений, связанных с нарушением прав потребителей относятся:
— установление признака общественной опасности деяния;
— установление вины;
— установление субъекта преступления, когда перечисленные в диспозиции ст. 238 УК РФ действия свершаются в организации.
Указанные основные направления совершенствования уголовной ответственности за нарушение прав потребителей помогут более эффективно бороться с преступными проявлениями в данной сфере.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общая характеристика юридической ответственности за нарушение прав потребителей
1.1. История становления института юридической ответственности за нарушение прав потребителей в России и за рубежом

Становлению потребителя как самостоятельного субъекта правоотношений, способствовал ряд таких факторов как процесс развития прав человека и гражданина, законодательное обеспечение механизма реализации и защиты этих прав, переход на рыночные способы хозяйствования и т. д.
Следует также отметить, что в России, на современном этапе развития общественных отношений, потребитель, также, как и в других развитых демократических странах, максимально возможно защищен, что указывает на определенный уровень его правового положения в системе отношений с продавцом или изготовителем (производителем) товаров (работ, услуг) .
Если вкратце рассмотреть ретроспективу законодательства о правах и интересах потребителей, то можно уверенно говорить, что оно имеет глубокие исторические корни и прошло длительный путь своего развития.
Так, истоки зарождения прав потребителей обнаруживаются уже в римском праве: в связи с возникновением торговли стали складываться отношения двух субъектов права – потребителя и продавца. И именно с того времени зарождается норма, защищающая права потребителей, например, продавец обязан был передать покупателю вещь в надлежащем состоянии по качеству, в противном случае следовало наказание как уголовного, так и гражданского характера .
Исследуя историю отечественного права, следует отметить, что первые элементы прав потребителей были закреплены в таких законодательных памятниках как Русская Правда, Псковская судная грамота, Свод законов Российской империи. Например, Русская Правда возлагала на продавца ответственность в том случае, если в проданной вещи оказывался недостаток. В Псковской судной грамоте речь идет об имущественных сделках, которые регулировались обычаями. В Петровский период договоры купли-продажи заключались при свидетелях, либо поручителях и это также было законодательно закреплено в Соборном уложении 1649 г. Свод законов Российской империи определяет наказание за нарушение стандартов мер и весов. Таким образом, мы видим, что уже в давние времена, отношения между потребителями и продавцами законодательно регулировалось в пользу потребителей – менее защищенных субъектов данных правоотношений .
В период перехода России от мануфактуры к машинному производству появляются нормы, регламентирующие оценку качества товаров. Так, в Новоторговом уставе упоминается о таком понятии как товарный знак, где было сказано, что все товарные изделия подлежат обязательному клеймению. И в 1830 г. был принят закон «О товарных клеймах», который стал началом в становлении законодательства по регулированию качества товара и защиту прав потребителей в России .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы