Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Технология организации деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1. История самодеятельного художественного творчества 5
1.2. Художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества 7
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 12
2.1. Специфика деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества 12
2.2. Организация деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Введение:
Актуальность исследования. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Одним из направлений экологического образования и обучения является знакомство детей с окружающей средой. Дети развивают способность сосредоточить свое внимание на объектах непосредственной окружающей среды и явлениях окружающей действительности, на способности сравнивать простейшие причинно-следственные связи, анализировать определенные свойства объектов.
Цель работы – разработать технологию постановки двух хореографических номеров для любительского коллектива.
Объект работы – процесс постановки хореографических композиций.
Предмет работы – специфика постановки хореографических композиций для любительского коллектива.
В соответствии с указанной целью задачами являются:
1. Исследовать художественно-творческую структуру любительского хореографического коллектива.
2. На основе изучения и анализа литературы выявить особенности создания хореографического репертуара для любительского хореографического коллектива.
3. Определить специфику воспитательной работы в любительском хореографическом коллективе.
Практическая значимость работы: данные хореографические композиции можно использовать в репертуаре танцевальных коллективов, в учреждениях, как общего, так и дополнительного образования, а также в любительских танцевальных студиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал» на данный момент нет. Однако ученые и исследователи говорят о том, что способностью к творческой деятельности обладает каждый человек в той или иной степени. А изучение педагогических условий, способствующих раскрытию творческого потенциала, позволило нам сделать вывод о том, что именно правильно организованная помощь педагога позволяет младшим школьникам обрести, а не потерять возможность для их самореализации.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата воспитатель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий воспитатель тот, кто:
— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;
— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
— уважает личность ученика;
— дифференцирует объем и сложность заданий;
— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
— педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей детей и их творчество должно проходить целенаправленно, с учетом интересов ребенка, под контролем родителей и воспитателя. Только в тесном содружестве всех заинтересованных лиц может развиваться всесторонне развитая творческая личность. Только тогда воспитатель может выполнить государственный заказ. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества
1.1. История самодеятельного художественного творчества
Художественная самодеятельность относится к основным структурным элементам современной народной художественной культуры. Разноплановое и многожанровое самодеятельное творчество в исследованиях ведущих ученых в области социально-культурной деятельности, культурологов, педагогов представляется как саморазвивающийся механизм, связанный с искусством и традиционным народным творчеством. Вопросы становления и развития отечественного самодеятельного художественного творчества в разное время освещались такими исследователями, как Л.С. Андрусенко, Т.И. Бакланова, А.С. Кар-гин, Н.Г. Михайлова, Т.В. Пуртова, Е.И. Смирнова, Е.Ю. Стрельцова, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, В.И. Уральская и др.
Формирование художественной самодеятельности в России обусловлено влиянием социально-экономических, политических, духовных преобразований, происходивших в стране. Пройдя путь от «…примитивных… созидательных актов к подлинному творчеству, к разнообразной по содержанию и формам деятельности» [1, с. 45], советская самодеятельность превратилась в сферу самореализации личности. Зародившись в системе культпросвета, самодеятельность «на протяжении десятилетий была направлена на решение задач просветительно-воспитательного, обучающего характера, являясь своего рода проводником культурной революции, средством театрально-концертного обслуживания в условиях дефицита «продукции» профессиональной художественной деятельности» [2, с. 6]. При этом государственные интересы ставились во главу угла, художественная самодеятельность была призвана оперативно откликаться на веяния времени, решая задачи политической пропаганды. Художественное творчество при умелом манипулировании превращалось в «голос народа», «рупор общественного мнения», демонстрацию новой свободной жизни, что, несомненно, происходило в интересах партийно-государственной системы [3].
Художественная самодеятельность зародилась еще в царской России. Тогда кружки народного творчества организовывались при фабриках и заводах. Входили в них любители народного танца, песен, умельцы, изготавливающие народные инструменты (балалайки, свирели) и играющие на них. Деятельность таких групп велась под строгим надзором властей, усматривавших в собраниях простых людей всевозможные провокации.
