Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Связь тревожности с академической успеваемостью школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 9
1.1. Изучение тревожности в профильных исследованиях 9
1.2. Возрастные особенности проявления тревожности у школьников 20
Выводы к главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Оценка результативности, методы и приемы работы по преодолению тревожности у школьников 45
2.3. Практические рекомендации и значимость работы по преодолению тревожности у школьников 56
Выводы к главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Введение:
Формирование полноценной активной личности должно, прежде всего, основываться на воспитании у ребенка чувства собственного достоинства, осознании своей самоценности, уважения к себе, веры в собственные силы. Однако на этом пути иногда возникает страх, тревога. Обеспокоенность, тревога, страх – это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восторг, гнев, удивление. Но при чрезмерной восприимчивости к тревогам, страхам, зависимости от них существенно меняется поведение человека, что негативно сказывается на установлении им межличностных взаимоотношений.
В настоящее время происходящие интенсивные изменения в жизни современного общества приводят нас к решению новых задач, для решения которых, с годами образуется целый ряд требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной и особой задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая не только, за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, но и разработок применения новых современных методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.
Но мы не должны забывать, что одной из задач современной школы и общества в целом является контроль, а также сохранение и укрепление психологического здоровья, прежде всего, детей. Решение данной проблемы встает на первый план особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов. Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие, общей тревожности, проявляющейся у младших школьников, в связи с тем, что они входят в новую социальную среду и осваивают новый для них вид деятельности – учебу.
Распространение феномена тревожности среди детей, ее отрицательная роль в развитии является темой многочисленных исследований психологов, педагогов, врачей. В частности, рассматривались факты проявления детской тревожности как врожденной психодинамической характеристики (А.И. Захаров, Н. Д. Левитов и др.) и как условия и результата социализации (А. Прихожан, К. Хорни, Ю.Л. Ханин и др.). Доказана связь уровня интеллекта и переживания страхов (И. Рантбург, П. Поппер). Выявлены половые и возрастные различия в проявлениях тревожности (В.И.Кочубей, Е.В. Новикова).
Проблема предупреждения неуспеваемости младших школьников на сегодняшний день остается одной из сложных и недостаточно исследованных в теории и практике современного образования.
Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность учащихся, которая наступает в конце определенного срока обучения. Установление диагноза неуспеваемости и отнесение обследуемого школьника к определенному типу неуспевающих возможно лишь в том случае, если будут исследована вся совокупность типов и подтипов неуспеваемости, их проявления и пути преодоления. Без такого знания научно обоснованный диагноз просто невозможен. Предупреждение неуспеваемости учеников общеобразовательных учебных заведений непосредственно связано с успешным овладением среднего образования, а низкий уровень знаний в обучении не позволяет им своевременно окончить школу и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Прежде всего, это психологические проблемы, с которыми сталкивается ученик в процессе учебной деятельности. Как правило, это скрытые проблемы, которые плохо осознаются самим школьником. У него возникает ощущение, что он упирается в невидимую «стену» и еще сам не осознает, в какую. Его жалобы очень не определены и поэтому взрослым даже не удается их понять .
Заключение:
Проблема предупреждения тревожности младших школьников на сегодняшний день остается одной из сложных и недостаточно исследованных в теории и практике современной психологии и образования. В частности, детская тревожность может расцениваться как врожденная психодинамическая характеристика, как условие и результат социализации. Тревожность младших школьников непосредственно связана с уровнем развития их интеллекта. Проявления тревожности имеют половые и возрастные различия, обусловливающие их возникновение.
В ходе исследования были решены такие его задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
2. Изучена и проанализирована литература по проблеме использования индивидуально-личностного подхода в процессе преодоления неуспеваемости младших школьников.
3. Исследованы различия способов преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода.
4. Разработана программа по преодолению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста с использованием средств индивидуально-личностного подхода.
5. Экспериментально проверена эффективность влияния индивидуально-личностного подхода на процесс преодоления неуспеваемости учащихся начальной школы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день не существует единого определения понятия «неуспеваемость».
Проанализировав данные подходы к определению неуспеваемость, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения: неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксированное через определенный период обучения. Эта проблема вызвана педагогическими причинами, и, следовательно, устраняется с помощью коррекции педагогическими способами и средствами.
