Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Театр в эпоху цифровых технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif’>>style=’color:windowtext;mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:
none’>none;text-underline:none’>ВВЕДЕНИЕdisplay:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;text-decoration:none;
text-underline:none’>.. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;
text-decoration:none;text-underline:none’>3display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;text-decoration:none;
text-underline:none’>>none;text-underline:none’>
style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
color:windowtext;mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414929″>text-underline:none’>ГЛАВА 1. Технологическое развитие театрального искусстваstyle=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;
text-decoration:none;text-underline:none’>. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;
text-decoration:none;text-underline:none’>7display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;text-decoration:none;
text-underline:none’>style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU;mso-no-proof:yes’>
line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;color:windowtext;
mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414930″>text-underline:none’>1.1. Эволюция технологий в театральном искусствеstyle=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>7mso-hide:screen;text-decoration:none;text-underline:none’>style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU;mso-no-proof:yes’>
line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;color:windowtext;
mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414931″>text-underline:none’>1.2. Внедрение инноваций в театральную деятельность и их
использованиеtext-decoration:none;text-underline:none’>. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>18mso-hide:screen;text-decoration:none;text-underline:none’>
style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
color:windowtext;mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414932″>text-underline:none’>ГЛАВА 2. normal;text-decoration:none;text-underline:none’>Практические аспекты
применения цифровых технологий в современном театреstyle=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;
text-decoration:none;text-underline:none’>. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;
text-decoration:none;text-underline:none’>34display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;text-decoration:none;
text-underline:none’>style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU;mso-no-proof:yes’>
line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;color:windowtext;
mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414933″>text-underline:none’>2.1. Новые
возможности театра в применении современных технологийstyle=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>34mso-hide:screen;text-decoration:none;text-underline:none’>style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU;mso-no-proof:yes’>
line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;color:windowtext;
mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414934″>text-underline:none’>2.2. Перспективы развития театра и его место в
медиапространствеscreen;text-decoration:none;text-underline:none’>1 dotted’>. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>39mso-hide:screen;text-decoration:none;text-underline:none’>
style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
color:windowtext;mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414935″>text-underline:none’>ЗАКЛЮЧЕНИЕnone;mso-hide:screen;font-weight:normal;text-decoration:none;text-underline:
none’>.. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;
text-decoration:none;text-underline:none’>57display:none;mso-hide:screen;font-weight:normal;text-decoration:none;
text-underline:none’>style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU;mso-no-proof:yes’>
line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;color:windowtext;
mso-no-proof:yes;text-decoration:none;text-underline:none’>href=»#_Toc41414936″>text-underline:none’>Список источников и литературыstyle=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>.. style=’color:windowtext;display:none;mso-hide:screen;text-decoration:none;
text-underline:none’>60mso-hide:screen;text-decoration:none;text-underline:none’>style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU;mso-no-proof:yes’>
none;text-autospace:none’>150%;font-family:»Times New Roman»,serif’>
mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none’>line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif’>
Введение:
Актуальность
темы. Театр на протяжении длительного времени сохранял свое
исключительно важное нравственное значение, служил институтом гуманизма,
формирования эстетических ценностей, самопознания. Соприкасаясь с искусством,
человек осваивал знания, нормы, ценности, преломляя через свою
индивидуальность, через свой жизненный опыт.
Современное общество со всеми сегодняшними технологиями стало
забывать о духовном развитии. Техника становится продолжением человека,
расширением его способностей и возможностей, частью личностной идентичности,
что порождает риски исчезновения «человеческого» в человеке. Информационные
технологии становятся преградой личностного становления через соприкосновение
человека с реальностью, виртуальное измерение жизни приобретает ценность для
человека. Стремительное развитие информационных технологий ведет к утрате
многовековой духовной культуры с ее традиционным и ценностно-гуманистическим
содержанием[1].
Основной тенденцией нашего времени является трансформация
традиционного общества в цифровое, в общество сетевых
информационно-коммуникационных технологий. Цифровые технологии меняют привычные
формы потребительского поведения человека, способствуют появлению практик
нового типа. Современному человеку все чаще становится интереснее провести
время в виртуальном мире, в мире технически-оснащенных развлечений. Такое
активное погружение в «электронную культуру» способно негативно сказаться на
традиционных культурных ценностях, что несет в себе серьезную духовную
опасность.
