Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Тема на выбор из списка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Место психоанализа в философии и психологии 5
1.1 Философские предпосылки развития психоанализа 5
1.2 Место психоанализа в психологии 11
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Место психоанализа в других науках о духе 19
2.1 Психоанализ в социологии и политологии 19
2.2 Психоанализ и теология 24
2.3 Психоанализ, искусство и искусствоведение 29
Выводы по главе 2 33
Заключение 35
Библиографический список 37
Введение:
Ещё начало XII века было ознаменовано началом размежевания теологии и натурфилософии, теологии и естественной науки, которое вылилось в появлении теории «двойственной истины». В XVIII веке же произошло «великий раскол» науки на естественные и гуманитарные. Согласно Дильтею «науки о духи» представляют собой «совокупность наук, имеющих своим предметом исторически-общественную деятельность» . За естественными науками закрепилось название «наук о природе». С середины XIX века «науками о духе» все науки, занимающиеся исследованием творений человеческого духа, культурных образований и сфер культуры, таких, как наука, искусство, религия, государство, экономика, право и др. К наукам о духе поэтому относят историю, филологию, социологию, теологию, философию, этику, эстетику, в то время как психология занимает промежуточное положение между науками о природе и науками о духе
Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями З. Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ стал не толь видом психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Большое количество критериев позволяет отнести психоанализ как к естественнонаучной, так и к гуманитарной форме знаний, поскольку он сочетает элементы социологии, психологи и биологии. Без опыта в этих областях знания психоанализу было бы невозможно претендовать на исследование такого сложного феномена как человек. Следовательно, тема исследование места психоанализа в науках о духи является весьма актуальной.
Цель исследования: изучение места психоанализа в науках о духе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ представлений о месте психоанализа в философии и психологии, рассмотреть философские предпосылки развития психоаналитических концепций;
2. На основе теоретического анализа изучить место психоанализа в среди других наук о духе, частности социологии и политологии, теологии и искусствоведения.
Объект исследования: науки о духе.
Предмет исследования: место психоанализа в науках о духе.
Метод исследования: анализ литературы по теме исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 55 наименований. Общий объём работы составил 40 страницы.
Заключение:
Итак, при анализе места психоанализа серди наук о духе, следует в первую очередь обращать внимания на философские предпосылки и корни развития данного направления. Хотя основоположник психоанализа З. Фрейд всегда позиционировал себя в первую очередь как врача и старался придерживаться естественнонаучного подхода, всё же неопровержимым является факт влияния философских воззрений на развитие его идей и идей его последователей. Так существенное влияние на развитие психоанализа оказали работы Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Ф. Брентано, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Т. Липпса, Г. Спенсера, Ж.Ж. Руссо и многих других авторов, на которых ссылаются психоаналитики в своих трудах. Кроме того, оказав революционное влияние на развитие представлений о человеческой психике, психоанализ сам стал выступать в качестве философского направления.
Также сложно представить себе сферу психологического знания на которою бы не оказали влияние психоаналитические концепции. В трудах психоаналитиков активно разрабатывалась идеи бессознательного в целом и бессознательных конфликтов в частности, формулировались концепции и периодизации психологического развития человека, основные теории привязанностей и др. Идеи психоанализа нашли своё применения в социальной психологии, психологии развития и детской психологии, психосоматике, в сфере психологического консультировании, психотерапия и во многих других сферах.
Существенное расширение представлений о человеке, сделанное в рамках психоаналитических концепций, весомо дополнило знания о социальных аспектах бытия личности, в частности о влиянии социума на её формирование. Кроме того, развитие психоанализа как психотерапевтического направления открыло для людей множество методов, с помощью которых они могут воспринимать себя как субъектов деятельности. Важными для развития социологии стали идеи, сформулированными последователями З. Фрейда, о коллективном и социальном бессознательном, а также развитие политического психоанализа, ставившего своей целью изучение бессознательных мотивов политической деятельности.
На место психоанализа в теологии указывает то, что в работах психоаналитиков подробному анализу подвергались различные религиозные представления и обряды. Религиозный опыт рассматривается как включающий в себя весь исторически сложившийся опыт. По мнению З. Фрейда в основе религиозных преставлений лежит эдипов комплекс и факт первобытного отцеубийства, а сам религиозный опыт является следствием невроза. В то время как авторы постклассического психоанализа наоборот видят источником невроза утрату религиозного опыта в современном мире, которая приводит к невозможности удовлетворить врождённую религиозную потребность, стремление к беспредельному и определённому. Более того, несмотря на то, что З.Фрейд считал себя атеистом, понятийный и методологический аппарат фрейдистской, а далее и юнгианской концепции стали использовать в своей деятельности священники, в пастырском душепопечении.