Индивидуально-личностный подход на уроках в начальной школе при работе с неуспевающими учениками может осуществляться на всех этапах урока.
Среди разнообразия форм внеклассной работы по преодолению неуспеваемости младших школьников наиболее удачными являются отдельные их виды, которые строятся на сочетании индивидуальной и групповой деятельности.
Для проверки эффективности методики опытно-экспериментальной работы по преодолению неуспеваемости младших школьников был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов решались отдельные задачи, поставленные в исследовании. Так, на констатирующем этапе проводилась диагностика уровня учебной мотивации младших школьников. Формирующий этап включал реализацию системы работы учителя начальных классов по преодолению неуспеваемости учащихся начальных классов. На контрольном этапе производилась проверка эффективности коррекционной программы.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Изучение тревожности в профильных исследованиях
Проблема предупреждения неуспеваемости младших школьников на сегодняшний день остается одной из сложных и недостаточно исследованных в теории и практике современного образования.
Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность учащихся, которая наступает в конце определенного срока обучения. Установление диагноза неуспеваемости и отнесение обследуемого школьника к определенному типу неуспевающих возможно лишь в том случае, если будут исследована вся совокупность типов и подтипов неуспеваемости, их проявления и пути преодоления. Без такого знания научно обоснованный диагноз просто невозможен. Предупреждение неуспеваемости учеников общеобразовательных учебных заведений непосредственно связано с успешным овладением среднего образования, а низкий уровень знаний в обучении не позволяет им своевременно окончить школу и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Прежде всего, это психологические проблемы, с которыми сталкивается ученик в процессе учебной деятельности. Как правило, это скрытые проблемы, которые плохо осознаются самим школьником. У него возникает ощущение, что он упирается в невидимую «стену» и еще сам не осознает, в какую. Его жалобы очень не определены и поэтому взрослым даже не удается их понять .
Причинами неуспеваемости школьников может стать все, что угодно: от небольших расстройств мелкой моторики до проблем в семейной жизни родителей. В частности, установлено, что неуспеваемость школьников связана как с их индивидуальными особенностями, так и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Школьная неуспеваемость – это очень сложное явление, которое чаще всего возникает в результате наложения, переплетения и одновременного действия нескольких разноплановых факторов, которые находятся в сложных причинно-следственных взаимосвязях между собой.
Впервые проблема неуспеваемости привлекла внимание отечественных педагогов и психологов еще в 20-х гг. ХХ века в связи с внедрением обязательного уровня образования и рассматривалась как исследование поиска причин отставания, оценки эффективности предлагаемых программ, помощи ученикам с проблемами в обучении.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нет единого мнения относительно трактовки и определения понятия неуспеваемость детей в обучении.
Итак, существует потребность в выявлении факторов, которые позволят активизировать познавательную деятельность учащихся с начальным уровнем знаний, обеспечат успешный ход их обучения и воспитания. В советские времена учеников, которые имели низкий уровень знаний, сразу относили к группе так называемых отстающих или неуспевающих в учебе школьников. Но, прежде чем рассматривать причины, признаки и факторы неуспеваемости учеников, нужно охарактеризовать и понять сущность самого понятия «неуспеваемости» .
Так некоторые авторы, в частности В.А. Сухомлинский, отождествляют его с понятием «трудные дети». В своей работе «Разговор с молодым директором» он отмечает, что трудные дети есть, от них никуда не денешься. Трудные дети – понятие сложное, считал педагог. У каждого из них свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности, отклонения от норм, свои пути воспитания.
В «Кратком словаре педагогических понятий» Е.А. Коняев определяет данную категорию детей, как детей с отставанием в учении. Он пишет, что отставание учеников – недостаточное усвоение учениками текущего учебного материала.
Некоторые авторы при определении понятия неуспевающий ученик, вместе с понятием «педагогическая запущенность» (В.В. Давыдов) используют понятие «социально-педагогическая запущенность» (А.С. Белкин), «дети с отклонением в этическом развития» (В.М Обухов), «трудновоспитуемые»(А.И. Кочетов).
С.C. Гиль предлагает следующее определение педагогической запущенности – это неразвитость ребенка, отставание в развитии, вызванное педагогическими причинами и поддается коррекции педагогическими средствами.