В данной работе мы постараемся определить место театра в
современном цифровом обществе, а также рассмотрим примеры того, как новейшие
технологические разработки сливаются с театром, формируя его новый облик
ценностных ориентаций.
Объект исследования: технологическое
развитие театрального искусства.
Предмет
исследования: практические аспекты применения цифровых технологий в
современном театре.
Целью данного
исследования является анализ развития театрального искусства в свете
новых цифровых технологий.
Задачи исследования:
— показать эволюцию технологий в театральном искусстве;
— рассмотреть внедрение инноваций в театральную деятельность
и их использование;
— выявить новые возможности театра в применении современных
технологий;
— проанализировать перспективы развития театра и его место в
медиапространстве.
Теоретическая база.
Основные
положения, на которые мы опирались в ходе исследования представлены в работах
А. Базена[2], М.
Кастельса[3], О.С.
Копаловой[4], Ф.
Котлера[5], С.Е.
Крючковой[6], Ю.М.
Лотмана[7], О.В.
Шлыковой[8].
Методы исследования.
В ВКР применяются такие методы, как дедукция и индукция, синтез и анализ,
систематизация и классификация, анализ ситуаций.
Научная новизна и практическая
значимость исследования.
Результаты
исследования могут представить как теоретическую ценность – для расширения
представлений о возможностях цифровых технологий в современном театре, так и
практическую – в частности, в рамках разработки подходов к продвижению театров
в цифровой среде, а также в рассмотренных перспективных технологиях развития
медиапространства театра.
Степень разработанности выбранной
темы.
Социально-культурные
аспекты развития театра в России освещаются И.Ю. Зариновым[9]. Вопросы
взаимодействия культуры и общества на современном этапе рассматривают в своих
работах Р.Г. Абдулатипов[10],
О.Г. Басалаева[11],
А.М. Подшибякин[12],
Г.А. Праздников[13].
Проблемы
и перспективы инновационного развития театра освещаются Т.В. Астафьевой[14], А.Т.
Веллингтоном[15],
Е.В. Мельниковой[16],
О.И. Шустровой[17],
S.
Bay-Cheng[18], Е. Bentley[19] и другими.
Структура
работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка
использованной литературы.
[1] Абдулатипов Р.Г. Традиционная культура и человек информационной эпохи //
Вестник МГУКИ. – 2010. – №3 (35). – С. 8-15.
[2] Базен А. Что такое кино?
Сборник статей / пер. с франц. В. Божович, Я. Эпштейн. М.: Искусство, 1972. 382
с.
[3] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.
Кастельс. пер. с англ. под науч. ред. О.И.
Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. – Москва, 2000. – 606 с.
[4] Копалова О.С. Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия.
Дисс … к. соц. наук. Екатеринбург 2001. 145 с.
[5] Котлер Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских
искусств / Ф. Котлер, Д. Шефф. Москва: Классика – XXI, 2004. 688 с.
[6] Крючкова С.Е. Инновации: философско-методологический анализ. дисс. …
доктора философских наук. Москва, 2001. – 296 с.
[7] Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. –
СПб.: Академический проект, 2002. – 544 с.
[8] Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры
/ О.В. Шлыкова. – М.: МГУКИ, 2003. – 268 с.
[9] Заринов И.Ю. Социально-культурный и политический аспекты в истории
русского драматического театра // Диалог со временем. 2011. Вып. 37. – С.
198-222.
[10] Абдулатипов Р.Г. Традиционная культура и человек информационной эпохи //
Вестник МГУКИ. – 2010. – №3 (35). – С. 8-15.
[11] Басалаева О.Г. Изменения в культурной сфере общества: информационный
подход. // Гуманитарная информатика. 2016. Вып. 10. – С. 18-27.
[12] Подшибякин А.М. Специфика художественной культуры в контексте
информационного общества. Дисс … к. филос. н. Великий Новгород, 2004. 215 с.
[13] Праздников Г.А. Многообразие искусства: безграничность или
беспредельность? Глобализация как тенденция культурного развития современности
// Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. 30 января. СПб.: СПБГУП, 2009. 184
с. С. 67-72.
[14] Астафьева Т.В. Инновационное развитие современного постановочного
процесса, проблемы и перспективы // Современные проблемы инновационного
развития науки. Международная научно-практическая конференция, 23 июня 2017 г.
