Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему тема ВКР «Формирование и развитие региональной государственной политики в сфере физической культуры и спорта на материалах Департамента по физической культуре и спорту Администрации Владимирской области»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Ведение 3
Глава 1. Основы региональной политики в сфере физической культуры и спорта…………………………………………………………………………………..10
1.1. Государственная политика развития физической культуры и спорта (ФКиС) в России 10
1.2. Особенности развития ФКиС на территории региона 16
1.3 Инструменты региональной государственной политики в сфере физической культуры и спорта 21
Глава 2. Современное состояние физической культуры и спорта (на примере Владимирской области) 26
2.1. Физическая культура и спорт во Владимирской области 26
2.2. Анализ деятельности Департамента по физической культуре и спорту Администрации Владимирской области 30
2.3. Основные проблемы и перспективы развития ФКиС в регионе 36
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности департамента по физической культуре и спорту администрации Владимирской области 44
3.1. Основные пути развития физической культуры и спорта на региональном уровне 44
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Департамента по физической культуре и спорту Владимирской области 61
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что радикальные преобразования, происходящие в социально-экономическом и государственно-политической жизни страны связаны также со значительными изменениями в сфере физической культуры и спорта (ФКиС). Зато эффективное развитие данной сферы, как показывает анализ, может быть в полной мере реализован в условиях внедрения прежде всего новейших технологий предоставления качественных физкультурно-спортивных услуг населению, инновационных подходов к разработке, принятию и реализации ключевых управленческих решений по развитию физкультурно-спортивной и рекреационной сферы, а также существенного совершенствования теоретико-методологических, структурно функциональных и социально-организационных факторов УПФИС, их научного обоснования и внедрения в повседневную деятельность различных управленческих структур.
Вместе с тем формирование дееспособной и продуктивной система управления физической культурой и спортом (СУПФИС) на региональном уровне дает возможность получить положительные результаты в таких подсистемах указанной сферы, как: физическое воспитание в системе образования, физическая рекреация и реабилитация населения по месту жительства, а также в местах массового отдыха граждан, развитие детско-юношеского спорта, высших спортивных достижений юношества и молодежи и тому подобное. Кроме того, положительных результатов следует ожидать прежде всего вследствие углубления процессов демократизации и децентрализации физкультурно-спортивной сферы, поскольку региональные и местные органы власти и управления имеют значительно большие возможности для максимально полного учета запросов и растущих потребностей различных слоев населения по здоровому образу жизни, повышение уровня физического здоровья, расширение доступа к потреблению физкультурно-спортивных услуг, развития ФКиС и спорта в регионе в целом.
Учитывая это, особую актуальность в современных условиях приобретает выявление специфики, а именно: поиск закономерностей, обоснование принципов и социальных механизмов взаимодействия людей в организационных структурах управления физкультурно-спортивной сферы на всех уровнях регионального социума. Практически во всех регионах РФ сейчас актуализируется спрос на формирование и внедрение современной системно-деятельностной модели управления данной сферой, которая, основываясь на научных принципах, способна не только обеспечивать продуктивное достижения общей цели, но и своевременно реагировать на глобальные социальные изменения и постоянно растущие физкультурно спортивные потребности как отдельных индивидов, так и различных социальных групп.
Оценивая степень научной проработанности данной темы в целом, заметим, что она недостаточно исследованной со стороны социологической науки. В то же время отдельные концептуальные аспекты УПФИС изучались как зарубежными, так и отечественными представителями различных научных направлений. В частности, проблеме определения сущности ФКиС посвятили свои труды И. Быховская, С. Евсеев, Л. Лубышева, К. Чермит, которые рассматривали ее как деятельность по созданию совокупности специфических результатов физического и духовного преображения человека. Зато исследователи Л. Матвеев и В. Выдрин понимают физическую культуру как вид общей культуры и особый результат деятельности личности, а также как метод физического самосовершенствования с целью реализации определенных функций в обществе.
