Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Связь уровня самооценки с академической успеваемостью в младшем подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1. Самооценка как психологическая категория 9
1.2. Понятие и особенности самооценки
в младшем подростковом возрасте 18
1.3. Академическая успеваемость как фактор самооценки в младшем подростковом возрасте 32
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и успеваемости в младшем подростковом возрасте 44
2.3. Рекомендации по коррекции самооценки в контексте учебной деятельности в младшем подростковом возрасте 51
Выводы по 2 главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 70
Введение:
Актуальность исследования. Этап школьного обучения, и то, как обучающиеся справляются с проблемами, возникающими в данном процессе, очень важны для протекания их дальнейшей жизни. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьники начинают под воздействием оценочных суждений учителей, сверстников, родителей относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности.
Учебная самооценка — важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании учебной самооценки принадлежит младшему подростковому возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей.
Необходимость работы учителя в области формирования учебной самооценки младших подростков не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития учебной самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности учебной самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Учебно-воспитательный процесс в школе, который состоит из ряда учебных дисциплин, должен способствовать не только усвоению специфических знаний, предусмотренных программой, но и становлению обучающегося как личности. Таким образом, задача учителя способствовать формированию адекватной, объективной учебной самооценке каждого ученика, как основы развития познавательной самостоятельности младших подростков.
Развитию самооценки на разных возрастных этапах были посвящены многочисленные исследования в отечественной педагогике и психологии. Большинство из них рассматривает проблемы формирования самооценки в рамках изучения проблем Я-концепции. С точки зрения такого подхода самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания (Н. А. Батурин, Л. И. Божович, С. А. Будасси, Е. А. Залучинова, О. Н. Молчанова, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, Е. О. Федотова, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова), показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (К. А. Абульханова, Е. П. Авдуевская, Б. Г. Ананьев, С. А. Баклушинский, Л. В. Бороздина, А. В. Бояринцева, О. В. Дашкевич, И. С. Кон, В. Н. Куницина, А. Л. Шнирман). В исследованиях обсуждаются как проблемы связи личности и самооценки, так и проблемы соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки. Интересными представляются работы, рассматривающие педагогические проблемы самооценки. К таким работам относятся исследования Л. И. Божович, А. И. Липкиной, Е. И. Савонько. Е. И. Савонько под руководством Л. И. Божович рассматривала возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми.
А. И. Липкина рассматривает самооценку школьника с точки зрения регуляции его поведения, зависимости от контроля над ним других людей. Особенно интересным периодом формирования самооценки является подростковый. Этот возрастной период соответствует переходу человека от детства к юности. Именно в это время в жизни человека происходит множество изменений, событий, переживаний, противоречий. Данные изменения связаны, в первую очередь, с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Основным мотивом в подростковом возрасте являются формирование нового самосознания, преобразование Я-концепции, попытки в понимания себя и своих возможностей.
Заключение:
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. В данной работе проводится теоретический анализ проблематики взаимосвязи самооценки и учебной деятельности школьников на разных ступенях обучения. Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. Это явилось причиной пристального внимания психологов к проблематике, связанной с самооценкой и отношением личности к себе.
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. В структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Взаимовлияние самооценки и успешности обучения имеет определённые возрастные различия. Поскольку важнейшей особенностью детей младшего школьного возраста является их безграничное доверие ко взрослым, главным образом учителям, влияние оценок учителя, его отношение к ребёнку, успешности обучения на становление самооценки оказывается довольно существенным.
Основными условиями, влияющими на возникновение новообразований в психике подростка, в частности, на формирование нового уровня самосознания, являются такие факторы, как социальные условия жизни подростка, новые требования к его поведению и деятельности в системе отношений со взрослыми. Общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными.
Подростки же, в отличие от подростков, характеризуются переходом к самостоятельной взрослой жизни. Этот возраст определяется изменениями в жизни человека. Основными проблемами юношеского возраста являются развитие самосознания, формирование ценностных ориентаций, выбор профессии и вступление во взрослую самостоятельную жизнь. Для юношей характерны такие ценности как: счастливая семейная жизнь, образованность, уверенность в себе и т.д. Как подростки, так и юноши анализируют свои поступки, ориентируются на мнение окружающих.
Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности. Проведенные исследования дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения взаимосвязи самооценки и успешности их учебной деятельности на разных ступенях обучения, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Самооценка как психологическая категория
Понятие «самооценка» включает в себя большое количество физических, поведенческих, психологических и социальных явлений личности, которые связаны с оцениванием человеком самого себя по данным параметрам. Довольно часто ученые, посвящающие свои труды исследованию самооценки, используют в работе следующие схожие между собой понятия: самосознание, самоотношение, самоуважение и сама самооценка. Но, несмотря на схожесть, ученые дифференцируют данные понятия друг от друга, выявляя различия между ними согласно той концепции, в которой они работают, соответственно, они указывают и на отличия самооценки от других терминов.
Самооценка является одним из важнейших компонентов личности. Ее формирование происходит с раннего детского возраста под влиянием социума, который окружает личность. Функционируя, самооценка влияет на саморегуляцию личности и находится под влиянием ее ценностей. Оценить себя – значит иметь определенное отношение к себе, для чего необходимо быть носителем определенных норм и ценностей, которые, в свою очередь, зависят от социума и могут изменяться со временем [10]. Большое значение в этом процессе играет оценка значимых людей: их одобрение или осуждение. Эта оценка, в свою очередь, влияет на способность к рефлексии, без чего невозможно становление отношения к самому себе. А. В. Захарова связывает произвольную регуляцию собственного поведения с рефлексией как интеллектуальным действием. О рефлексивности в процессе оценивания себя идет речь и в трудах Х. Хекхаузен, Л. В. Выготского, М. И. Лисиной и др.
Рассмотрим, как толкуется понятие «самооценка» в различных словарях. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова под самооценкой понимается «оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков» [39]. Согласно словарю по книге «Психология развития. 9-е издание», авторами которой являются Г. Крайг и Д. Бокум, самооценка – это «отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного (высокая самооценка) до негативного (низкая самооценка)».
В «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещеряковой и В. П. Зинченко самооценка трактуется как «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Самооценка – это оценивание субъектом собственных поступков и личностных особенностей. Она зависит от переживаний человека, от его уверенности в себе, своих силах [9].
Обратимся к трудам Л.С. Выготского [13]. Самооценка представляет собой элемент рефлексии, как течение самооценивания и как сравнительно устойчивое структурное образование. Так же, она является фундаментальным свойством личности, которое вместе с другими качествами характеризует ее активность, направленность. Он считал, что самооценка – это обобщенное, т.е. устойчивое и, вместе с тем, разграниченное отношение ребенка к самому себе. Самооценка, интегрирует опыт деятельности ребенка, с помощью самооценки ребенок способен выстраивать общение с другими людьми. Эта наиболее важное личностное качество, которое дает возможность для контроля собственной деятельности, опираясь на нормативные критерии, а также выстраивать содержательное поведение согласно социальным нормам.
По мнению Т.Г. Смирновой, значение понятия самооценки стоит рассматривать с трёх позиций: сравнение образа «реального Я» с образом «Я идеального»; связь социального влияния на человека; зависимость от конкретных успехов личности и результатов её деятельности (чем значимей достижения личности, тем выше её самооценка). При этом, автор также подчёркивает, что уровень самооценки зависит от реального представления человека о себе и его «идеальным Я» и чем меньше разница между существующим представлением, тем выше самооценка личности [54].
Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания». Кроме психологических словарей, понятие «самооценка» раскрывается также и в словарях педагогических. Так, например, Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров в своем «Педагогическом словаре» под самооценкой понимают «оценку человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей». Этими же авторами самооценка подразделяется на актуальную, ретроспективную, идеальную и рефлексивную, под которыми они понимают соответственно: как личность видит и оценивает себя в настоящее время, как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни, каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе, как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди [52].