Помимо религиозных представлений в рамках психоанализа активно исследовались произведения искусства и литературы. В качестве источника творчества в классическом психоанализе также рассматривался эдипов комплекс. В искусстве посредствам воображения неприемлемые бессознательные импульсы при помощи воображения облекаются в социально приемлемую форму. Исследователи считают, что творчество служит адаптации индивида, занимая промежуточное место между неврозом и сновидением, неудовлетворённость индивида находит выражение в сублимированной форме. Однако не только психоанализ занимался изучением искусства, но также многие психоаналитические изыскания нашли своё выражение в художественных произведениях, в частности в литературе и кинематографе.
Фрагмент текста работы:
Предпочитая статус врача и ученого, З. Фрейд старался отмежеваться от философии. Однако, например, в своих письмах Флиссу Фрейд сообщает о философском характере своих размышлений над психическими явлениями. А в работе «По ту сторону принципа удовольствия» называет свою новую теорию Эроса и Танатоса «метапсихологической» . Вполне вероятно, что Фрейд, выдвигая основные психоаналитические гипотезы, не столько отталкивался от клинического опыта, сколько находился под влиянием философских представлений о природе и «механизмах» функционирования человеческой психики. Ведь если обратиться к истории возникновения психоаналитических идей, видно, что основные понятия, которыми оперировал фрейдовский психоанализ, присутствовали в философской мысли.
Текстологический анализ работ Фрейда показывает, что в них упоминаются имена таких философов, как Диоген, Эмпедокл, Эпикур, Спиноза, Дидро, Руссо, Гассенди, Спенсер, Бергсон. Проблема бессознательного в том или ином аспекте рассматривалась многими мыслителями – Платоном, Декартом, Спинозой, Юмом, Лейбницем, Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем, Шопенгауэром, Гартманом, Липпсом, Лебоном, Ницше. Идеи подавления и вытеснения можно обнаружить в концепциях Бэкона, Гербарта, Липпса, Фейербаха, а также русского философа М. М. Троицкого. Метод свободных ассоциаций отсылает к философии Беркли и Юма. Суть же знаменитого «Эдипова комплекса» была выражена еще в древнем религиозно-философском трактате «Тибетская книга мертвых»: «Познающий, которому предназначено родиться существом мужского пола, уже чувствует себя им, и в нем зарождаются сильная ненависть к отцу и ревность и влечение к матери. Если он должен родиться существом женского пола, в нем зарождаются сильная ненависть к матери и сильное влечение и любовь к отцу», – утверждается в трактате .
В возникновении концепции психоанализа существенную роль сыграли все промежуточные шаги, сделанные в рамках философии. Впервые значительным интересом к темам аффектов, страстей и противоречий души ознаменовалась эпоха барокко. В последствии данная проблематика нашла своё выражение в работах Спинозы и Лейбница. Критикуя учение Декарта о «всемогущем разуме», Спиноза отмечал, что господство разума над страстями не является безусловным, а сам человек является в значительной степени производным своих желаний, а не разума. По прошествии времени этика Спинозы была высока оценена и использована в работах известного психоаналитика Ж. Лакана .
В монадологии Лейбница была сформулирована проблема «малых перцепций», такого восприятия, которое остаётся не замеченным сознанием человека. Автором было отмечено, что внутренний мир личности в значительной степени определяется этими бессознательными ощущениями и страданиями. Исходя из этого, Лейбниц заключал, что без изучения «малых перцепций», невозможно формирование полноценных знаний о собственной личности .
Первыми философами, которые поставили бессознательные процессы наравне с разумными, были немецкие романтики. Данные идеи разрабатывались в трудах Ф.Шлегеля, Новалиса, Ф Шлейермахера, частично в работах Ф. Шеллинга. По мнению романтиков, разум не может являться основой человеческого Я, в связи с тем, что он не является свойством всего остального живого мира. В трудах романтиков особый интерес проявлялся к периоду детства, как времени, в течении которого человек выстраивает отношения с миром на основе чувств, а не разума. Подобное внимание радостям и трагедиям детства нашло своё отражение и в психоаналитических трудах.
В рамках романтических представлений природа представлялась как бессознательный творческий процесс, подражающий сознанию человека-творца. Представления о мире, как о бесконечном Духе зачастую основывались на популярных мистических теориях. Теории месмеризма, спиритизма, гипноза, мировой симпатии оказали существенное воздействие на формирование предпосылок психоаналитических концепций .