Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Трансформация образа Итальянца в американской культуре. (на основе американских художественных фильмов 1950-2019)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИТАЛИИ В США 6
1.1. Национальный характер как основа исследования 6
1.2. Краткая история становления образа итальянца в культуре США 16
1.3. Средства создания образа итальянца в США 23
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ИТАЛЬЯНЦА В КИНЕМАТОГРАФЕ (1950 – 2010Е ГГ) 28
2.1. Специфика изменения образа Итальянца в фильмах разных лет 28
2.2. Основные константы образа 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Введение:
Современные исследования в области лингвистики посвящены не только изучению лексических, грамматических и фонетических особенностей языка, но и изучению связи между языком и культурными реалиями и ценностями. Так, одним из актуальных вопросов междисциплинарного дискурса является феномен национального характера, его определения и способов выделения основных черт представителей той или иной нации. Особый интерес представляет описание основных черт национального характера, типичных для представителей конкретного лингвосоциума.
Особенности мышления и восприятия мира неизбежно определяют специфику коммуникативного образа представителя определенной культуры. В связи с этим в настоящей работе рассмотрен образ нации сквозь призму вербальных и невербальных средств коммуникации, присущих итальянской лингвокультуре.
Язык является краеугольным компонентом в правильном декодировании и интерпретации культуры, так как он репрезентирует особенности национального характера; «Всякое изучение национального своеобразия, не использующее язык как вспомогательное средство, было бы напрасным, поскольку только в языке запечатлен весь национальный характер»], подчеркивает Вильгельм фон Гумбольдт. [Гумбольдт 1806; стр 303] Язык отражает национальные особенности каждого народа. Именно через язык выявляется психология нации, склад ее мышления и нравственное состояние. «Белладонна: в итальянском языке – прекрасная дама; в английском – смертельный яд. Яркий пример идентичности, присущей двум культурам» [Амброз Бирс, 1906] Помимо этого, язык определяет мышление и способ познания народа. Национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, неизбежно находят свое отражение в языке и речи. Этими обстоятельствами и объясняется выбор тематического поля квалификационной работы.
Актуальность исследования обусловлена динамикой развития «национального характера» в контексте глобализации.
Объектом исследования является образ в совокупности вербальных и невербальных черт.
Предмет исследования – изменения, произошедшие в восприятии образа итальянцев американцами, отраженные в американских художественных фильмах с 1950 гг. по 2019 г.
Целью предпринятого исследования служит выявление изменений черт национального характера итальянского национального характера, представленного в кинематографе США в период с 1950 гг. по 2019 г. В связи с этим в данной работе решаются следующие задачи:
1. описать основные подходы к пониманию феномена национального характера в междисциплинарной парадигме, проанализировать смежные с ним явления;
2. выявить наиболее стандартизированные, базовые черты итальянского национального характера на основе существующих в науке моделей и классификаций;
3. провести анализ фильмов американского кино с 1950 по настоящее время и представление в них образа итальянца
4. выявить особенности развития образа итальянца на основе фильмографии Голливуда с период с 1950 по 2019 год.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, среди которых ….
Эмпирической базой исследования послужила подборка американских фильмов периода с 1950 — 2019 гг. В работе использованы следующие методы:
1. Дескриптивный метод (описание существующих классификаций национального характера и выделяемых отечественными и зарубежными антропологами качеств носителей итальянской лингвокультуры).
2. Сравнительно-сопоставительный метод (сравнение черт итальянского национального характера с существующими классификациями).
3. Метод контекстуального анализа (анализ вербальных и невербальных средств, служащих для создания образа, интерпретация образа с точки зрения их лингвокультурной значимости).
Теоретическая значимость работы заключается систематизации представления о национальном характере, анализ образа итальянцев через призму восприятия американского кинематографа.
Практическая ценность работы состоит в возможности применения результатов исследования в рамках специальных курсов по лингвокультурологии, лингвоконцептологии, теории межкультурной коммуникации для лингвистических направлений подготовки.
Структура работы определяется ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение:
Национальный характер представляет собой одно из наиболее спорных явлений и выступает объектом исследования целого ряда научных дисциплин. Особую важность ему придает учет разнообразных факторов, служащих основой для формирования национальных черт, среди которых социальные, культурные, исторические. Предметом особых исследований явился британский национальный характер и его языковое выражение.
Были рассмотрены основные подходы к понятию «национальный характер», а также смежные с ним явления. Следует указать, что анализируемое понятие является предметом исследований различных научных сфер, среди которых культурология, этнопсихология, национальная психология, история, социология и др. В рамках данного исследования национальный характер трактовался с точек зрения психологии и культурологии.
К смежным понятиям с «национальным характером» следует отнести стереотипы, ментальность и менталитет. Опираясь на работы различных исследователей, мы сделали вывод о том, что менталитет в гораздо меньшей степени подлежит логическому анализу и представляет собой явление более широкое, чем национальный характер. Между ментальностью и менталитетом не проводится точного разграничения, нередко ментальность трактуется так же как менталитет, хотя на современном этапе развития языка данные понятия рассматриваются как общее и частное. Стереотип представляет собой особое явление, в основе которого лежит «выравнивание», выделение наиболее значимых черт предмета для его характеристики. Стереотипы реализуются на различных уровнях (индивидуальном, групповом, массовом) и непосредственным образом связаны с выделением черт национального характера.