г. Волгоград-/Уфа МЦИИ ОМЕГА САЙНС Ч.3 С. 283-285; Астафьева Т.В.
Коммерциализация театрального искусства// Информационные технологии в науке
нового времени / Международная научно-практическая конференция, 20 июня 2016г.
НИЦ АЭТЕРНА, 2016. Ч.2. С. 176-179; Астафьева Т.В. Компьютерные и медиа технологии
в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда.
Развитие (Terra Humana), – 2011. – №3. – С. 128-133; Астафьева Т.В. Новые
технологии в
Заключение:
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что виртуальное
искусство, вошедшее в современный театр в начале XXI века, внесло в театральное
зрелище уникальные возможности имитации реальности, отражения жизни в
трехмерном отображении места действия, трансформации времени и пространства, а
также способствовало совершенствованию технологий создания спектакля. Словом,
информационные технологии позволили предоставить зрителю онлайн трансляции
мировых премьер и форму интерактивного вовлечения его внутрь театрального
действия. Таков путь был проделан современным театром в своем развитии от реформ
к глобализации и технической революции, такова тенденция его развития.
Высокие технологии неизбежно проникают во все сферы
жизнедеятельности человека, в том числе и сферу культуры и искусства, помогая
развивать деятельность учреждений культуры, делая информацию о них доступным
для любого сегмента зрительской аудитории. С помощью информационных технологий
менеджеры театров развивают маркетинговые стратегии, тем самым повышая
экономическую эффективность театров. Но, как показывает опыт Екатеринбургского театра
оперы и балета, отечественный театральный маркетинг пока не в полной мере
использует возможности, предоставляемые этими стратегиями, зачастую усваивая
лишь внешнюю, формальную сторону технологий.
Такое конкурентное преимущество как интерактивность, театры
только начинают применять в своей деятельности.
Говоря о цифровизации, или
дигитализации современного искусства, нельзя не отметить тот факт, что она
сегодня затрагивает уже такие сферы художественного творчества, которые
традиционно считаются сосредоточенными исключительно на материальной,
физической составляющей объекта, а также непосредственном присутствии в одном
поле произведения и зрителя. Речь идет о всех видах исполнительского искусства,
в частности театра, который, благодаря проекту Theatre HD, привел на большие экраны
мультиплексов по всему миру спектакли из Национального театра Великобритании,
Королевского шекспировского театра, театра «Глобус», «Комеди Франсез» и многих
других.
Технологии записи,
кинематографическая и телевизионная эстетика оказывают свое влияние на новую
форму бытования театра на экране. На данном этапе становится актуальным
выделение характерных черт нового медиа, вбирающего в себя свойства и театра, и
кинематографа. Медиализированный театр, представленный на двумерной плоскости
экрана, заставляет по-новому взглянуть на театральное наследие, а также
выработать новый критический инструментарий для осмысления данного феномена.
Несмотря на то, что театр на экране обладает многими общими
характеристиками каждой формы искусства, отношение к нему как к собственной
форме искусства открывает путь для появления нового захватывающего культурного
феномена.
Такие масштабные проекты, представляющие театр на экране, как
National theatre live, The Met: Live in HD, The Globe on
screen, трансляции Royal
Shakespeare Company и другие, признают и привносят в экранное
пространство те аспекты театра, которые делают театр тем, чем он является. Тем
самым они способствуют улучшению кинопроизводства. Не техничная съемка,
кинематографический стиль отображения способствуют их привлекательности,
сработать может именно их уникальность.
Наполнение этих спектаклей на экране духом театра создает
более реалистичный аспект просмотра, на который аудитория реагирует
положительно. И в будущем, возможно, больше не будет необходимости
восстанавливать спектакли по текстам (не умаляя их ценность в части описаний
контекста, оценочного суждения и т. д.), а будет возможность говорить о них как
о полностью реализованных постановках с визуальным выражением.
Даже
предварительное освещение связи темы технологий виртуальной и дополненной
реальности и сферы искусства показывает, что смысл и влияние новых технологий
на общество может быть представлен через обращение к художественному
творчеству. Благодаря опоре на область воображения, искусство обладает важным
свойством предвосхищения действительности, позволяет проигрывать различные
сценарии будущего, не только позитивные, но и негативные, и помогает в игровой
форме новым технологиям и культурным практикам входить в ткань повседневной
жизни.