После революции народное творчество начало развиваться бурными темпами. В 20-е годы выступления таких коллективов часто имели агитационную подоплеку. В репертуаре групп были не только народные произведения, но и сатирические частушки, высмеивающие частных собственников (куркулей), отстающих на производстве лодырей и так далее. В это же время начали появляться театры рабочей молодежи. Наибольшего подъема художественная самодеятельность достигла к середине 30-х годов. В это время во многих республиках были созданы самодеятельные ансамбли пляски, песни, хорового творчества. Позже им присвоили звание народных художественных коллективов и народных театров.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие и признаки художественной самодеятельности 5
1.2 Основные виды и функции художественной самодеятельности 8
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 15
2.1 Технология организации деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества 15
2.2 Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Жизнь современного человека многообразна во всех своих проявлениях. Кроме учебы, работы, быта, каждый человек нуждается в отдыхе и удовлетворении своих творческих и художественных потребностей.
Стоит отметить, что от того, как человек проводит свое свободное время и организует свой досуг, во многом зависит его физическое и психологическое здоровье.
Жизнь современно человека проходит в постоянном потоке новой информации, впечатлений и эмоций, что оказало прямое влияние на проведение свободного времени. Так, на первое место стало выходить занятие творческой деятельность, принятие участие в коллективах художественной самодеятельности на базе учреждений культуры.
Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, а так же организация разных форм проведения досуги и отдыха.
Актуальность выбранной темы характеризуется возросшим интересом общественности к творчеству коллективов художественной самодеятельности. В соответствии с чем при организации деятельности творческого коллектива очень важно знать особенности и технологию данного процесса.
Объектом работы является коллектив самодеятельного художественного творчества.
Предметом работы является технология организации деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества.
Главной целью данной работы является определить особенности и технологию организации деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки художественной самодеятельности.
2. Выделить основные виды и функции художественной самодеятельности.
3. Изучить технологию организации деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества.
4. Рассмотреть особенности планирования и учета работы коллектива самодеятельного творчества.
Научная разработанность данной темы нашла отражение в трудах таких исследователей, как Бакланова Т.И., Василенко В.П., Григорьев С.И., Ерасов С.И., Жарков А.Д., Каргин А.С. и другие.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учреждений культуры в процессе организации деятельности творческого коллектива.
В работе были использованы такие методы, как: системно-типологический, культурно-исторический, проектирование.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Участие в деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества носит воспитательно-педагогическую направленность. За счет активной деятельности в области культуры, музыки, изобразительного искусства, театрального и циркового мастерства в человеке воспитываются не только творческие таланты, но и целостная, всесторонне развития личность. Любая творческая самодеятельность является необязательной, а участие в ней зависит от желания самого человека.
В настоящий момент к основным видам творчества относят фольклор, сочинение музыки, пение, хореографию, цирковое искусство, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и другие виды. Каждый вид творческой деятельности имеет глубокие корни и несет в себе потаенный смысл, который участники творческого коллектива хотят передать зрителям.
Стоит отметить, что организация деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества является сложным и многоступенчатым процессом, требующим определенных навыков и знаний со стороны непосредственного руководителя в области культуры, управления, маркетинга и т.д. Художественный руководитель должен обладать организаторскими способностями, от его уровня профессионализма и эстетического вкуса зависит подбор репертуара, музыки костюмов, а от качеств личности – будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу.
Первым и основным этапом является проведение отбора потенциальных участников творческого коллектива посредством осуществления рекламной кампании и проведении непосредственных встреч с желающими принимать участие в самодеятельности. На втором этапе осуществляется организационная деятельность, направленная на непосредственную подготовку помещения, реквизита и основных документов для дальнейшей деятельности коллектива. На третьем этапе осуществляется прием документов и формирование единого коллектива творческой самодеятельности. На заключительном этапе проходит организационное собрание для участников коллектива с определением основных целей и задач его деятельности.
Так же важное место в процессе организации деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества отводится планированию, поскольку с помощью составления планов удается определить основные направления деятельности коллектива. Преимущественно для творческих коллективов создаются краткосрочные планы, рассчитанные на 1 год и включающие основные аспекты организации еженедельной работы коллектива, а так же мероприятия, которые планируется посетить в течение года. Стоит отметить, что план подлежит корректировке в случае изменения и дополнения основных компонентов работы коллектива или концертной деятельности.