В философском контексте социокультурные особенности спорта изучали А. Леонтюк, Д. Богданова, В. Столяров, И. Быховская, М. змея Н. МАЗов, А. Лебедев и др. Специфика спорта как вида социальной деятельности была предметом исследования М. Орешкина и Л. Апциаури. В частности, М. Орешкин анализирует специфику концепции социокультурных функций международного спорта, а Л. Апциаури акцентирует внимание на том, как спорт способен изменять социокультурный смысл формирования личности. Вместе с тем, ученые М. Аверина и А. Васильченко занимались изучением механизмов действия маргинальности и девиации в пространстве спорта.
Значительный вклад в развитие теории и практики государственного управления сферой физической культуры и спорта осуществили А. Жданова, В. Мудрик, А. Починкин, И. Приходько, С. Сейранов. Проблемы управления сферой физической культуры и спорта рассмотрены в работах таких отечественных ученых, как В. Гузар. Ю. Долго, М. Дутчак, В. Жуков, В. Затилкин. В. Куделко, М. Олейник. В. Платонов, Ю. Шкребтий и другие. Эти вопросы частично рассмотрены в работах зарубежных специалистов, таких как С. Амстронг, В. Андрефф, М. Брюн, А. Кларк, Д. Мюсслер, В. Ритнер, Ф. Шааф, Д. Хайнеман и другие.
Однако в специальной социологической литературе крайне недостаточно внимания уделено оптимизации СУПФИС на региональном уровне с позиций системно-деятельностного подхода. В связи с этим возникает объективная потребность в разработке научно обоснованной концепции оптимизации СУПФИС в контексте ее децентрализации и регионализации. Требует особого внимания и проблема формирования адаптивных системно-деятельностных моделей социального управления данной сферой на региональном уровне, в частности, в контексте объединения усилий и возможностей региональных и местных органов власти, с одной стороны, и институтов гражданского общества и региональных объединений граждан физкультурно-спортивного направления — с другой, по расширению масштабов, номенклатуры и доступности физкультурно-спортивных услуг для различных групп населения, развития ФКиС и спорта в целом.
Таким образом, можно констатировать наличие важной социальной проблемы, которая заключается в существовании недостаточно эффективной отраслевой практики УПФИС в регионах, существенно ограничивает доступ широких слоев населения к потреблению физкультурно-спортивных услуг. Социальная проблема порождает и научную проблему, которая заключается, в несоответствии между сложившейся отраслевой практикой УПФИС в регионе, существенно ограничивает доступ широких слоев населения к потреблению физкультурно-спортивных услуг с одной стороны, и насущной в необходимости социологической интерпретации формирования новой системно-деятельностной модели социального управления физической культурой и спортом (СОЦУФКС) сферой социального бытия населения регионов — с другой. Указанное и обусловило актуальность и целесообразность выбора темы диссертационного исследования.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания социальных явлений и процессов (анализ, синтез, обобщение, классификация), а также социологические методы получения и обработки эмпирических данных (экспертный опрос, социологический анкетирование). В ходе исследования были использованы, в частности, следующие методы: логико-исторического, структурно-функционального и сравнительного анализа — для предоставления характеристики научных подходов к анализу сущности ФКиС; анализа и синтеза — для выделения содержания, структуры и функций ФКиС и спорта; классификации — для систематизации принципов, механизмов и функций УПФИС на региональном уровне; структурно-функционального анализа — для разработки модели УПФИС в регионе; обобщение и прогнозирования — для определения перспектив и тенденций развития УПФИС на региональном уровне; экспертного и социологического опроса — для выявления состояния и потенциальных возможностей оптимизации управления сфера физической культуры и спорта (СФКИС) в регионе.
Проблема совершенствования механизмов государственного управления чрезвычайно актуальна и находится в центре внимания как научных, так и практических работников. Совершенствование государственно-управленческих отношений связано с решением ряда проблем, которые возникают в результате несоответствия существующего состояния этих отношений требованиям. Эти проблемы подробно рассматривают Л. Антошкина, В. Бульба, И. Коновалова. Анализ научных разработок в отечественных источниках по этой проблематике свидетельствует, что сегодня создано необходимое основание для обеспечения взвешенного государственного управленческого влияния на развитие сферы физической культуры и спорта. Важными источниками анализа особенностей государственно-управленческого воздействия на все сферы жизнедеятельности в России являются труды отечественных специалистов В. Аверьянова, Н. Нижник, А. Машкова и других.