Были описаны основные черты итальянского национального характера и указаны их различные классификации. На сегодняшний день существует ряд подходов к выделению черт итальянского национального характера. Так, М.В. Цветкова выделяет концепты (дом, свобода, частная жизнь, «честная игра», традиции, здравый смысл и чувство юмора), указывая на особую значимость «здравого смысла»; К. Фокс рассматривает в качестве ядра характера «социальную неловкость», выделяя ряд комплексов, рефлексов и мировоззрений; по мнению К. Хьюитт, национальный характер содержит стремление к приватности, эксцентричность, нежелание подчиняться управлению, стремление к свободе, толерантность, «честная игра», стремление к принадлежности к социальным группам, эмпиризм, чувство юмора. П. Лэнгфорд выделяет следующие черты: энергичность, порядочность, эксцентричность, сдержанность, молчаливость, прямолинейность.
Были выделены основные языковые средства выражения национального характера. К ним можно отнести использование идиом, в том числе пословиц, разнообразных устойчивых выражений, а также лексики с положительной/отрицательной коннотацией. Так, чувство юмора нередко находит выражение в полисемии, омонимии, деидиоматизации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИТАЛИИ В США
1.1. Национальный характер как основа исследования
Национальный характер, по словам Отто Бауэра, это «сочетание физических и духовных черт, которые отличают одну нацию от другой». В его работах понятие «нация» связано с общностью национального характера, сформировавшегося на почве общей судьбы. Изучением данного феномена занимается раздел социальной психологии – этнопсихология. Становление этнопсихологии как науки связно с именами немецких исследователей М.Лацаруса, Х.Штейнталя и В.Вундта, предпринявших в конце 19 века первые попытки научного анализа национальной психологии. Фундаментом немецкой школы являются идеи Гегеля об «объективном духе», изложенные им в «Философии духа» и «Философии права». В своих исследованиях Гегель изучал вопрос соотношения мышления и культуры и взаимосвязи природы и особенностей личности. Основным предметом его анализа было взаимодействие специфики личности, различных конфессий и метакультурных преобразований.
В 1859 году немецкие ученые Х. Штейнталь и М. Лацарус создали первое научное произведение по этнописхологии – книгу «Мысли о народной психологии». По мнению авторов, народная психология имела две составляющие: абстрактный элемент – занимающийся вопросами народного духа и его особенностей, и прагматический элемент — изучающий конкретные народы.
Наиболее популярной этнопсихологической концепцией в немецкой науке конца XIX века была «Психология народов» В. Вундта, где народ, этнос являлся основной движущей силой исторического процесса. Объектом исследования ученого являлась «Душа народа». Душа народа, по мнению Вундта, — это результат взаимодействия индивидов, который определяет дальнейшую специфику развития конкретного народа и порождает новые законы и явления.
Чтобы в полной мере исследовать понятие «национального характера», проанализируем такие смежные понятия как «менталитет», «ментальность» и «стереотип».. Вопрос выделения ряда особенностей, присущих той или иной национальной или этнической группе, является одним из наиболее актуальных для целого ряда научных областей, среди которых культурология, философия, этнология, национальная и политическая психология и т.д. в связи с этим различные исследователи предлагали разные термины для обозначения различных типичных отличительных черт разных народов
Согласно «Большому толковому словарю по культурологии», менталитет представляет собой определенное мировосприятие, которое относится к глубинному психическому сознанию отдельного человека или определенного коллектива, связано с культурой, традициями, социальными особенностями общности людей и представляет собой набор норм поведения и психологического восприятия, характерных для человека или группы людей [Кононенко, с. 510].
Следует отметить, что в рамках исследований в различных научных сферах нередко отождествляются понятия «менталитет» и «национальный характер». Так, Н.С. Южалина указывает на то, что ядро понятия «менталитет» составляют элементы, которые не могут быть точно определены, то есть это понятие в значительно меньшей степени может быть логически структурировано [Южалина 2005, с. 118].
Единство национального характера народа соответствует системе национального мировоззрения, особым типам мышления и сознания, характерным для представителей определенного этнического сообщества. Таким образом, национальная целостность как «энтелехия бытия данного целого» при применении к традиционной культуре народа может не только описывать характерные особенности национального сознания, но и представлять национальную картину мира как единое целое [Корнилов 2003, С. 61]. Национальная картина мира как единое целое может быть представлена в виде упорядоченной системы представлений национальной общности о мире, окружающей действительности, опосредованных языковыми составляющими. Данное опосредование связано с соотнесением национального образа мира с национальными ценностями, которые представлены в национальной мифологии, философии, традиции, фольклоре и т.д. При этом именно мифология «выступает важным элементом в системе механизмов национальной идентификации, играя роль компонента национального сознания как структурообразующего фактора этноса и национального самосознания…» [Корнилов 2003, С. 61]
Еще одним понятием, непосредственно связанным как с национальным характером, так и с менталитетом, является ментальность. Вопрос соотношения ментальности и менталитета получил различное освещение в работах отечественных и зарубежных исследователей. А.Я. Гуревич понимает под ментальностью совокупность социально-психологических установок, представлений о мире, особенностей сознания людей, принадлежащих к определенной социокультурной группе.
По мнению исследователя, ментальность не имеет упорядоченной структуры, функционируют в обыденном сознании. Следовательно, можно говорить о том, что исследователь не проводит четкого разграничения между понятиями «ментальность» и «менталитет».
Следует отметить, что отечественные исследователи Р.А. Додонов и И.Г. Дубов считают, что данные термины необходимо разграничивать. В.А. Щученко определяет менталитет как подсознательное содержание, включающее в себя различные социокультурные структуры. Исследователь утверждает, что менталитет представляет собой явление более общее, нежели ментальность.
Большой вклад в разработку ментальности в социально-историческом ракурсе рассмотрения этого понятия внесли представители французской исторической школы — основатели журнала «Анналы», выходящего с 1929 года, такие как великие французские историки Марк Блок и Люсьен Февр. С 30-х годов XX века именно они начали скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе, и доказали, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.