Таким образом, процесс организации деятельности коллектива самодеятельного художественного творчества является сложным, требующим определенных навыков, знаний и ресурсов, процессом, который возлагается на плечи руководителя творческого коллектива.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки художественной самодеятельности
Художественная самодеятельность подразумевает под собой непрофессиональное художественное творчество народов в сфере изобразительного и декоративно-прикладного, музыкального или театрального, хореографического или циркового искусства и т.д. Художественная самодеятельность включает в себя формирование и исполнение различных художественных произведений, силами любителей, которые выступают, как в коллективе, так и самостоятельно[6, с. 54].
В коллектив художественной самодеятельности входят творческие объединения любителей одного из видов искусства, которые работают на добровольных социальных началах в клубах или других культурных учреждениях. По мнению Григорьева С.И. коллективная деятельность обладает рядом особенностей:
Во-первых, это наличие общей цели.
Во-вторых, наличие руководителя или органов самоуправления.
В-третьих, наличие комплекса социальных и личных стремлений и интересов участников данного коллектива[4, с. 34-35].
Василенко В.П. выделил наиболее значимые признаки самодельного творчества, которые заключаются в следующем:
Добровольность участия в самодеятельном коллективе.
Проявление инициативы и активности участников данного коллектива.
Наличие духовной мотивации участников самодеятельного коллектива.
Организация работы коллектива в свободное от учебы или работы время[2, с. 87].
К специфическим признакам самодеятельного творчества можно отнести:
Наличие организованности.
Отсутствие у участников коллектива специальной подготовки в данной деятельности.
Более низкие, чем у профессиональных коллективов, уровни деятельности.
Отсутствие оплаты труда[2, с. 88-89].
Киселева Т.Г. под любительским творчеством понимала уникальное социально-культурное явление, которое обладает многотипной и полифункциональной структурой, и для которого характерны свойства досуга и художественной культуры[11, с. 132]. Таким образом, досуг является частью свободного времени, которое направлено на развитие личности, а также используется с целью общения, потребления ценностей духовной культуры или развлечения. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь отсутствием регламентов и добровольностью выбора его различных форм, а также демократичностью, эмоциональной окрашенностью и возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность. Для большей части молодых людей социальные институты досуга выступают одним из ведущих сфер социально-культурной интеграции и личностного развития.
Художественная самодеятельность играет важную роль в процессе эстетического воспитания. В процессе приобщения к искусству, человек развивает способности воспринимать и оценивать прекрасное, а также повышает свой культурный и духовный уровень. Необходимо подчеркнуть, что хореографические самодеятельные коллективы, осуществляя задачи эстетического развития личности, служат делу массового воспитания и образования. Кроме того данные задачи решаются средствами силы танца. Формирование активной и духовно развитой личности является основной целью театра. Таким образом, все вышесказанное можно отнести к любому виду творчества: пению, музыке, цирковым представлениям, театрализованным шоу, декоративно-прикладному искусство, поскольку все это оказывает влияние на развитие интеллектуального и общекультурного становления личности.
Каргин А.С. отмечал, что художественная самодеятельность является не только школой художественного мастерства, но и институтом жизни. Говоря другими словами, при активной художественной деятельности человек развивает не только свои художественные и творческие таланты, но и становится частью общества, самоутверждаясь как личность, чьи таланты и деятельность являются ценными и общественно значимыми[10, с. 110-111].
Участие в самодеятельном коллективе дает возможность развивать чувство ответственности, поскольку человек стремится выполнять свои задачи более качественно, не подводить других участников и руководителей коллектива. Участие в деятельности коллектива является безвозмездным и добровольным, что позволяет развивать уровень самодисциплины.
В свою очередь Михайлова Н.Г. рассматривала художественную самодеятельность с точки зрения социально-педагогической ценности, которая осуществляет ряд задач:
Информационно-познавательную.
Коммуникативную.
Социальную, которая содержит в своем продукте этические ценности и нормы, идеалы, характерные для различных исторических периодов развития культуры.
Эстетическую, которая заключает в себе представление о прекрасном в жизнедеятельности общества, в быту и в языке.
Воспитательную, которая способствует развитию и преобразованию духовных ценностей и потребностей каждого индивида[13, с. 241-242].