Систематизация фундаментальных и прикладных исследований по управлению процессами функционирования и развития сферы физической культуры и спорта в современной научной литературе обнаружила, что решение актуальной научной задачи по повышению эффективности управления находится на начальной стадии, а главным направлением исследований должно быть формирование комплексной системы управления по предоставлению физкультурно спортивных услуг в государстве. Анализ тенденций развития сферы физической культуры и спорта в России показал, что отсутствие обоснованной концепции управления не позволяет сфере реализовывать ее социально-экономические функции. Современная система управления сферой физкультурно-спортивных услуг должна включать оптимальное сочетание организационной структуры, экономических методов регулирования, информационных систем.
Объектом исследования выступает Департамента по физической культуре и спорту Администрации Владимирской области.
Предмет исследования – региональная политика в сфере физической культуры и спорта
Целью исследования является разработка предложений по развитию региональной государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Задачи исследования поставлены следующие:
рассмотреть основы региональной политики в сфере физической культуры и спорта;
изучить современное состояние физической культуры и спорта (на примере Владимирской области);
выявить пути повышения эффективности деятельности департамента по физической культуре и спорту Администрации Владимирской области.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования – описательный, статистический, социологический.
Нормативно-правовую базу работы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», Приказ от 27.07.2017 № 99 Об утверждении Порядка приема лиц в государственные учреждения, подведомственные департаменту по физической культуре и спорту администрации Владимирской области, осуществляющие спортивную подготовку, Приказ от 27.07.2017 № 97 Об утверждении общих требований к разработке, составлению и утверждению положений (регламентов) об физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях Владимирской области, Постановление от 11.10.2019 № 5 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений, подведомственных департаменту по физической культуре и спорту администрации Владимирской области, и финансового обеспечения выполнения государственного задания», Постановление от 19 марта 2003 года N 140 О положении о комитете по физической культуре, спорту и туризму администрации Владимирской области.
Теоретической основой работы явились труды отечественных учёных, деятелей науки и спорта. Полный перечень авторов, а также их работ указан в списке использованной литературы.
Практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы государственными и муниципальными служащими при подготовке аналитических материалов по развитию сферы физической культуры и спорта для принятия дальнейших управленческих решений.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Заключение:
Целью данного исследования явилась разработка предложений по совершенствованию в сфере развития физической культуры и спорта в городе Владимире
В ходе достижения цели были решены поставленные задачи:
рассмотрение физической культуры и спорта как объект государственного и муниципального Департамента.
изучение теоретических основ государственного Департамента в сфере физической культуры и спорта.
анализ современного состояния сферы физической культуры и спорта в городе Владимире и Владимирской области.
определение проблем, связанных с состоянием физической культуры и спортом, и разработка предложений по их преодолению.
Управление физической культурой и спортом должны представлять собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения граждан в физическом воспитании.
Органы Департамента физической культурой и спортом во Владимирской области представляют собой физкультурно-спортивную организацию, которая в системе Департамента является субъектом, воздействующим на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Государственная политика в области физической культуры и спорта – это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения каждого региона.
Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятия физической культурой и спортом на местном уровне.
В первой главе были изучены теоретические основы деятельности органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.
Во второй главе был проведен анализ современного состояния физической культуры и спорта в городе Владимире и Владимирской области.
В третьей главе были обозначены проблемы, связанные с повышением эффективности деятельности органов Департамента по физической культуре и спорту Владимирской области в сфере физической культуры и спорта.
Было выявлено, что администрация города точно и своевременно выявляет «болевые точки» и оперативно реагирует на изменяющиеся потребности населения вообще, и потребности в сфере физической культуры и спорта, в частности.