Можно
предположить, что предложенный подход может быть применим и по отношению к
другим технологиям четвёртой промышленной революции (цифровой экономики).
Таким
образом, в результате исследования цель ВКР достигнута, все задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Эволюция
технологий в театральном искусстве
Появление в России первого придворного театра (1672 г.), «по
европейскому образцу» явилось результатом ее интеграции в европейское
пространство. Во второй половине XVII века зарубежный опыт не только
экономического, политического, но и культурного развития сыграл положительную
роль в дальнейшей эстетизации огромной российской территории. Вначале XVIII в.
за придворным театром последовал публичный, когда любой желающий за доступную
цену мог посмотреть сценическое представление и удовлетворить свои духовные потребности.
Таким образом, с возникновением первых публичных постановок у
населения менялось представление о театральной действительности, расширялся
эстетический вкус, в сознании формировалось устойчивое представление не
умозрительной, а визуальной образности. Этому способствовало художественное,
шумовое, музыкальное оформление действия, т.к. костюмированные спектакли резко
отличались от традиционно ранее бытовавших «представлений» скоморохов. Кроме
драматургического содержания на чувства зрителей воздействовал красочный
видеоряд. В свою очередь, актеры стремились к изображению «правды жизни» на
сцене. Для этого использовали разные приемы художественной и сценической,
выразительности. Ведь «по-детски невинная презумпция непосредственной данности
художественного образа восприятию, смысла – сознанию, была и остается
труднейшим препятствием для понимания искусства. Первым представителям
театрального направления нужен был истинный просветительский пафос, чтобы
неутомимо внедрять в сознание зрителя представление об искусстве, как языке
особого рода и о художественном тексте, как сложно устроенном смысле»[1].
Приходя в театр, публика не только приобщалась к сценическому
искусству, но и через драматургию к литературе. Как правило, поступки и
действия героев оказывали воспитательное воздействие. В то же время в
просветительской его функции она ждала подтверждения своим мыслям, чаяниям,
искала ответы на моральные и этические вопросы, связанные с происходящими
переменами в жизни и обществе.
Кроме того, театр – это общение человека с человеком, зрителя
с героями и зрителя со зрителями. Само по себе общение играет важную роль в
нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также
формировании культурного и осознанного поведения. Человек приобретает все свои
высшие качества и способности к познанию, именно через общение с психологически
развитыми людьми. Таким образом, общение способствует обогащению человеческой
жизни, расширению возможностей коммуникаций к себе подобным. Более того,
практически все личностные качества человека складываются и развиваются во
взаимодействии с другими индивидами. Вне общества человек не может полноценно
сформироваться как личность.
В дальнейшем уже при Александре II в контексте проводимых
всеобщих реформ изменения коснулись и театра. Великие реформы, начавшиеся в
1860-1870-х годах органично связанные с социально-экономическими и
политическими процессами первой половины XIX в. и продолжавшиеся в период
контрреформ 1890-х при Александре III, явились поворотным
пунктом в истории России. Вместе с тем, они вызвали новый виток в развитии
театральной культуры, позволили создавать доступные для населения народные
театры, общества, кружки любителей музыки и литературы. «Реформы 1882 года
затронули не только Императорские театры – музыкальные и драматические, но они
оказали влияние на формирование региональной театральной культуры»[2].
Для человека, идущего в театр, всегда важен тот эмоциональный
позыв, который он может получить во время представления. Как мы знаем, именно
он неизменно использовался в спектаклях постреволюционного периода 1920-х и
последующих годов, для того, чтобы привлечь зрителя на свою сторону. Вместе с
тем, театр может являться средством социальной ориентации. Потому что именно
эмоционально-творческий характер восприятия, основанный на реальности и
театральной условности, помогает зрителю использовать полученную театральную
информацию в арсенале жизненного опыта.
[1] Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. –
СПб.: Академический проект, 2002. – 544 с. С. 9
[2] Погожев В.П. Проект законоположений об
императорских театрах : Сост. по поручению министра Имп. двора. Т. 1-3 / Соч.
В. Погожева. Т. 1: Положения общие. – Санкт-Петербург: тип. Глав. упр. Уделов,
1900. – 475 с. С. 18; Данилов С.С. Материалы по истории русского
законодательства о театре // О театре. – М.-Л., 1940. – С. 177-183.