Исходя из проблем были разработаны нижеследующие предложения по дополнению муниципальных программ и проектов, с целью повышения эффективности деятельности органов Департамента по физической культуре и спорту Владимирской области вовлечению жителей города Владимира в сферу физической культуры и спорта:
разработать и утвердить на муниципальном уровне систему мотивации жителей города Владимира, выполнивших нормативы ВФСК ГТО на золотой знак отличия;
обеспечить координацию на уровне заместителя главы администрации города Владимира между структурными подразделениями, в частности, между Департаментами образования и по физической культуре и спорту в части обеспечения доступа граждан на спортивные объекты общеобразовательных учреждений, подведомственных управлению образования администрации города Владимира и расположенных в непосредственной близости к месту проживания или месту работы гражданина, с целью самоподготовки к выполнению норм ВФСК ГТО или занятия физической культурой и спортом;
разработать и внедрить совместно с управлением капитального строительства порядок согласования и приёмки спортивных объектов представителями Департамента по физической культуре и спорту, представителями профильных федераций по видам спорта, представителями спортивной общественности города;
улучшить взаимодействие со средствами массовой информации в части не только информирования жителей города о прошедших мероприятиях, но и анонсирования спортивно-массовых мероприятий, с целью максимального привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом;
расширение охвата граждан, занимающихся физической культурой и спортом, путём расширения линейки проведения Фестивалей ГТО не только по возрастному, но и по производственному и территориальному принципам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основы региональной политики в сфере физической культуры и спорта
1.1. Государственная политика развития физической культуры и спорта (ФКиС) в России
Для понимания тенденций и направлений развития национального механизма управления политическими и социально-экономическими процессами важной составляющей является исследование общественных отношений на уровне государств и международных организаций, формирования наднациональных механизмов управления и одновременно — отраслевой уровень, отраслевое направление современного трансформационного процесса в государственном управлении. Отраслевая составляющая управления считается сложным и противоречивым явлением в системе мировых хозяйственных связей как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Отрасль физической культуры и спорта подчинена общим принципам отраслевого управления. Мера и формы государственного влияния на функционирование и развитие отрасли физической культуры и спорта определяются типами ее общественной организации. Именно при таких обстоятельствах возникает потребность в разработке новой модели управления в регионе, основанной на оптимальном соотношении децентрализации и централизации власти, балансе общегосударственных интересов с интересами населения регионов и территориальных общин, признании и реализации взаимной выгоды и интересов, развития государственного управления и самоуправления, прав и обязанностей территориальных структур управления перед населением. Сейчас в значительном количестве стран (преимущественно посткоммунистических) происходит интеграция сферы физической культуры и спорта в рыночную среду. Это объективно способствует возникновению в такой сфере качественно новых процессов и явлений, сущность которых можно рассмотреть с позиций выделения отраслевого аспекта государственного управления. Происходят существенные изменения в системе социально-экономических отношений в отрасли, образуются новые формы собственности и формы хозяйствования, активно влияет на поведение всех участников физкультурно-спортивной деятельности. Существенные противоречия переходного периода от административной к рыночной экономической системы, что обусловливают усиление негативных явлений в сфере физической культуры и спорта, противодействия реализации социальных функций физкультурно-спортивного движения. Существенно усложняет ситуацию и то, что субъекты управленческой деятельности отрасли за отсутствия опыта работы в рыночных условиях и необходимых рекомендаций со стороны ученых часто не в состоянии принимать решения, которые бы отвечали потребностям поступательного развития отрасли .
В процессе разработки методологии формирования механизмов государственного управления на отраслевом уровне свою целесообразность подтвердил системный подход, позволивший определить функциональные особенности развития стратегии России, систематизировать результаты многочисленных исследований проблем управления и регулирования государственно-управленческой деятельности.
Установлено, что отраслевые особенности остаются и будут оставаться в будущем среди основных средств государственной политики, хотя и приобретать новые формы. Современный отраслевой механизм управления охватывает комплекс средств, которые дополняют друг друга, постоянно меняются под влиянием, прежде всего, объективных процессов развития специфических факторов, в том числе и экономических факторов развития отдельной отрасли.